Пользователь № 126736 → Закон "О милиции" или "О полиции"?
Куда мы не идем, но все равно встречаем вопросы, связанные с реформой. Как пройдет реформа? И в каком виде мы получим закон «О полиции». И его итоги… Эти вопросы задают сейчас во всех сферах нашего общества, как силовых так и на улице, можно встретить бурное обсуждение новоиспеченного законопроекта. Это связанно с тем, что НОВЫЙ ЗАКОН ЗАТРОНЕТ КАЖДОГО...
Многие говорят, что много ошибок и что он мало отличается от действующего Закона «О милиции». И в самом деле: «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности», – сказано в законопроекте. Примерно то же самое записано и в Законе «О милиции», принятом в 1991 году.
В новоиспеченном документе в 40 пунктах прописаны обязанности полиции и ее права. Но, как утверждают эксперты, при этом полиция не избавляется от «ненужных функций», которые, как ранее заявляли участвующие в разработке проекта официальные лица, она не должна больше исполнять.
Правоохранительные органы по-прежнему будет осуществлять контроль за миграцией и содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу, осуществлять техосмотр автомобилей, а также доставлять граждан в тяжелой степени опьянения в медицинские заведения или в местные органы полиции, если их поведение угрожает покою и здоровью граждан.
В законопроекте говорится, что, обращаясь с требованием к гражданину, полицейский должен предъявить удостоверение, кроме случаев «когда такое предъявление невозможно либо неуместно». Какие случаи попадают под такие характеристики, в законе не указывается. Проект предполагает, что сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены. При этом полицейский не может оправдывать свое незаконное действие интересами службы, экономической целесообразностью, требованиями вышестоящих должностных лиц или какими-либо иными обстоятельствами и мотивами. Напомнюсь, в действующем законе «О милиции» сказано лишь, что «гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд».
В законопроекте появились статьи, как «беспристрастность», «законность», «открытость и публичность». В частности, в статье «беспристрастность» сказано, что «полиция осуществляет свою деятельность в отношении всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств», также полицейские не могут в своих действиях руководствоваться решениями партий, религиозных или иных организаций.
Есть статья, в котором сказано, что «мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы». Судя по тексту законопроекта, узнавать о мнении граждан полицейские должны через общественные советы при федеральном и территориальных органах полиции, которые создаются «в целях учета потребностей и законных интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере внутренних дел». Образуются общественные советы в порядке, определяемом Президентом России.
По нынешним законам, менты могут удерживать в ОВД в течение трех часов человека, при этом не объясняя причины, за что он задержан. В новом документе срок этот уменьшен до одного часа. При нынешних технологиях этого срока вполне достаточно, чтобы выяснить, правонарушитель сидит перед ними или добропорядочный гражданин.
Такие послабления не говорят о том, что карающий «кулак силовиков» стала короче. Законопроектом предусмотрено, что полицейские могут беспрепятственно входить в жилье граждан и ломать замки при преследовании подозреваемых в совершении преступления, уклоняющихся от наказания, скрывающихся от органов дознания, а также в случае, когда они уверены, что внутри жилья совершается преступление или находится человек в беспомощном состоянии.
На встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым 23 июля Президент Дмитрий Медведев поставил задачу при подготовке законопроекта «сократить те приемы, которые используются традиционно, то есть включение в документ значительного числа отсылочных норм». Тем не менее закон в нескольких статьях отсылает к «иным предусмотренным законом случаям».
Концепции и стилистика остались прежними, и вряд ли можно было ожидать иного, потому что главный автор проекта — действующее МВД. При этом подчеркиваю, что данный проект — не окончательная редакция закона. Сейчас никто не берется утверждать, насколько серьезными будут изменения.
Некоторые посчитали новый закон братом закона «О ФСБ». В МВДшники не скрывают, что брали за основу именно его. Их, экспертов, смущает раздутый пункт о правах полицейских, где насчитывается около 60 позиций, хотя у них нет прав и обязанностей, а есть полномочия. Но границы этого пункта существенно расширяются, поскольку и в нем имеется формулировка все о тех же «иных правах, предусмотренных законодательством».
Первые комментарии в адрес законопроекта «О полиции» оказались противоположными. Одни умиляются тем, что будет новый закон, другие опасаются, что за новым названием (полиция вместо милиция) по-прежнему будет скрываться старое содержание.
