Марина Касьяненко →  Вторая жизнь принципа Талиона …

Около 1760 до н. э клинописью были прописаны законы Хаммурапи, одним из основных положений этого раннего нормативного акта человечества стал принцип Талиона. Интернетовская Википидия определяет, что этот принцип известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах.А анализ источников освещающих данный вопрос с позиции истории государства и права, позволяет прийти к единому мнению о том, что он сохраняет одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.Тем самым провозглашая пусть «грубую», но справедливость, с другой стороны призванным на тот момент ограничить когда-то тоже правоохранительный институт общин и племен– кровную месть Ее разгул без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших. Но со временем этот принцип теряет свою значимость и актуальность, переходя лишь в теоретическую плоскость. Так, на проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права.Постепенно институт наказания эволюционирует, и на смену принципу «грубой» справедливости, приходит принцип гуманизма и справедливости назначения наказания, только судом.В нашем цивилизованном мире, в целом и в стране в частности провозглашающим права и свободы человека высшей ценностью, принцип справедливости, предполагающий наказание и другие уголовно-правовые меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а для этого должен быть Приговор. Приговор —  важнейший акт правосудия, решение, вынесенное судом в заседании по вопросу виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания, на практике казалось бы просто данность…Но нынешнее реалии совершенно другие…Уровень субъективизма в судах современной России порой превышает все допустимые пределы и выходит за грани человеческого понимания. Но, если в различных хозяйственных, коммерческих спорах проигравший теряет лишь финансовые средства либо имущество, то в уголовных делах цена ошибок, недочетов, субъективного взгляда – это цена человеческой жизни…Приоритет защиты и обеспечения прав, которой провозглашен во всем современном цивилизованном сообществе…Именно это обстоятельство, а также ряд сопутствующих, например безграничный произвол чиновничества и работников правоохранительной сферы, сопровождающиеся  тотальной коррупцией обусловили всплеск  так называемого  самосуда (мести). Так,прошло всего несколько месяцев после массового побоища в Миассе на фестивале «Торнадо», В Петербурге кто-то избил «жемчужного прапорщика», который отличился особым цинизмом при разгоне митинга несогласных. В Москве неизвестные убили таксиста, которого милиция обвиняла в жестоком избиении беременной девушки. И вот, самая страшная трагедия ноября, массовое убийство в станице Кущевской. Основным мотивом которого так же называют «кровную месть»

