Администратор блогов → «Пора пробовать»: Россия инициирует спор в ВТО
Как указывается в СМИ, в отношении российских химических и металлургических предприятий ЕС применяет особую энергокорректировку при пересчете стоимости продукции в рамках антидемпинговых расследований. Учитывая, что с точки зрения ЕС в России крайне низкая цена на энергоресурсы, получается, что в сравнении с европейскими компаниями затраты российских компаний на газ и электроэнергию низкие. Следовательно, российские компании указанных отраслей, по мнению ЕС, «демпингуют» и должны платить соответствующие антидемпинговые пошлины.
По состоянию на 24 декабря 2013 г. на сайте ВТО даже не появилось соответствующей новости о направлении Россией запроса о проведении консультаций с ЕС. Отсутствуют какие-либо сведения о данном заявлении России пока и в реестре ВТО по участию стран в процедуре разрешения споров.
Тем не менее, Россия, выступив инициатором спора в рамках ВТО, подтверждает, что более сидеть на скамье запасных не намерена. Успела ли Россия за сравнительно небольшой срок пребывания в ВТО так или иначе ощутить специфику разбирательств в Органе по рассмотрению споров ВТО (“Dispute Settlement Body”, «ОРС ВТО»)?
По чужой воле: Россия как ответчик
Согласно сведениям открытого реестра ВТО Россия участвует в качестве ответчика в двух делах по заявлениям ЕС (DS462) и Японии (DS463) в отношении утилизационного сбора на транспортные средства в РФ.
В 2012 г. Россия ввела утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств. Соответствующая ст. 24.1 была введена в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 28 июля 2012 г. №128-ФЗ. Также по этому вопросу было принято постановление правительства №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» от 30 августа 2012 г.
По условиям взимания данного сбора, от его уплаты освобождаются российские организации, принявшие на себя обязательства по добровольной утилизации изготовленных машин. Также исключение сделано для:
— транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области;
— транспортных средств, ввезенных с территории Белоруссии и Казахстана как членов Таможенного союза и имеющих статус товаров ТС.
Таким образом, основные российские производители (а также производители колесных транспортных средств из Белоруссии и Казахстана при условии включения их в особый российский реестр) могли пользоваться льготами, а утилизационный сбор фактически уплачивали иностранные импортеры не из стран ТС.
ЕС с такой дискриминацией не смирился и усмотрел нарушение Соглашения ВТО по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).
Российский парламент не успел в весеннюю сессию рассмотреть соответствующие поправки по взиманию утилизационного сбора, чтобы смягчить ситуацию. ЕС не стал ждать и инициировал в июле 2013 г. рассмотрение спора в ОРС ВТО.
Не так давно российским парламентом все же изменения были приняты, и указанные выше льготы для резидентов РФ, Казахстана, Белоруссии были отменены Россией (Федеральный закон от 21 октября 2013 г. №278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Однако в силу данные изменения по отмене льгот в отношении взимания утилизационного сбора вступят в силу только лишь с 1 января 2014 г.
Евросоюз времени не теряет. Консультации России и ЕС в рамках примирительных процедур, предусмотренных ВТО, положительным исходом не завершились. 25 ноября 2013 г. ОРС все-таки сформировал третейскую группу в рамках данного спора. Следовательно, обсуждения того, насколько принятые Россией меры удовлетворяют ЕС, переходят уже в иную плоскость.
Япония пока формирования третейской группы не требует, заняв, скорее всего, выжидательную позицию.
Следовательно, в «амплуа» ответчика Россия пока только овладела опытом участия в консультациях, которые представляют собой переговоры на дипломатическом уровне.
