Евгений Шестаков →  РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ. Тезисы доклада.

Тезисы 10-ти минутного доклада о состоянии и основных тенденциях развития российского рынка юридических услуг. Тезисы выложены в блог по просьбе редакции портала, т.к. её интересует мнение сообщества ПРАВО.RU о государственной программе «Юстиция» (мнение автора тезисов в конце текста).

Рынок юридических услуг растет с точки зрения объемов спроса и предложения.
Рынок юридических услуг стал наиболее заметным в структуре национальной экономики только в начале второго десятилетия новейшей постсоветской истории. Минимальный рост, по данным различных исследований, составляет 20-30% в год, что является хорошим показателем в сравнении с другими отраслями. Юридический бизнес менее подвержен воздействию экономических кризисов, скорее даже наоборот — кризисы служат толчком для его развития.

Участники рынка «открываются», т.е. становятся публичными.
Рынок стал более открытым, что позволяет потенциальным потребителям юридических услуг сделать осознанный выбор среди публичных юридических компаний в некоторых российских регионах и в Москве. Появились независимые рейтинги и рэнкинги юридических фирм, ранжирующие компании по разным показателям. Самый молодой и влиятельный рейтинг в России сегодня — это рейтинг Право.RU, проводимый совместно с газетой «Ведомости». Немаловажно, что проверку представленных данных осуществляет международная аудиторская фирма Ernst&Young. Также известны рейтинги журналов «Деловой Квартал» и «Эксперт».

Специализация на рынке юридических услуг.
Сегодня существует три основных группы участников рынка юридических услуг: адвокаты, нотариусы, юридические фирмы. Каждая из этих групп занимает свою нишу. Адвокаты, в основном, специализируются на уголовном праве и оказании юридических услуг физическим лицам. Нотариусы выполняют регистрационные и удостоверительные действия.

Юридические фирмы занимаются преимущественно обслуживанием бизнеса. Их принято разделять на небольшие специализированные фирмы-бутики и индустриальные юридические фирмы, которые, в свою очередь, делятся на фирмы полного сервиса и фирмы процедурного типа.

Рынок юридических услуг становится более профессиональным.
В связи с тем, что государство держит курс на повышение авторитета и влияния судебной системы, за последние 5 лет произошло существенное усложнение материального и процессуального законодательства, а также выросла роль юристов, которые осуществляют ежедневное юридическое обслуживание бизнеса и представляют его в судах по спорам, вытекающим из экономических правоотношений. Одновременно c массовым изменением корпоративных, налоговых, административных норм произошло ужесточение требований к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, существенно возросла их ответственность — и все это наложилось на кризисные явления в экономике. И чтобы вести бизнес эффективно, учитывая новейшие экономические и правовые риски, предпринимателям потребовалось стать на порядок более профессиональными, а, следовательно, стать более профессиональными пришлось и их юридическим бизнес-консультантам.

На российском рынке юридических услуг в регионах иностранные участники слабо представлены.
Вопреки бытующему мнению о засилье на рынке юридических услуг иностранных юридических компаний, их присутствие не ощущается. Иностранные юрфирмы не спешат выходить за пределы Садового кольца, предпочитая обслуживать московские офисы транснациональных корпораций, а также российские монополии в вопросах, касающихся их международной деятельности или корпоративных отношений. Большая часть юридической работы в рамках российского правового поля закрывается национальными юридическими фирмами.

Рынку юридических услуг сегодня свойственна высокая степень свободы от государственного регулирования.
В силу того, что оказание юридических услуг нормативно урегулировано только в отношении адвокатских и нотариальных услуг, то самый экономически привлекательный сектор рынка юруслуг два десятилетия развивался по рыночным законам. Так, если рассматривать частный бизнес в России в широком смысле, как некий собирательный образ, не разделяя его в зависимости от размера или отрасли, то можно сказать, что для целей своего обслуживания из всего многообразия участников рынка юридических услуг бизнес выбрал именно юридические фирмы как наиболее близкие ему по духу. В результате сегодня, по оценкам Минюста, 90% юридического бизнес-консалтинга оказывается частными юридическими фирмами.

Юридические фирмы выгодно отличаются от своих прямых конкурентов — адвокатов — своей ориентированностью на проектную командную работу, инновационностью и мобильностью, в то время как адвокатура излишне традиционна, скованна индивидуальным и некоммерческим характером труда адвокатов, запретом найма одного адвоката другим.

Рынок юридических услуг в среднесрочной перспективе, скорее всего, будет реформирован.
Более 10 лет российская адвокатура ведет борьбу с юридическими фирмами с целью получения контроля над рынком юридических бизнес-услуг. 10 ноября 2011 года стало очевидно, что адвокатское лобби достигло определенных подвижек в этом деле: на сайте Министерства Юстиции была опубликована Государственная программа Российской Федерации «ЮСТИЦИЯ», которая предполагает введение института полной адвокатской монополии в России до 2020 года.

Предполагается, что доступ на рынок юруслуг лиц, не обладающих статусом адвоката, будет окончательно ограничен. Взамен предлагается введение института бизнес-адвокатуры, причем в указанной программе не поясняется содержательное наполнение этого термина. Из государственной программы «Юстиция» непонятно также, будет ли адвокатская деятельность признана коммерческой и разрешат ли адвокатам вступать в трудовые или гражданско-правовые отношения друг с другом. Последнее могло бы дать возможность создания так называемых «адвокатских фирм», что явилось бы отличной альтернативой эффективному современному институту частных юридических фирм. Пока указанная программа является лишь программой, хотя и исходит от влиятельного государственного органа, что дает ей очень большие шансы превратиться в соответствующие законопроекты, которые будут, возможно, проштампованы Государственной Думой.

