Азамат Расулов → Юридическое клиническое образование как инструмент получения молодым юристом необходимых практических навыков
Сегодняшние реалии показывают то, что молодой специалист с юридическим образованием при попадании в организации, нуждающиеся в грамотном юридическом обслуживании, оказывается совершенно неподготовленным к практическому решению тех или иных проблем правового характера, стоящих перед обслуживаемой организацией.
Это и неудивительно, учитывая то, что высшая юридическая школа до недавнего времени, а кое-где и до сих пор, была сильно оторвана от практической составляющей.
Лишь отдельные учебные заведения, занимающиеся подготовкой юридических кадров, основывали учебный курс на практической подготовке студентов. В основном, преподавательский состав таких ВУЗов составляли юристы, имеющие практический опыт работы в государственных (муниципальных) органах власти и управления, правоохранительных структурах, адвокатуре и т.д. В общем, в тех сферах, где широкий спектр вопросов обуславливает и соответствующую правовую подкованность лица, которое намеренно их решить. Однако, не всегда высшая школа способна создать условия для привлечения подобных преподавательских кадров для обучения молодых юристов. Да и не всегда эти самые кадры способны выкроить время для занятия юридической наукой на базе университета (института).
В настоящее время как в России, так и за ее пределами, популярным инструментом формирования практических навыков у студентов юридических ВУЗов выступает юридическая клиника.
Как отмечает Шугрина Е.С. (Статья: Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое?, «Актуальные проблемы российского права», 2013, N 7), анализ российского и зарубежного опыта юридических клиник свидетельствует о том, что деятельность юридических клиник связана с двумя главными целями — образовательной и правозащитной (социальной).
Образовательная цель позволяет студенту применять свои теоретические знания и навыки на практике.
Пожалуй, именно закрепление теоретического материала практическим содержанием и выступает самым эффективным средством обучения молодых кадров.
Юридическая клиника представляет собой некоммерческий центр правовой помощи, в котором студенты, выступая в качестве консультантов, действующих под надзором преподавателей, оказывают правовую помощь различной категории лиц, по тем или иным причинам не имеющей возможность обратиться за юридической помощью к адвокату.
Кроме того, в юридической клинике проводится самостоятельный курс юридического клинического образования, включающий занятия по интервьюированию, консультированию и т.д.
В связи с этим, представляется вполне обоснованным введение обязательного юридического клинического образования в учебный курс по подготовке молодых юридических кадров в ВУЗе. В связи с этим, клиника как часть учебного процесса, безусловно, должна выступать самостоятельным структурным подразделением университета, а преподавательский состав должен активно привлекаться к ее работе. При этом, руководство этой структурой должно быть, безусловно, поручено практикующему юристу, желательно, из профессорско-преподавательской среды.
Это и неудивительно, учитывая то, что высшая юридическая школа до недавнего времени, а кое-где и до сих пор, была сильно оторвана от практической составляющей.
Лишь отдельные учебные заведения, занимающиеся подготовкой юридических кадров, основывали учебный курс на практической подготовке студентов. В основном, преподавательский состав таких ВУЗов составляли юристы, имеющие практический опыт работы в государственных (муниципальных) органах власти и управления, правоохранительных структурах, адвокатуре и т.д. В общем, в тех сферах, где широкий спектр вопросов обуславливает и соответствующую правовую подкованность лица, которое намеренно их решить. Однако, не всегда высшая школа способна создать условия для привлечения подобных преподавательских кадров для обучения молодых юристов. Да и не всегда эти самые кадры способны выкроить время для занятия юридической наукой на базе университета (института).
В настоящее время как в России, так и за ее пределами, популярным инструментом формирования практических навыков у студентов юридических ВУЗов выступает юридическая клиника.
Как отмечает Шугрина Е.С. (Статья: Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое?, «Актуальные проблемы российского права», 2013, N 7), анализ российского и зарубежного опыта юридических клиник свидетельствует о том, что деятельность юридических клиник связана с двумя главными целями — образовательной и правозащитной (социальной).
Образовательная цель позволяет студенту применять свои теоретические знания и навыки на практике.
Пожалуй, именно закрепление теоретического материала практическим содержанием и выступает самым эффективным средством обучения молодых кадров.
Юридическая клиника представляет собой некоммерческий центр правовой помощи, в котором студенты, выступая в качестве консультантов, действующих под надзором преподавателей, оказывают правовую помощь различной категории лиц, по тем или иным причинам не имеющей возможность обратиться за юридической помощью к адвокату.
Кроме того, в юридической клинике проводится самостоятельный курс юридического клинического образования, включающий занятия по интервьюированию, консультированию и т.д.
В связи с этим, представляется вполне обоснованным введение обязательного юридического клинического образования в учебный курс по подготовке молодых юридических кадров в ВУЗе. В связи с этим, клиника как часть учебного процесса, безусловно, должна выступать самостоятельным структурным подразделением университета, а преподавательский состав должен активно привлекаться к ее работе. При этом, руководство этой структурой должно быть, безусловно, поручено практикующему юристу, желательно, из профессорско-преподавательской среды.
Нет комментариев