Светлана Новикова → Требования, которые закон предъявляет к рекламе стимулирующих мероприятий
Юридическое регулирование сферы рекламы в России осуществляется Федеральным Законом РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
Рассматриваемый закон содержит общие требования к рекламе, которые также распространяются и на рекламу стимулирующих мероприятий (согласно статье 9 Закона «О рекламе» — это стимулирующая лотерея, конкурс, игра, иное мероприятие, условием участия в которых является приобретение товара).
Действующее рекламное законодательство предъявляет дополнительные требования к рекламе стимулирующих мероприятий, а также выделяет некоторые из них, устанавливая для них отдельные условия рекламирования.
1. Общие положения, распространяемые на все стимулирующие мероприятия
Для начала рассмотрим общие положения, которые распространяются абсолютно на все виды стимулирующих мероприятий.
1.1. Реклама стимулирующих мероприятий должна быть добросовестной
Статья 5 Закона «О рекламе» (подпункт 15 пункта 5) устанавливает квалифицирующие признаки недобросовестности рекламы стимулирующих мероприятий. Недобросовестной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о:
• правилах и сроках проведения стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем,
• количестве призов или выигрышей по его результатам,
• сроках, месте и порядке их получения,
• а также об источнике информации о таком мероприятии.
1.2. Обязательные сведения, которые должны содержаться в рекламном объявлении
Статья 9 Закона «О рекламе» определяет, что в рекламе, содержащей сведения о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны:
• сроки проведения такого мероприятия;
• источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
2. Особые положения, распространяемые на такой вид стимулирующих мероприятий, как стимулирующие лотереи
Стимулирующая лотерея — бесплатная для участников лотерея, связанная с реализацией товаров (услуг), призовой фонд которой формируется за счёт организатора и срок проведения которой не может превышать 12 месяцев. Анализ норм лотерейного и рекламного законодательства позволяет говорить о том, что стимулирующая лотерея — это рекламная акция, в рамках которой производится случайный розыгрыш призов среди участников.
Согласно статье 1063 ГК РФ лотерея – это игра, основанная на риске Для стимулирующих лотерей исключения не предусмотрено. В настоящий момент в правоприменительной практике превалирует принцип, что все положения законодательства, предусмотренные для лотерей, распространяются в том числе и на стимулирующие лотереи, если закон прямо не устанавливает обратного.
В связи с чем на такой вид стимулирующих мероприятий, как стимулирующая лотерея, распространяется ряд особых положений Закона «О рекламе».
2.1. Ограничения в рекламе стимулирующих лотерей
Статья 27 (пункт 1) Закона «О рекламе» определяет, что реклама основанных на риске игр не должна:
• обращаться к несовершеннолетним;
• создавать впечатление, что участие в лотерее является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;
• содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;
• содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями лотереи, но выигрыши не получили;
• содержать утверждения о том, что участие в лотерее имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
• осуждать неучастие в лотерее;
• создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.
2.2. Обязательная информация, которая должна содержаться в рекламе стимулирующих лотерей
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр (включая лотереи) должна содержать:
• указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения лотереи;
• источник информации об организаторе лотереи, о призовом фонде, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
2.3. Дополнительные требования к аферте стимулирующей лотереи
В том случае, если реклама содержит предложение о заключении договора с организатором стимулирующей лотереи, то в соответствии с пунктом 3 статьи 1063 ГК РФ, такая реклама должна включать условия:
• о сроке проведения игр и
• порядке определения выигрыша и его размере.
3. Особые положения, распространяемые на такой вид стимулирующих мероприятий, как конкурсы
Некоторые виды стимулирующих мероприятий проводятся в виде конкурсов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1057 ГК РФ объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие:
• существо задания,
• критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений,
• место, срок и порядок их представления,
• размер и форму награды,
• а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Соответственно, реклама, содержащая объявление о стимулирующей мероприятии, проводимом в виде публичного конкурса, должна отвечать указанным требованиям.
4. Требования к рекламе стимулирующих мероприятий, установленные уполномоченным органом
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) является уполномоченным органом, отвечающим за соблюдение законодательства о рекламе. В настоящее время этот орган ведёт усиленную работу по выявлению ненадлежащей рекламы.
Исходя из анализа практики работы ФАС РФ, можно сформулировать некоторые особые толкования закона чиновниками, которые необходимо учитывать при оформлении рекламных материалов.