Этот список можно продолжить  и далее, но не в этом дело…Да были совершены противоправные действия, виновные на основах принципа справедливости и гуманизма понесут наказание, которое в идеале должно преследовать цель исправления виновных…Что правильно, иначе все это может привести к еще большей анархии. Нельзя говорить, что такие преступления, мотив которых месть не совершались ранее. Совершались, одним из наиболее резонансных из купы таких преступлений можно назвать пример самосуда Виталия Калоева. Но прошло несколько лет, и месть приобретает (вернее реанимирует ране общинные правоохранительные принципы, с диверсификацией в сторону ужесточения «наказания» обидчику, за его ранее совершенные противоправные действия. Так, майор милиции застрелил водителя снегоуборочной машины за то, что тот зацепил его иномарку. В электричке Москва — Тула один пассажир выстрелил другому в глаз за то, что тот уснул на вещах первого. Да виновные за такие действия понесут наказания опять же на основах гуманизма, справедливости…Но насколько эффективны в таких случаях только меры превенции в виде уголовной репрессии?Неужели ни кто из представителей чиновничества или правоохранительных структур так и не задастся вопросом, почему так происходит, почему рядовые члены российского общества (жизнь и здоровье которых должно оберегать и защищать государство, посредством эффективной работы всех ветвей власти, причем не только на государственном но и местном уровне, обращаются к методам  правоохранительных институтов действенных до н.э.? «Око за око»…А применительно к сегодняшней действительности: «Око и зуб за око» или еще страшнее «Жизнь за око»…Основной причиной сложившейся ситуации называется неспособность государства обеспечить безопасность и защитить права — видя это, граждане начинают судить друг друга сами. Это, безусловно, так, но проблема шире.Возникновение такого девеантного  (криминального) поведения не сводимо к какой либо одной монопричине, а по сути, имеет сложноструктурированную природу с коммулятивно-криминальными связями.Побоище в Миассе показало наличие и эффективность в политических, экономических и бытовых разборках ресурса «гопников». В значительной мере рост этого ресурса вызван экономическими причинами«Никогда в России не было социального неравенства, подобного нынешнему», — заявил глава Росстата Александр Суринов. А также  самоустранением государства из сферы молодежной политики, обеспечения социальных лифтов, снижением качества образования. К тому же картину дополняет  не желанием институтов гражданского общества уделять этой проблеме должное внимание.Это все дополняется стабильным ростом прежде всего в молодежной среде различных антисоциальных, негативных социальных, фоновых явлений, традиционно к таким относят пьянство и алкоголизм, наркоманию и проституцию.  Однако, в настоящее время все больше находят свое проявление  и иные фоновые негативные явления, которые соприкасаются с преступностью. Это рост так называемой бытовой  и стихийной ксенофобии. Сегодня различные научные взгляды характеризует ксенофобию как комплексное преступное явление, в структуре которого можно выделить различные формы ее проявлений, такие как: мигрантофобия, этнофобия, исламофобия, расофобия и другие. Кроме того несмотря на существующие уголовные запреты с каждым годом количество преступных проявлений на почве ксенофобии увеличивается в геометрической прогрессии.При невозможности решить свои проблемы личность, вольно или невольно, буквально инстинктивно, начинает поиск виноватого в своих проблемах. Таким виноватым, нередко, может выступать человек в социальном смысле наделенный определенными свойствами: «чужой», приезжий, инородец, он находится где-то рядом, поблизости, постоянно «попадается на глаза»;Мотивацией противоправного акта (в наиболее опасных формах в виде преступных проявлений) ксенафобского свойства является наличие конфликтного повода. Или сопровождение ксенофобских воззрений иными асоциальными фоновыми проявлениями, например ксенофобия чрезвычайно популярна и у взрослых в кухонных разговорах за бутылкой водки. Нередко такое поведение объясняет акт насилия, в том числе путем физической расправы над жертвой. В данном случае, по мнению преступника, представители иноэтничных этносов мотивационно просто более «легкая жертва», чем другие лица. Так как зачастую это лицо является приезжим, а соответственно менее защищенным, возможно, вовсе находится на нелегальном положении ксенафобских проявлений во вне имеют выраженную криминологическую окраску, так как правило, ксенофобия во вне проявляет себя посредством девиантного, все чаще именно криминально-группового поведения, причем в большинстве случаев с позиции эмоцианально-качественных характеристик в форме особой жестокости по отношению к жертве. К тому же умелая риторика использования ксенофобской мотивации различными криминальными структурами приводит к тому что «ксенофобия является хорошим источником дохода. Но чему удивляться? По сути это вполне предсказуемая ситуация в сложившихся условиях полиэтничной России. Чего же мы хотим на фоне отсутствия четкой и последовательной национальной политики? Отсутствие культуры компромисса на основах толерантности и взаимоуваженияХотя «лекарство» от всех этих ксенофобских бед и других «национальных проблем» было обозначено еще в 2004 году посредством провозглашения так  называемой идеи общегражданской идентичности. Провозглашенной в нашем государстве еще в 2004 году В.В. Путиным «Мы россияне» — то есть граждане одного государства, со своими правами и обязанностями, едиными для ВСЕХ, как и территория нашего многонационального государства. Но видимо одних «девизов» Кота Леопольда «Ребята давайте жить дружно…», произносимых с экранов телевидения различными  артистами и актерами в сложившейся ситуации не совсем достаточно…Социальная реклама эффективна в случаях реально исполняемых  экономических и социальных мероприятий, по поддержке этой и других идей, а иначе это просто популистские заявления, без четких целей воздействия…Нельзя изменить ситуацию только провозглашением идей, но бездействием и не «исполнением распоряжений» чиновниками или сменой вывесок…

Но, наверное, перечень причинвозрождения  с некоторой диверсификацией Принципа Талиона в условиях современной России следует оставить открытыми…Когда на практике уголовная политика  государства традиционно строится на уголовной репрессиикак методе отстаивания своих интересов, а если в такой политике используется еще и нелегитимные методы и свойства, например проявление криминального бюрократизма это и приводит к утрате доверия к власти и способствует постоянному воспроизводству насилия уже по принципу «ты мне — я тебе». Но в тоже время беззаконием нельзя победить отсутствие закона…

Нет комментариев