Сергей Позитивов → И снова о проверках ГСБЭП (ОБХСС для ностальгирующих:))
Место действия — Украина. Время действия — наши дни:) Вопрос проверок гос. органов актуален как никогда. Попытки предыдущего правительства в лице женщины с косой сократить число рейдов проверяющих органов по сути ни к чему не привели — новое постановление Кабмина да один Закон — пестрели громкими фразами, но не согласовывались с действующей законодательной базой и по сути были недействительными. Упоминание о них предпринимателями при проверяющих вызывало лишь улыбку и не меняло ситуации. Но теперь новая власть, улучшение жизни уже сегодня. И чтобы улучшить себе жизнь и сменить старенькие лексусы на новенькие порше и мазератти, новая власть усилила давление проверяющих органов на малый и средний бизнес. И это еще налоговый кодекс не вступил в силу.
Наиболее проблемным моментом остаются проверки Государственной службы по борьбе с экономической преступностью. Согласно действующего законодательства они пользуются размытыми и достаточно широкими полномочиями как сотрудники милиции, но при этом не обременены практически никакими обязанностями, присущими контролирующим органам (перечень контролирующих органов имеется и ГСБЭП в них не входит). Ни тебе предупреждения о проведении проверки, ни тебе росписи в журнале проверок (как раз таки ГСБЭП и не упомянули в списке органов, которые обязаны расписываться в журналах проверок), ни тебе предупреждений и срока для устранения. Самое веселое, что порядок проверок, проводимых ими, должен быть утвержден постановлением Кабмина. Естественно, этого так и не произошло. А раз нету порядка, то и сложно говорить о его нарушении. Нет, можно конечно намекнуть, что согласно Конституции органы государственной власти должны действовать строго определенным способом, а раз способ не утвержден, то и нефиг действовать:) — но кого это остановит?
Итак, что мы имеем:
полная самодеятельность в порядке проведения проверки
полная самодеятельность в тексте направления на проверку
полная самодеятельность в вопросах типа проверки (ни под плановые, ни под внеплановые они не подпадают, поэтому писать можно все что угодно — комплексная, оперативная, доследственная и т.д.)
Почему актуален порядок проведения проверки? Набившая оскомину тема нелицензионного софта на предприятии. Могут ли лично сотрудники ГСБЭП смотреть софт на рабочих компьютерах? Либо это должен делать уполномоченный представитель правообладателя (того же Майкрософт), или на худой конец эксперт. Если смотрят сами, то смотрят своими руками (т.е. садятся за стол, берут мышку в руки и клацают все файлы и папки в поисках чего-то) или смотрят только глазками на то, что покажет уполномоченный сотрудник? По сути наше законодательство оставляет все эти вопросы открытыми, поэтому приходится взывать только к разуму проверяющих и намекать, что фирма то готова идти на контакт, но только без беспредела.
На сегодня имеем: пришли, ГСБЭП. По заявлению? По оперативно-розыскному делу? Нет? Вежливо говорим, что без этого обвинять и проверять фирму как бы низзя. Ждем когда принесут уже заявление, где будет написано что фирма таки виновна во всех смертных грехах, или на худой конец в использовании нелицензионного софта. Если есть заказ, приказ руководства или просто жгучее желание проверяющего — заявление не заставит себя долго ждать. Один из сотрудников даже может остаться у вас на предприятии — права милиционера позволяют ему находиться в любых помещениях кроме домовладений (об этом далее) — и подождать пока поднесут заявление. За это время быстренько удаляем весь левый фотошоп, который секретарша Машенька, работающая только в опен офисе, установила чтобы подругам слать красивые фотографии. Если очень надо — на место фотошопа ставим халявный гимп (благо, он есть не только под линукс).
Возвращаются проверяющие, хотят посмотреть софт. Ну что ж, не вопрос, только софт показывает программист/директор, самих не пускать. Мол, понимаете, много конфиденциальной информации, разработки, которые еще не обнародованы и держатся в тайне. Все покажем, но только сами. Почему? А софт в глазах проверяющих делится на установленный (проинсталлированный) и дистрибутивы (все эти папочки Install). У вас может быть купленый виндовс, а в дистрибутивах «на всякий пожарный» лежать столько всего, что на дело хватит. Вот поэтому сами показываем только то, что установлено, а в локальные диски не залезаем. Впрочем, пока ребята бегали за заявлением — все можно было почистить, а это был совет для тех, к кому пришли сразу с заявлением (бывает же и такое!).