По собственной инициативе: Россия как третье лицо
Реализуя еще одну из опций Договоренности ВТО о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, Россия в качестве третьего лица участвует в восьми спорах:
1. спор, инициированный по заявлению Канады к ЕС в связи с мерами ЕС в отношении запрета импорта и торговли продукцией из тюлей (DS400). Недавно опубликован доклад третейской группы;
2. аналогичный спор против ЕС по заявлению Норвегии в отношении импорта и торговли продукцией из тюленей в ЕС (дела по заявлениям Канады и Норвегии рассматривались совместно) (DS401);
3. спор, инициированный по заявлению США к Китаю в связи с мерами Китая в отношении экспорта редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена (DS431);
4. спор, инициированный по заявлению ЕС к Китаю в связи с мерами Китая в отношении экспорта редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена (DS432);
5. спор, инициированный по заявлению Японии к Китаю в связи с мерами Китая в отношении экспорта редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена (DS433) (указанные три дела против Китая рассматриваются одной третейской группой);
6. спор, инициированный по заявлению Китая к США в связи с введенными США компенсационными пошлинами в отношении ряда продуктов из Китая (DS437) (компенсационные меры принимаются государствами для снижения эффекта от предоставленных страной-экспортером субсидий на экономику государства, в которое ввозится товар);
7. спор, инициированный по заявлению Китая к США в связи с введенными США компенсационными и антидемпинговыми мерами в отношении определенной продукции из Китая (DS449);
8. спор, инициированный по заявлению Японии к Китаю в связи с введением Китаем антидемпинговых пошлин на бесшовные трубы из нержавеющей стали (с высокими эксплуатационными характеристиками) из Японии (DS454).
Согласно ст. 10 Договоренности ВТО о правилах и процедурах государства-члены ВТО, имеющие существенный интерес (“substantial interest”) по делу, которое рассматривается третейской группой, получают не только возможность «созерцать», как другие государства-члены ВТО разрешают возникшее противоречие, нарушающее правила ВТО, но и реальное право выступить перед третейской группой, представить собственную позицию.
Итого, с каким же «багажом» Россия «подошла» к подготовке требований к ЕС? Наверное, с багажом незначительным. Лишь по двум из указанных выше споров, где Россия участвует как третье лицо, был принят доклад третейской группы. При этом в п. 5.1 Доклада третейской группы по делам DS400 и DS401 было указано, что Россия каких-либо пояснений ни в устной, ни в письменной форме не представила.
Следовательно, что-то, конечно, Россия успела «подглядеть», учитывая, что некоторые споры были связаны с введением антидемпинговых мер. Каким будет первый «блин» самостоятельного инициирования Россией спора в ВТО пока, наверное, остается только гадать.
Специфика разбирательства в ОРС ВТО
Очевидно, что необходимого опыта по представлению интересов России в ОРС ВТО пока немного. Однако Россия приняла решение — пора «в школу», в школу ОРС ВТО.
Что же ждет Россию как заявителя? В течение 60 дней с даты получения просьбы о консультациях Россия и ЕС будут общаться в рамках консультаций. Консультации относят к так называемым примирительным, несудебным процедурам в рамках ВТО, поскольку государства общаются на дипломатическом уровне.
К примирительным процедурам также относятся медиация, добрые услуги, посредничество, к которым стороны разбирательства в рамках ВТО вправе обратиться в любое время и продолжать участвовать в них и при работе третейской группы.
Если же в рамках консультаций не получится достигнуть соглашения, будет сформирована третейская группа, по результатам работы которой будет принят доклад. Он может быть, в свою очередь, обжалован в Апелляционный орган. По официальной статистике ВТО 70% докладов третейской группы за время функционирования ОРС были обжалованы в апелляционном порядке. В 2012 г. был обжалован 61% от общего числа принятых третейскими группами докладов за 2012 г.
Взыскать какие-либо убытки по правилам ВТО нельзя, поскольку никакого возмещения по правилам ВТО не присуждается. Если же государство-нарушитель не будет выполнять в разумные сроки предписания ОРС ВТО, то государство, чьи права нарушены, по согласованию с ОРС ВТО может:
— договориться с нарушителем о получении компенсаций, уступок, например, о снижении государством-нарушителем пошлин для резидентов пострадавшего государства;
— ввести контрмеры в отношении государства-нарушителя (предпочтительно в тех же секторах, где и имело место нарушение) за счет приостановления пострадавшим государством выполнения уступок и обязательств в отношении государства-нарушителя.
Процедура рассмотрения споров в рамках ВТО весьма эффективна, в том числе, и по той причине, что все сроки четко регламентированы. Споры рассматриваются на условиях полнейшей конфиденциальности.
Не стоит и забывать, что участие в разбирательстве в рамках ВТО – удовольствие достаточно дорогое.
Очевидно, сейчас у России нет достаточного опыта по участию в спорах в ОРС ВТО. Тем не менее, чем быстрее он появится, тем более умело Россия будет использовать «плоды» присоединения к ВТО для защиты бизнеса и устранения несправедливых ограничений.