4.1. В рекламу следует переписывать формулировку об источнике информации в полном объёме
Обычно рекламодатели стараются в рекламе быть как можно более лаконичными. Поэтому, выполняя требования Закона «О рекламе», предоставляют в рекламе ссылку на источник информации о мероприятии, но не расшифровывают подробно, что же может узнать человек, пройдя по указанной ссылке. По мнению ФАС РФ, это неправомерно.
В августе 2009 года ФАС РФ обвинила ООО «ПепсиКо Холдингс» в ненадлежащей рекламе сока «Тропиканка» поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», а именно, в рекламе не указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, а также о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
В рекламе сообщалось: «Пей «Тропикана», участвуй в акции и выиграй путешествие во Флориду или сумку для путешествий. Заставка для мобильного каждому участнику!». В нижней части плаката маленьким шрифтом указано: «*Сотри защитный слой, с 15.01.09 до 30.04.09 (по московскому времени) отправляй SMS с кодом на номер 5767 или вводи код на сайте www.tropicana.ru и ты сможешь получить гарантированные призы. Акция проводится с 15.01.2009 до 30.05.2009 на территории РФ. Стоимость СМС — не более 3 руб (с НДС), все подробности на www.tropicana.ru». ** За максимальное количество кодов. *** За 20 кодов. Количество сумок — 10 000 шт. **** Для получения заставки мобильный телефон должен иметь возможность WAP-GPRS доступа в интернет. Телематические услуги предоставляются ООО «Моби Марк» (№44313). Доп. инфо по телефону (495) 787-7878. Выдаваемые призы могут отличаться от изображенных.»
Таким образом, ФАС РФ признаёт недостаточным указание источника информации о мероприятии (в рассматриваемом случае рекламодатель ограничился словами: «все подробности на» и дал ссылку на сайт). Подобные же решения были и в отношении других рекламодателей (например, компания «Данон Индустрия» в 2009 году также была привлечена к ответственности за подобное нарушение).
Получается, что, по мнению ФАС РФ, в целях исполнения пункта 2 статьи 9 Закона «О рекламе» необходимо указывать, о чём же конкретно информирует данный источник информации.
Это требование возможно выполнить двумя способами:
1. Полностью переписать текст из статьи 9 (а для стимулирующих лотерей – дополнительно и из пункта 5 статьи 27) Закона «О рекламе». Фраза должна звучать примерно так: «источник информации об организаторе, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам [дополнение для лотереи — о призовом фонде], сроках, месте и порядке их получения смотрите… ".
2. Наша версия. Указать в тексте рекламы слова: «источник информации, предусмотренной ст. 9 [для лотереи – 27] ФЗ «О рекламе»…». Этот способ размещения информации можно призвать более лаконичным, но следует отметить и его рискованность, так как он не подкреплён практикой применения.
4.2. В рекламе следует указывать место и порядок получения призов
Управление ФАС РФ по Липецкой области пошло ещё дальше. В декабре 2006 года было вынесено постановление в отношении рекламодателя, который был обвинён в том, что опубликованная реклама не содержала сведения об источнике информации, об организаторе данного мероприятия, не указано место и порядок получения призов. Позицию территориального органа поддержал суд (вплоть до ФАС Северо-Кавказского округа, Постановление от 11 июля 2007 года Дело N Ф08-4226/2007-1674А).
Если рассмотреть дело, то выявляется, что, у Липецкого Управления ФАС и судов Северно-Кавказского округа свое особое прочтение статьи 9 Закона «О рекламе»: в рекламе необходимо указывать не просто источник информации о месте и порядке получения призов, а непосредственно указывать само место и порядок получения призов. Позиция крайне спорная.
По нашему мнению, в пункте 2 статьи 9 Закона «О рекламе» все слова и словосочетания, расположенные после слов «источник информации», являются однородными членами предложения и относятся к одному и тому же члену предложения (источник информации), потому как они отвечают на один общий для них вопрос (источник информации о чём?) равноправны друг к другу и связаны между собой.
В противном случае, если следовать версии Управления, то по правилам русского языка пункт 2 статьи 9 Закона «О рекламе» должен звучать так:
«источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количествО призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, срокИ, местО и порядОк их получения».
Но тем не менее, раз есть такая практика, значит, кто-то может признать, что лучше «перестраховываться» и указывать помимо прочего в рекламе: количество призов, место и порядок получения призов.
