Антон Стружков → Кадастровая стоимость может быть определена из среднего УПКСЗ.
Как известно, начиная с 2007-2008 г. кадастровая стоимость земельных участков в большинстве регионов определяется индивидуально для каждого земельного участка. Результаты государственной кадастровой оценки земель субъекта РФ представляют из себя совокупность сведений обо всех экономических показателях всех земельных участков на территории субъекта РФ. Именно эти результаты, в полноценном виде должны фигурировать в нормативном акте органа исполнительной власти субъекта РФ, которым утверждаются результаты кадастровой оценки — к такому выводу пришёл ВАС РФ, рассматривая дело «ТГК-11». Если какой-то из участков не указан в тексте соответствующего нормативного акта (приложений к нему), то его кадастровую стоимость нельзя считать утверждённой в установленном порядке, а экономические показатели должны быть исключены из реестра.
Что же делать, если соответствующие показатели исключены из реестра? На каком основании и в каком размере следует установить, например, налоговую базу по земельному налогу?
Казалось бы, всё просто: нет кадастровой стомости — нужно использовать нормативную (п.13 ст.3 Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).
Рассмотрев такое дело, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своём Постановлении №15932/10 от 19 апреля 2011 г. пришёл к необычному выводу: определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Вывод достаточно необычный, поскольку непосредственно ни из законодательства, ни из подзаконных актов он не следует. Например, из п.1.2. «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222) следует, что средние удельные показатели кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) подлежат применению для определения кадастровой стоимости в ограниченном количестве случаев:
— образования нового земельного участка;
— изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
— изменения вида разрешенного использования земельного участка;
— перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
— выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Если же с земельным участком ничего из перечисленного не происходило, вопрос о возможности применения утверждённых средних УПКСЗ остаётся неоднозначным. Тем не менее, ВАС РФ решил, что, несмотря на исключение в соответствии с ранее состоявшимся решением арбитражного суда по другому делу из государственного кадастра недвижимости незаконной записи о кадастровой стоимости земельного участка, и у налогоплательщика, и у инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу, исходя непосредственно из нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ, которым были утверждены средние УПКСЗ и приложения к нему.
Что же делать, если соответствующие показатели исключены из реестра? На каком основании и в каком размере следует установить, например, налоговую базу по земельному налогу?
Казалось бы, всё просто: нет кадастровой стомости — нужно использовать нормативную (п.13 ст.3 Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ).
Рассмотрев такое дело, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своём Постановлении №15932/10 от 19 апреля 2011 г. пришёл к необычному выводу: определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Вывод достаточно необычный, поскольку непосредственно ни из законодательства, ни из подзаконных актов он не следует. Например, из п.1.2. «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222) следует, что средние удельные показатели кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) подлежат применению для определения кадастровой стоимости в ограниченном количестве случаев:
— образования нового земельного участка;
— изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
— изменения вида разрешенного использования земельного участка;
— перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
— выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Если же с земельным участком ничего из перечисленного не происходило, вопрос о возможности применения утверждённых средних УПКСЗ остаётся неоднозначным. Тем не менее, ВАС РФ решил, что, несмотря на исключение в соответствии с ранее состоявшимся решением арбитражного суда по другому делу из государственного кадастра недвижимости незаконной записи о кадастровой стоимости земельного участка, и у налогоплательщика, и у инспекции имелись правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу, исходя непосредственно из нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ, которым были утверждены средние УПКСЗ и приложения к нему.
Нет комментариев