Однако следует помнить, что в ОРС ВТО спор могут инициировать только государства. Следовательно, при необходимости бизнесу еще надо будет и достучаться до государства, чтобы последовало обращение в ВТО.
Авторы — Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» и Александра Хизунова, юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»
По состоянию на 24 декабря 2013 г. на сайте ВТО даже не появилось соответствующей новости о направлении Россией запроса о проведении консультаций с ЕС. Отсутствуют какие-либо сведения о данном заявлении России пока и в реестре ВТО по участию стран в процедуре разрешения споров.
Тем не менее, Россия, выступив инициатором спора в рамках ВТО, подтверждает, что более сидеть на скамье запасных не намерена. Успела ли Россия за сравнительно небольшой срок пребывания в ВТО так или иначе ощутить специфику разбирательств в Органе по рассмотрению споров ВТО (“Dispute Settlement Body”, «ОРС ВТО»)?
По чужой воле: Россия как ответчик
Согласно сведениям открытого реестра ВТО Россия участвует в качестве ответчика в двух делах по заявлениям ЕС (DS462) и Японии (DS463) в отношении утилизационного сбора на транспортные средства в РФ.
В 2012 г. Россия ввела утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств. Соответствующая ст. 24.1 была введена в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 28 июля 2012 г. №128-ФЗ. Также по этому вопросу было принято постановление правительства №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» от 30 августа 2012 г.
По условиям взимания данного сбора, от его уплаты освобождаются российские организации, принявшие на себя обязательства по добровольной утилизации изготовленных машин. Также исключение сделано для:
— транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области;
— транспортных средств, ввезенных с территории Белоруссии и Казахстана как членов Таможенного союза и имеющих статус товаров ТС.
Таким образом, основные российские производители (а также производители колесных транспортных средств из Белоруссии и Казахстана при условии включения их в особый российский реестр) могли пользоваться льготами, а утилизационный сбор фактически уплачивали иностранные импортеры не из стран ТС.
ЕС с такой дискриминацией не смирился и усмотрел нарушение Соглашения ВТО по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).
Российский парламент не успел в весеннюю сессию рассмотреть соответствующие поправки по взиманию утилизационного сбора, чтобы смягчить ситуацию. ЕС не стал ждать и инициировал в июле 2013 г. рассмотрение спора в ОРС ВТО.
Не так давно российским парламентом все же изменения были приняты, и указанные выше льготы для резидентов РФ, Казахстана, Белоруссии были отменены Россией (Федеральный закон от 21 октября 2013 г. №278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Однако в силу данные изменения по отмене льгот в отношении взимания утилизационного сбора вступят в силу только лишь с 1 января 2014 г.
Евросоюз времени не теряет. Консультации России и ЕС в рамках примирительных процедур, предусмотренных ВТО, положительным исходом не завершились. 25 ноября 2013 г. ОРС все-таки сформировал третейскую группу в рамках данного спора. Следовательно, обсуждения того, насколько принятые Россией меры удовлетворяют ЕС, переходят уже в иную плоскость.
Япония пока формирования третейской группы не требует, заняв, скорее всего, выжидательную позицию.
Следовательно, в «амплуа» ответчика Россия пока только овладела опытом участия в консультациях, которые представляют собой переговоры на дипломатическом уровне.
По собственной инициативе: Россия как третье лицо
Реализуя еще одну из опций Договоренности ВТО о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, Россия в качестве третьего лица участвует в восьми спорах:
1. спор, инициированный по заявлению Канады к ЕС в связи с мерами ЕС в отношении запрета импорта и торговли продукцией из тюлей (DS400). Недавно опубликован доклад третейской группы;
2. аналогичный спор против ЕС по заявлению Норвегии в отношении импорта и торговли продукцией из тюленей в ЕС (дела по заявлениям Канады и Норвегии рассматривались совместно) (DS401);
3. спор, инициированный по заявлению США к Китаю в связи с мерами Китая в отношении экспорта редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена (DS431);
4. спор, инициированный по заявлению ЕС к Китаю в связи с мерами Китая в отношении экспорта редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена (DS432);
5. спор, инициированный по заявлению Японии к Китаю в связи с мерами Китая в отношении экспорта редкоземельных металлов, вольфрама и молибдена (DS433) (указанные три дела против Китая рассматриваются одной третейской группой);
6. спор, инициированный по заявлению Китая к США в связи с введенными США компенсационными пошлинами в отношении ряда продуктов из Китая (DS437) (компенсационные меры принимаются государствами для снижения эффекта от предоставленных страной-экспортером субсидий на экономику государства, в которое ввозится товар);
7. спор, инициированный по заявлению Китая к США в связи с введенными США компенсационными и антидемпинговыми мерами в отношении определенной продукции из Китая (DS449);
8. спор, инициированный по заявлению Японии к Китаю в связи с введением Китаем антидемпинговых пошлин на бесшовные трубы из нержавеющей стали (с высокими эксплуатационными характеристиками) из Японии (DS454).