Рассматриваемый закон содержит общие требования к рекламе, которые также распространяются и на рекламу стимулирующих мероприятий (согласно статье 9 Закона «О рекламе» — это стимулирующая лотерея, конкурс, игра, иное мероприятие, условием участия в которых является приобретение товара).
Действующее рекламное законодательство предъявляет дополнительные требования к рекламе стимулирующих мероприятий, а также выделяет некоторые из них, устанавливая для них отдельные условия рекламирования.
1. Общие положения, распространяемые на все стимулирующие мероприятия
Для начала рассмотрим общие положения, которые распространяются абсолютно на все виды стимулирующих мероприятий.
1.1. Реклама стимулирующих мероприятий должна быть добросовестной
Статья 5 Закона «О рекламе» (подпункт 15 пункта 5) устанавливает квалифицирующие признаки недобросовестности рекламы стимулирующих мероприятий. Недобросовестной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о:
• правилах и сроках проведения стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем,
• количестве призов или выигрышей по его результатам,
• сроках, месте и порядке их получения,
• а также об источнике информации о таком мероприятии.
1.2. Обязательные сведения, которые должны содержаться в рекламном объявлении
Статья 9 Закона «О рекламе» определяет, что в рекламе, содержащей сведения о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны:
• сроки проведения такого мероприятия;
• источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
2. Особые положения, распространяемые на такой вид стимулирующих мероприятий, как стимулирующие лотереи
Стимулирующая лотерея — бесплатная для участников лотерея, связанная с реализацией товаров (услуг), призовой фонд которой формируется за счёт организатора и срок проведения которой не может превышать 12 месяцев. Анализ норм лотерейного и рекламного законодательства позволяет говорить о том, что стимулирующая лотерея — это рекламная акция, в рамках которой производится случайный розыгрыш призов среди участников.
Согласно статье 1063 ГК РФ лотерея – это игра, основанная на риске Для стимулирующих лотерей исключения не предусмотрено. В настоящий момент в правоприменительной практике превалирует принцип, что все положения законодательства, предусмотренные для лотерей, распространяются в том числе и на стимулирующие лотереи, если закон прямо не устанавливает обратного.
В связи с чем на такой вид стимулирующих мероприятий, как стимулирующая лотерея, распространяется ряд особых положений Закона «О рекламе».
2.1. Ограничения в рекламе стимулирующих лотерей
Статья 27 (пункт 1) Закона «О рекламе» определяет, что реклама основанных на риске игр не должна:
• обращаться к несовершеннолетним;
• создавать впечатление, что участие в лотерее является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;
• содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;
• содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями лотереи, но выигрыши не получили;
• содержать утверждения о том, что участие в лотерее имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
• осуждать неучастие в лотерее;
• создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.
2.2. Обязательная информация, которая должна содержаться в рекламе стимулирующих лотерей
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр (включая лотереи) должна содержать:
• указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения лотереи;
• источник информации об организаторе лотереи, о призовом фонде, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
2.3. Дополнительные требования к аферте стимулирующей лотереи
В том случае, если реклама содержит предложение о заключении договора с организатором стимулирующей лотереи, то в соответствии с пунктом 3 статьи 1063 ГК РФ, такая реклама должна включать условия:
• о сроке проведения игр и
• порядке определения выигрыша и его размере.
3. Особые положения, распространяемые на такой вид стимулирующих мероприятий, как конкурсы
Некоторые виды стимулирующих мероприятий проводятся в виде конкурсов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1057 ГК РФ объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие:
• существо задания,
• критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений,
• место, срок и порядок их представления,
• размер и форму награды,
• а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Соответственно, реклама, содержащая объявление о стимулирующей мероприятии, проводимом в виде публичного конкурса, должна отвечать указанным требованиям.
4. Требования к рекламе стимулирующих мероприятий, установленные уполномоченным органом
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) является уполномоченным органом, отвечающим за соблюдение законодательства о рекламе. В настоящее время этот орган ведёт усиленную работу по выявлению ненадлежащей рекламы.
Исходя из анализа практики работы ФАС РФ, можно сформулировать некоторые особые толкования закона чиновниками, которые необходимо учитывать при оформлении рекламных материалов.