Меня, как представителя юридического бизнеса, радует только наличие конкуренции между ветвями исполнительной и судебной власти. Дело в том, что в недрах Высшего арбитражного суда РФ зреет альтернативный проект так называемой «профессиональной монополии», подразумевающей введение общего запрета участия кого-либо в арбитраже без привлечения профессионального представителя — юриста, который в обязательном порядке должен пройти аттестацию, сдав соответствующий экзамен, чтобы быть допущенным к рассмотрению судебных дел. Мне кажется, что вариант ВАС РФ более правильный, так как позволяет юристу сохранить независимость, в то время как первый вариант предполагает полную подконтрольность Минюсту.

В заключение хотелось бы отметить, что сам факт наличия бурного движения на рынке юридических услуг и пристального внимания к нему государства свидетельствует о положительных процессах и развитии рынка. Хотелось бы только, чтобы государство принимало обдуманные и взвешенные решения в таком важном вопросе как регулирование рынка юридических услуг.

Источник.

7 комментариев

Евгений Шестаков
Первая статья в СМИ (РГ) посвящённая госпрограмме интересна тем, что г-н Иванов высказывается за скорейшее введение в арбитраже адвокатской монополии! В то время как имеется информация об идее профессиональной монополии, которая исходит из арбитража и которым занимается Управление публичного права ВАС РФ.

Кто-нибудь из коллег знает подробности об этом?
-3
Айбек Ахмедов
Я не понял, зачем поставили минус Евгению Шестакову в его блог? За что? Тема что ли не соответствует или что?
0
Сергей Радченко
Юридические фирмы выгодно отличаются от своих прямых конкурентов — адвокатов — своей ориентированностью на проектную командную работу, инновационностью и мобильностью, в то время как адвокатура излишне традиционна, скованна индивидуальным и некоммерческим характером труда адвокатов, запретом найма одного адвоката другим.

Этот тезис мне представляется крайне спорным, поскольку далеко не во всём соответствует фактам.
1. Не все юридические фирмы обладают такими достоинствами, как проектная командная работа, инновационность и мобильность. Все это превосходные качества не являются обязательными признаками каждой юридической фирмы.
2. Не все адвокатские бюро страдают такими недостатками как традиционность, индивидуальный и некоммерческий характер труда. Сомневаюсь, что они присущи тем адвокатским бюро, которые занимают первые строчки в прошлогоднем федеральном рейтинге Pravo.ru. Наем одним адвокатом другого действително существует. Во только на основании моего личного десятилетнего опыта работы в адвокатских бюро могу сказать, что что это никак не мешает адвокатам эффективно работать для своих клиентов.
0
Евгений Шестаков
Сергей, по первому возражению согласен, но не в контексте моего описания состояния рынка юруслуг. Понятно, что не все юрфирмы продвинуты так, как я рассказываю, но в частных юрфирмах существуют предпосылки для развития указанных качеств. Другое дело, что не все эти предпосылки используют. Это рынок, это нормально. Кто не развивает свой сервис, бизнес-процессы, тот довольствуется плохим местом на рынке.
Другое дело адвокатура: у её современной ипостаси вообще нет развития, не говоря уже о вышеназванных «предпосылках». Она заточена под сохранение традиций, которые на деле, увы, «Советский Союз» по соотношению декларируемого и как по жизни. Если бы этические нормы в адвокатуре были как отче наш, если бы ограничительные требования предъявлялись ко всем членам адвокатского сообщества, а не выборочно только к низшему сословию без заслуг перед руководством палат, то адвокатура могла бы существовать и была бы привлекательна только в силу сильных традиций, определенности правил, общественного статуса её членов.
2. Индивидуальный и некоммерческий характер труда адвокатов — это основы независимости адвокатуры, закрепленные законом и этическим кодексом. Нарушители этих принципов должны каленым железом жечься (если только они не относятся к высшему сословию адвокатуры). Т.е. нормы действуют избирательно: «все равны, но некоторые равнее». Запрет найма адвоката адвокатом — часть вышеописанного и прямой запрет, который не действует в отношении адвокатской элиты. Если продвинутые адвокаты обходя это требование, то не факт, что законно. В частности, создаются параллельные структуры в форме хозяйственных обществ (что опячть же запрещено). Я об этом раньше подробно писал…
0
Евгений Шестаков
Поэтому я за профессиональную монополию. Я согласен сдавать экзамен судьям и в суде. Только не понятно, реальная идея это или миф.
0
Владимир Дмитриев
Не нужно скрывать явного. На рынке юруслуг есть глобальная конкуренция между двумя группами — адвокатурой и юрфирмами. Каждая из групп «стремится перетянуть одеяло». Евгений относится ко второй группе и последовательно критикует адвокатуру, возвышая юрфирмы. Конечно, в нынешней адвокатуре есть недостатки. Но сводить ее деятельность к защите по уголовным делам и помощи гражданам неверно. Есть большой блок «бизнес-адвокатуры», который постоянно растет. И на данный момент клиентам выгоднее работать с адвокатами, а не юрфирмами: у адвокатов больше прав, но и есть и реальная ответственность перед клиентом через его обращение в квалификационные комиссии, которые на практике крайне жестки.
0
Александр Сергеев
Интересные тезисы. Благодарю автора.
5