Собрались изымать — в срочном порядке копируем всю информацию с компьютеров на съемные носители чтобы деятельность не встала.
Почему я так советую, да потому что нельзя полунищим аборигенам продавать софт по заоблачной цене. Если в США нормально отдавать по 100-1000 баксов за софт с учетом зарплат и социального обеспечения, то у нас — ну никак. Windows XP Home подешевле взяли и хватит.
А у нас даже нет нормальной возможности ответить по закону за свои нарушения по лицензионному ПО. Компьютеры будут изъяты в рамках обеспечения санкции админ. кодекса, без решения суда, на месте и отвезены эксперту, который будет устанавливать контрафактность программ. Срок привлечения к админ. ответственности — 2 месяца. Срок исследования — до посинения, были случаи и по году, полтора. Без исследования направлять материал в суд — бессмысленно, т.к. только исследование подтвердит что человек был неправ. И все блин правы получаются, сотрудник милиции — не увидел наклеек, лицензионных соглашений, платежек на покупку программ — обязан был пресечь правонарушение — пресек его и передал на исследование компьютерную технику. Эксперты — у них внутренний приказ о том, что если исследование многообъектное или повышенной сложности — то можно проводить столько сколько нужно без установление верхних пределов сроков. А в убытке остается в итоге один предприниматель, у которого на год встала деятельность, т.к. вся бухгалтерия была на уехавших компьютерах (если не успели скопировать).
Ну и по поводу домовладений — у нас пока прокатывает на ура, в РФ слышал уже есть законопроект по прикрытию лавочки. Офис в квартире — все сделано под офис, свободный вход с улицы, это и есть полноценный офис. Вот только не выведенный из жилого фонда — по документам это обычная квартира. Да, там сидят клиенты, да, там используется различный софт. Но находиться там проверяющий, любой, в том числе и ГСБЭП, может либо с согласия владельца помещения (письменного), либо по решению суда. Очень удобно. Решение суда делать подольше чем выписать направление на проверку или написать заявление.
Не говорю что это все правильно, но а как иначе? Может в РФ ситуация несколько отличается, буду рад услышать Ваши отзывы. Да и вообще обмен опытом в этой теме всегда актуален.
Наиболее проблемным моментом остаются проверки Государственной службы по борьбе с экономической преступностью. Согласно действующего законодательства они пользуются размытыми и достаточно широкими полномочиями как сотрудники милиции, но при этом не обременены практически никакими обязанностями, присущими контролирующим органам (перечень контролирующих органов имеется и ГСБЭП в них не входит). Ни тебе предупреждения о проведении проверки, ни тебе росписи в журнале проверок (как раз таки ГСБЭП и не упомянули в списке органов, которые обязаны расписываться в журналах проверок), ни тебе предупреждений и срока для устранения. Самое веселое, что порядок проверок, проводимых ими, должен быть утвержден постановлением Кабмина. Естественно, этого так и не произошло. А раз нету порядка, то и сложно говорить о его нарушении. Нет, можно конечно намекнуть, что согласно Конституции органы государственной власти должны действовать строго определенным способом, а раз способ не утвержден, то и нефиг действовать:) — но кого это остановит?
Итак, что мы имеем:
полная самодеятельность в порядке проведения проверки
полная самодеятельность в тексте направления на проверку
полная самодеятельность в вопросах типа проверки (ни под плановые, ни под внеплановые они не подпадают, поэтому писать можно все что угодно — комплексная, оперативная, доследственная и т.д.)
Почему актуален порядок проведения проверки? Набившая оскомину тема нелицензионного софта на предприятии. Могут ли лично сотрудники ГСБЭП смотреть софт на рабочих компьютерах? Либо это должен делать уполномоченный представитель правообладателя (того же Майкрософт), или на худой конец эксперт. Если смотрят сами, то смотрят своими руками (т.е. садятся за стол, берут мышку в руки и клацают все файлы и папки в поисках чего-то) или смотрят только глазками на то, что покажет уполномоченный сотрудник? По сути наше законодательство оставляет все эти вопросы открытыми, поэтому приходится взывать только к разуму проверяющих и намекать, что фирма то готова идти на контакт, но только без беспредела.
