Александр Семёнов →  За что отвечает судебный представитель, если он - юрист?

В последнее время я очень часто встречаю у людей полное непонимание того, за что именно платятся деньги юристам, которые занимаются представительством в суде. И такое непонимание вредит, в первую очередь, клиентам юристов (доверителям), при этом многие не осознают подоплёку происходящего, приписывая своему представителю разные воображаемые черты (положительные или отрицательные). Итак, что я понимаю под словами «непонимание вредит» в данном случае?

С одной стороны, вред для клиента может быть имущественным, если он платит представителю необоснованно высокое вознаграждение. С другой стороны, клиент может претерпеть и нравственные страдания, если результатом всех оказанных услуг представителя окажется совсем не то, о чём мечтал клиент.

Будучи юристом-представителем, имеющим статус адвоката, я предлагаю вам ознакомиться с моим объяснением того, за что в действительности отвечает любой профессиональный судебный представитель.

Судебное представительство — это всегда услуга, а поэтому на самом деле клиент никогда не платит и не может платить за результат рассмотрения своего дела судом.

В Гражданском кодексе Российской Федерации хотя и не совсем точно, но всё-таки закреплено важное различие между товаром, работой и услугой. Это различие установлено самой жизнью. Не буду вдаваться в подробности, а просто приведу вольное сравнение.

Что можно сказать о товаре? Это вполне материальный объект, в экономическом смысле — труд человека или природы, застывший в определённой форме. Товаром может быть любая вещь, например, мобильный телефон. Вы можете купить телефон! Вы заранее можете оценить дизайн, качество и функции мобильного телефона. Осмотрев его, вы принимаете решение — нужен он вам такой или нет. Вы принимаете и оплачиваете конкретный материальный объект. Как покупателя товара, вас в действительности не интересует, кто, как и насколько долго создавал этот объект. Вы платите и берёте только материальный результат труда — и больше ничего.

Как экономически стандартного покупателя товара вас не должно интересовать, в каких условиях находятся китайские рабочие, делавшие этот телефон: сколько часов в день они работают и какую оплату труда получают, безопасно ли производство для человека и окружающей среды. Для вас не должно иметь значения, что покупая такой телефон вы лично спонсируете определённые организацию труда и отношение к окружающей среде, тем самым продлевая их существование. Вы видите перед собой телефон и приобретаете его, не зная его прошлого.

Что можно сказать о работе? Она представляет собой деятельность, которая является причиной создания материального результата. Например, строительство жилого дома является работой. Вы можете подрядить кого-то, чтобы вам построили дом. Вы заранее определяете, какой именно хотите получить дом, когда даёте задание подрядчику. Иными словами, вы предварительно согласовали с подрядчиком результат его работы. Вы с чистой душой расстаётесь со своими деньгами только тогда, когда подрядчик полностью покажет результат, о котором вы договаривались. И подрядчику, и вам прекрасно известно, что результат работы является прямым продуктом деятельности самого работника, а не провидением сверхъестественных сил. Если окажется, что подрядчик пообещал одно, а выполнил другое, то вы справедливо можете не платить ему за работу. Кроме того, вы можете потребовать возврата предварительной оплаты, если она была внесена нерадивому подрядчику.

Как добросовестного заказчика работы вас должно интересовать, как именно делается та самая работа, за которую вы платите. Именно так! Хотя вы и принимаете материальный результат, тем не менее вы платите за работу. Вам важно знать, как строился ваш дом — были ли соблюдены строительные нормы и правила, бережно ли использовались и хранились строительные материалы, допущен или нет производственный брак. Вы осознаёте неразрывную связь процесса и результата, а поэтому готовы оплачивать процесс, который проходит по вашему заданию и под вашим контролем.

Есть существенная разница между домом-товаром и домом-результатом работы. С одной стороны, если вы приобретаете уже сделанный кем-то дом-товар, осмотрев и приняв его, а также получив все документы, то вы до конца не можете быть уверены, как именно он был построен. Кроме того, дом-товар является воплощением чужого дизайна, чужого видения того, каким должен быть дом. С другой стороны, дом-результат работы требует времени, необходимого для того, чтобы его создать, то есть вы вынуждены ждать окончания работы (или этапа работы, если вы делаете приёмку по частям). Кроме того, от вас требуется дать своё собственное задание и контролировать его исполнение. Это трудозатратнее, чем просто купить уже готовый дом.

Что можно сказать об услуге? Это чистая деятельность, которая не состоит и не может состоять в причинно-следственной связи с неким результатом. Услуга как таковая никогда не способна приводить к материальному результату. Единственная задача услуги — лишь делать возможным наступление результата, то есть содействовать ему. И чем качественнее услуга, тем больше шансов на ожидаемый заказчиком исход.

Ярким примером услуги является судебное представительство. Окончательное решение суда по какому-либо делу никогда не является и не может являться результатом работы судебного представителя. Решение принимает суд. И точка.

Если кто-то в действительности обещает принятие того или иного решения суда, а не просто в очередной раз обманывает своего клиента, то это может означать только одно — совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Никто не вправе вмешиваться в деятельность судьи или суда по осуществлению правосудия. Ни государственные органы и должностные лица, ни «внутренние» чиновники судебной вертикали, ни предприниматели, ни родственники, ни друзья, ни тем более судебные представители не должны совершать преступлений в отношении правосудия.

Так за что же вы платите юристу-представителю в суде, если он в принципе не может отвечать за принятое судом решение? Вы платите за анализ перспектив своего дела, за правовые консультации. Вы платите за выбор способа защиты ваших интересов, за оценку и (или) сбор необходимых доказательств, за ознакомление с материалами дела, за составление процессуальных документов, а также за участие в судебных заседаниях от вашего имени. И вы вправе требовать, чтобы это делалось юридически правильно и своевременно.

Когда вы приобретаете услугу, вы принимаете чистую деятельность и оплачиваете тоже только её. Ваш представитель обязан делать всё юридически грамотно (не совершать правовых ошибок) и не нарушать процессуальные или договорные сроки (не допускать просрочек). Вы можете справедливо жаловаться только на правовые ошибки и просрочки.

Время от времени так происходит, что и закон вместе со сложившейся судебной практикой, и доказательства, и качественное судебное представительство — всё на вашей стороне. Однако вы проигрываете своё дело во всех инстанциях. К сожалению, в таком случае источник проблемы заключается не в вашем юристе, а других причинах, которые могут быть весьма разнообразными, но достаточно простыми для понимания.

1 комментарий

Вася Васильев
Согласен с автором данной статьи
0