Согласно ст. 10 Договоренности ВТО о правилах и процедурах государства-члены ВТО, имеющие существенный интерес (“substantial interest”) по делу, которое рассматривается третейской группой, получают не только возможность «созерцать», как другие государства-члены ВТО разрешают возникшее противоречие, нарушающее правила ВТО, но и реальное право выступить перед третейской группой, представить собственную позицию.
Итого, с каким же «багажом» Россия «подошла» к подготовке требований к ЕС? Наверное, с багажом незначительным. Лишь по двум из указанных выше споров, где Россия участвует как третье лицо, был принят доклад третейской группы. При этом в п. 5.1 Доклада третейской группы по делам DS400 и DS401 было указано, что Россия каких-либо пояснений ни в устной, ни в письменной форме не представила.
Следовательно, что-то, конечно, Россия успела «подглядеть», учитывая, что некоторые споры были связаны с введением антидемпинговых мер. Каким будет первый «блин» самостоятельного инициирования Россией спора в ВТО пока, наверное, остается только гадать.
Специфика разбирательства в ОРС ВТО
Очевидно, что необходимого опыта по представлению интересов России в ОРС ВТО пока немного. Однако Россия приняла решение — пора «в школу», в школу ОРС ВТО.
Что же ждет Россию как заявителя? В течение 60 дней с даты получения просьбы о консультациях Россия и ЕС будут общаться в рамках консультаций. Консультации относят к так называемым примирительным, несудебным процедурам в рамках ВТО, поскольку государства общаются на дипломатическом уровне.
К примирительным процедурам также относятся медиация, добрые услуги, посредничество, к которым стороны разбирательства в рамках ВТО вправе обратиться в любое время и продолжать участвовать в них и при работе третейской группы.
Если же в рамках консультаций не получится достигнуть соглашения, будет сформирована третейская группа, по результатам работы которой будет принят доклад. Он может быть, в свою очередь, обжалован в Апелляционный орган. По официальной статистике ВТО 70% докладов третейской группы за время функционирования ОРС были обжалованы в апелляционном порядке. В 2012 г. был обжалован 61% от общего числа принятых третейскими группами докладов за 2012 г.
Взыскать какие-либо убытки по правилам ВТО нельзя, поскольку никакого возмещения по правилам ВТО не присуждается. Если же государство-нарушитель не будет выполнять в разумные сроки предписания ОРС ВТО, то государство, чьи права нарушены, по согласованию с ОРС ВТО может:
— договориться с нарушителем о получении компенсаций, уступок, например, о снижении государством-нарушителем пошлин для резидентов пострадавшего государства;
— ввести контрмеры в отношении государства-нарушителя (предпочтительно в тех же секторах, где и имело место нарушение) за счет приостановления пострадавшим государством выполнения уступок и обязательств в отношении государства-нарушителя.
Процедура рассмотрения споров в рамках ВТО весьма эффективна, в том числе, и по той причине, что все сроки четко регламентированы. Споры рассматриваются на условиях полнейшей конфиденциальности.
Не стоит и забывать, что участие в разбирательстве в рамках ВТО – удовольствие достаточно дорогое.
Очевидно, сейчас у России нет достаточного опыта по участию в спорах в ОРС ВТО. Тем не менее, чем быстрее он появится, тем более умело Россия будет использовать «плоды» присоединения к ВТО для защиты бизнеса и устранения несправедливых ограничений.
Однако следует помнить, что в ОРС ВТО спор могут инициировать только государства. Следовательно, при необходимости бизнесу еще надо будет и достучаться до государства, чтобы последовало обращение в ВТО.
Авторы — Александр Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» и Александра Хизунова, юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»
Нет комментариев