На сегодня имеем: пришли, ГСБЭП. По заявлению? По оперативно-розыскному делу? Нет? Вежливо говорим, что без этого обвинять и проверять фирму как бы низзя. Ждем когда принесут уже заявление, где будет написано что фирма таки виновна во всех смертных грехах, или на худой конец в использовании нелицензионного софта. Если есть заказ, приказ руководства или просто жгучее желание проверяющего — заявление не заставит себя долго ждать. Один из сотрудников даже может остаться у вас на предприятии — права милиционера позволяют ему находиться в любых помещениях кроме домовладений (об этом далее) — и подождать пока поднесут заявление. За это время быстренько удаляем весь левый фотошоп, который секретарша Машенька, работающая только в опен офисе, установила чтобы подругам слать красивые фотографии. Если очень надо — на место фотошопа ставим халявный гимп (благо, он есть не только под линукс).
Возвращаются проверяющие, хотят посмотреть софт. Ну что ж, не вопрос, только софт показывает программист/директор, самих не пускать. Мол, понимаете, много конфиденциальной информации, разработки, которые еще не обнародованы и держатся в тайне. Все покажем, но только сами. Почему? А софт в глазах проверяющих делится на установленный (проинсталлированный) и дистрибутивы (все эти папочки Install). У вас может быть купленый виндовс, а в дистрибутивах «на всякий пожарный» лежать столько всего, что на дело хватит. Вот поэтому сами показываем только то, что установлено, а в локальные диски не залезаем. Впрочем, пока ребята бегали за заявлением — все можно было почистить, а это был совет для тех, к кому пришли сразу с заявлением (бывает же и такое!).
Собрались изымать — в срочном порядке копируем всю информацию с компьютеров на съемные носители чтобы деятельность не встала.
Почему я так советую, да потому что нельзя полунищим аборигенам продавать софт по заоблачной цене. Если в США нормально отдавать по 100-1000 баксов за софт с учетом зарплат и социального обеспечения, то у нас — ну никак. Windows XP Home подешевле взяли и хватит.
А у нас даже нет нормальной возможности ответить по закону за свои нарушения по лицензионному ПО. Компьютеры будут изъяты в рамках обеспечения санкции админ. кодекса, без решения суда, на месте и отвезены эксперту, который будет устанавливать контрафактность программ. Срок привлечения к админ. ответственности — 2 месяца. Срок исследования — до посинения, были случаи и по году, полтора. Без исследования направлять материал в суд — бессмысленно, т.к. только исследование подтвердит что человек был неправ. И все блин правы получаются, сотрудник милиции — не увидел наклеек, лицензионных соглашений, платежек на покупку программ — обязан был пресечь правонарушение — пресек его и передал на исследование компьютерную технику. Эксперты — у них внутренний приказ о том, что если исследование многообъектное или повышенной сложности — то можно проводить столько сколько нужно без установление верхних пределов сроков. А в убытке остается в итоге один предприниматель, у которого на год встала деятельность, т.к. вся бухгалтерия была на уехавших компьютерах (если не успели скопировать).
Ну и по поводу домовладений — у нас пока прокатывает на ура, в РФ слышал уже есть законопроект по прикрытию лавочки. Офис в квартире — все сделано под офис, свободный вход с улицы, это и есть полноценный офис. Вот только не выведенный из жилого фонда — по документам это обычная квартира. Да, там сидят клиенты, да, там используется различный софт. Но находиться там проверяющий, любой, в том числе и ГСБЭП, может либо с согласия владельца помещения (письменного), либо по решению суда. Очень удобно. Решение суда делать подольше чем выписать направление на проверку или написать заявление.
Не говорю что это все правильно, но а как иначе? Может в РФ ситуация несколько отличается, буду рад услышать Ваши отзывы. Да и вообще обмен опытом в этой теме всегда актуален.
Нет комментариев