4.1. В рекламу следует переписывать формулировку об источнике информации в полном объёме
Обычно рекламодатели стараются в рекламе быть как можно более лаконичными. Поэтому, выполняя требования Закона «О рекламе», предоставляют в рекламе ссылку на источник информации о мероприятии, но не расшифровывают подробно, что же может узнать человек, пройдя по указанной ссылке. По мнению ФАС РФ, это неправомерно.
В августе 2009 года ФАС РФ обвинила ООО «ПепсиКо Холдингс» в ненадлежащей рекламе сока «Тропиканка» поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», а именно, в рекламе не указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, а также о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
В рекламе сообщалось: «Пей «Тропикана», участвуй в акции и выиграй путешествие во Флориду или сумку для путешествий. Заставка для мобильного каждому участнику!». В нижней части плаката маленьким шрифтом указано: «*Сотри защитный слой, с 15.01.09 до 30.04.09 (по московскому времени) отправляй SMS с кодом на номер 5767 или вводи код на сайте www.tropicana.ru и ты сможешь получить гарантированные призы. Акция проводится с 15.01.2009 до 30.05.2009 на территории РФ. Стоимость СМС — не более 3 руб (с НДС), все подробности на www.tropicana.ru». ** За максимальное количество кодов. *** За 20 кодов. Количество сумок — 10 000 шт. **** Для получения заставки мобильный телефон должен иметь возможность WAP-GPRS доступа в интернет. Телематические услуги предоставляются ООО «Моби Марк» (№44313). Доп. инфо по телефону (495) 787-7878. Выдаваемые призы могут отличаться от изображенных.»
Таким образом, ФАС РФ признаёт недостаточным указание источника информации о мероприятии (в рассматриваемом случае рекламодатель ограничился словами: «все подробности на» и дал ссылку на сайт). Подобные же решения были и в отношении других рекламодателей (например, компания «Данон Индустрия» в 2009 году также была привлечена к ответственности за подобное нарушение).
Получается, что, по мнению ФАС РФ, в целях исполнения пункта 2 статьи 9 Закона «О рекламе» необходимо указывать, о чём же конкретно информирует данный источник информации.
Это требование возможно выполнить двумя способами:
1. Полностью переписать текст из статьи 9 (а для стимулирующих лотерей – дополнительно и из пункта 5 статьи 27) Закона «О рекламе». Фраза должна звучать примерно так: «источник информации об организаторе, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам [дополнение для лотереи — о призовом фонде], сроках, месте и порядке их получения смотрите… ".
2. Наша версия. Указать в тексте рекламы слова: «источник информации, предусмотренной ст. 9 [для лотереи – 27] ФЗ «О рекламе»…». Этот способ размещения информации можно призвать более лаконичным, но следует отметить и его рискованность, так как он не подкреплён практикой применения.
4.2. В рекламе следует указывать место и порядок получения призов
Управление ФАС РФ по Липецкой области пошло ещё дальше. В декабре 2006 года было вынесено постановление в отношении рекламодателя, который был обвинён в том, что опубликованная реклама не содержала сведения об источнике информации, об организаторе данного мероприятия, не указано место и порядок получения призов. Позицию территориального органа поддержал суд (вплоть до ФАС Северо-Кавказского округа, Постановление от 11 июля 2007 года Дело N Ф08-4226/2007-1674А).
Если рассмотреть дело, то выявляется, что, у Липецкого Управления ФАС и судов Северно-Кавказского округа свое особое прочтение статьи 9 Закона «О рекламе»: в рекламе необходимо указывать не просто источник информации о месте и порядке получения призов, а непосредственно указывать само место и порядок получения призов. Позиция крайне спорная.
По нашему мнению, в пункте 2 статьи 9 Закона «О рекламе» все слова и словосочетания, расположенные после слов «источник информации», являются однородными членами предложения и относятся к одному и тому же члену предложения (источник информации), потому как они отвечают на один общий для них вопрос (источник информации о чём?) равноправны друг к другу и связаны между собой.
В противном случае, если следовать версии Управления, то по правилам русского языка пункт 2 статьи 9 Закона «О рекламе» должен звучать так:
«источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количествО призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, срокИ, местО и порядОк их получения».
Но тем не менее, раз есть такая практика, значит, кто-то может признать, что лучше «перестраховываться» и указывать помимо прочего в рекламе: количество призов, место и порядок получения призов.
Нет комментариев