Зачем закон о полиции разрабатывает милиция? Или других юристов нет в стране? Мне кажется, неплохой закон о полиции мог бы разработать адвокатский корпус, учитывая, что адвокаты хорошо знают явные недостатки в милицейской работе.
Многие говорят, что много ошибок и что он мало отличается от действующего Закона «О милиции». И в самом деле: «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности», – сказано в законопроекте. Примерно то же самое записано и в Законе «О милиции», принятом в 1991 году.
В новоиспеченном документе в 40 пунктах прописаны обязанности полиции и ее права. Но, как утверждают эксперты, при этом полиция не избавляется от «ненужных функций», которые, как ранее заявляли участвующие в разработке проекта официальные лица, она не должна больше исполнять.
Правоохранительные органы по-прежнему будет осуществлять контроль за миграцией и содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу, осуществлять техосмотр автомобилей, а также доставлять граждан в тяжелой степени опьянения в медицинские заведения или в местные органы полиции, если их поведение угрожает покою и здоровью граждан.
В законопроекте говорится, что, обращаясь с требованием к гражданину, полицейский должен предъявить удостоверение, кроме случаев «когда такое предъявление невозможно либо неуместно». Какие случаи попадают под такие характеристики, в законе не указывается. Проект предполагает, что сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены. При этом полицейский не может оправдывать свое незаконное действие интересами службы, экономической целесообразностью, требованиями вышестоящих должностных лиц или какими-либо иными обстоятельствами и мотивами. Напомнюсь, в действующем законе «О милиции» сказано лишь, что «гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд».
В законопроекте появились статьи, как «беспристрастность», «законность», «открытость и публичность». В частности, в статье «беспристрастность» сказано, что «полиция осуществляет свою деятельность в отношении всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств», также полицейские не могут в своих действиях руководствоваться решениями партий, религиозных или иных организаций.
Есть статья, в котором сказано, что «мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы». Судя по тексту законопроекта, узнавать о мнении граждан полицейские должны через общественные советы при федеральном и территориальных органах полиции, которые создаются «в целях учета потребностей и законных интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере внутренних дел». Образуются общественные советы в порядке, определяемом Президентом России.
По нынешним законам, менты могут удерживать в ОВД в течение трех часов человека, при этом не объясняя причины, за что он задержан. В новом документе срок этот уменьшен до одного часа. При нынешних технологиях этого срока вполне достаточно, чтобы выяснить, правонарушитель сидит перед ними или добропорядочный гражданин.
Такие послабления не говорят о том, что карающий «кулак силовиков» стала короче. Законопроектом предусмотрено, что полицейские могут беспрепятственно входить в жилье граждан и ломать замки при преследовании подозреваемых в совершении преступления, уклоняющихся от наказания, скрывающихся от органов дознания, а также в случае, когда они уверены, что внутри жилья совершается преступление или находится человек в беспомощном состоянии.
На встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым 23 июля Президент Дмитрий Медведев поставил задачу при подготовке законопроекта «сократить те приемы, которые используются традиционно, то есть включение в документ значительного числа отсылочных норм». Тем не менее закон в нескольких статьях отсылает к «иным предусмотренным законом случаям».
Концепции и стилистика остались прежними, и вряд ли можно было ожидать иного, потому что главный автор проекта — действующее МВД. При этом подчеркиваю, что данный проект — не окончательная редакция закона. Сейчас никто не берется утверждать, насколько серьезными будут изменения.
Некоторые посчитали новый закон братом закона «О ФСБ». В МВДшники не скрывают, что брали за основу именно его. Их, экспертов, смущает раздутый пункт о правах полицейских, где насчитывается около 60 позиций, хотя у них нет прав и обязанностей, а есть полномочия. Но границы этого пункта существенно расширяются, поскольку и в нем имеется формулировка все о тех же «иных правах, предусмотренных законодательством».
Первые комментарии в адрес законопроекта «О полиции» оказались противоположными. Одни умиляются тем, что будет новый закон, другие опасаются, что за новым названием (полиция вместо милиция) по-прежнему будет скрываться старое содержание.
Зачем закон о полиции разрабатывает милиция? Или других юристов нет в стране? Мне кажется, неплохой закон о полиции мог бы разработать адвокатский корпус, учитывая, что адвокаты хорошо знают явные недостатки в милицейской работе.
14 комментариев