Владимир Болгов →  БЕРЕМЕННЫЕ И СОТРУДНИЦЫ В ДЕКРЕТЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ ВЕРХОВНОГО СУДА К РЕШЕНИЮ СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ


Автор: Катерина Марченко, юрисконсульт ЗАО «Комплексные системы»

Вопросы предоставления гарантий беременным и лицам с семейными обязанностями традиционно являются самыми сложными, так как затрагивают не только сферу трудового права, но и социальную. Права будущих мам и работников с детьми государство ставит в приоритет и в связи с этим возлагает на работодателя ряд дополнительных обязанностей. Соответствующие разъяснения содержаться в постановлении Пленум а Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 (далее — Постановление № 1).

Прежде всего, суд может приравнять к защищенным категориям работников и тех лиц, которые прямо не указаны в ТК РФ. Несмотря на то, что перечень, приведенный в Постановлении № 1, во многом соответствует Трудовому кодексу РФ, в некоторых случаях ВС РФ дает более расширительное определение тех лиц, кто имеет право на особые условия труда и повышенные гарантии от увольнения. Пленум ВС РФ, в частности, указал, что к одинокой матери может быть отнесена женщина, которая фактически одна воспитывает ребенка без участия отца, в том числе в ситуациях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав или находится в местах лишения свободы, а также в ряде других случаев (п. 28 Постановления №1). Таким образом, с точки зрения трудового законодательства, принципиальное значение будет иметь факт, принимает ли отец участие в воспитании ребенка, оказывает ли он материальную поддержку матери, а не только наличие или отсутствие о нем сведений в свидетельстве о рождении.

Поскольку часто возникают споры, связанные с правомерностью увольнения беременных женщин, Пленум ВС РФ уделил особое внимание ситуации, когда работница не сообщила работодателю, что ждет ребенка, несмотря на то, что работодатель уже начал процедуру увольнения. Пленум Верховного суда РФ, в частности, указал, что отсутствие у работодателя сведений о беременности женщины не может расцениваться как злоупотребление правом и служить основанием для отказа в удовлетворении иска работницы о восстановлении на работе или признания увольнения незаконным. Кроме этого, Пленум ВС РФ также определил свою позицию по вопросу, когда беременность женщины прерывается по медицинским показаниям уже после увольнения. Часто суды в такой ситуации считали увольнение правомерным, однако Пленум ВС РФ посчитал, что принципиальное значение имеет обстоятельство, была ли работница беременна именно на момент увольнения. Она подлежит восстановлению на работе, даже если к моменту рассмотрения в суде ее иска беременность не сохранилась (абз. 1 п. 25 Постановления № 1).

Другое, не менее важное разъяснение Пленума ВС РФ касается увольнения беременной в связи с истечением срока договора, если он продлевался. Согласно ч. 2 ст. 261 ТК РФ договор в такой ситуации продлевается до окончания беременности…

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Трудовые Споры» или на http://e.tspor.ru/

Нет комментариев