Константин Балаев → Исполнение законов о морских портах и гос.границе. Как обстоят дела в Санкт-Петербурге
Еще в 2007г. был принят федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации....» (№261-ФЗ от 08.11.2007г.), которые определяет правовой статус, порядок организации и работы морских портов. Сделано многое, однако всё сделать за 5 лет все равно не успели.
20.08.2009г. Распоряжением Правительства РФ №1225-р были установлены границы морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». 12.03.2010г. на основании распоряжения Росморречфлота №АД-39-р сведения о морском порте Большой порт Санкт-Петербург внесены в Реестр морских портов Российской Федерации, рег.№Б-1.
Фактически было положено начало официального, документального возрождения морского порта в Санкт-Петербурге www.pasp.ru
На администрацию морского порта были возложены функции принятия мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта и обеспечения порядка в морском порту. 23.12.2009г. решением Комиссии по морской безопасности при ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» (Протокол №24) была принята Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» Функции по оформлению пропусков возлагаются на ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по согласованию с пограничной службой.
Как охрана объектов инфраструктуры морского порта, так и охрана границ морского порта должна осуществляться только подразделениями ведомственной охраны Минтранса России или МВД России. Разделение полномочий по обеспечению безопасности в морских портах одним из указанных ведомств должны быть оформлено Постановлением Правительства России в виде перечня морских портов(ч.6 ст.15 Закона).
Однако, такого постановления пока не принято. Перечень не установлен.
Фактически в данный момент организацию пропускного режима осуществляет ФГУП «УВО Минтранса», а оформление, выдача и учет пропусков находится в ведении коммерческой организации, не имеющей отношения к Администрации Большого порта СПб.
Проверка законности вопросов с проходом/проездом на территорию передавалась даже на рассмотрение суда.
Первое дело – c участием УФАС по Санкт-Петербургу и ЛО — по обращению ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», дело А56-3937/06.
Второе дело — по оспариванию договора на осуществление прохода и проезда на территорию порта, дело А56-21279/01.
Несмотря на далекие даты решений, проблема не потеряла актуальности и стоит в полный рост до сих пор, поскольку требования закона расходятся со сложившемся положением дел.
Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» фактически является пунктом пропуска через государственную границу России (Приложение к Распоряжению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 1724-р)
На сегодняшний день согласно приказу Росграницы №17-ПП от 24.01.2011г. происходит реконструкция пункта пропуска в морском порту «Большой порт СПб». Для определения пределов пункта пропуска создана межведомственная комиссия. На расширенном заседании Координационного совета, состоявшимся 22 марта с.г. с участием организаций, осуществляющих деятельность на территории морского порта, в том числе и ЗАО «Судомех Саплай», принято решение о дальнейшем согласовании пределов пункта пропуска, приеме предложений и возражений до 01 мая с.г. Хозяйствующим субъектам были направлены запросы с необходимостью представления сведений о включении их земельных участков в пределы пункта пропуска. Однако дело движется настолько медленно, что света и не видно.
Пределы пункта пропуска не установлены, в том числе по причине изрезанности территории порта и наличию споров с хозяйствующими субъектами. Изрезана территория была не только в натуре, но и по документам владения и распоряжения множеством юридических лиц, по которым некоторые участки накладываются друг на друга.
Несмотря на то, что территория порта должна быть не только в собственности государства, но и управляться им, через специально созданные для этого органы, в настоящее время она передана в аренду на 49 лет просто коммерческой организации.
Вся эта правовая неразбериха создает сложности не только в проходе и проезде на территорию порта, но и в ввозе/вывозе грузов, таможенном оформлении, снабжении судов.
Учитывая, что территорией заведуют несколько субъектов: и Администрация порта Большой порт СПб, и коммерческая организация, двоевластие порождает двойные стандарты, перекладывание решений с одних плеч на другие, а также двойные требования, подчас противоречащие друг другу. Это касается и безопасности проведения работ, и охраны окружающей среды, и т.д.
Да, территория акватории всецело управляется Администрацией порта. А земля все-таки нет.
Самый главный вопрос который стоит на повестки дня: когда Администрация порта Большой порт СПб приступит к полному управлению территорией и когда будет окончательно оформлен пункт пропуска через государственную границу???
Согласно официальным ответам заинтересованных государственных органов, нормативные акты в развитие ФЗ «О морских портах…» находятся в стадии разработки (ответ Росморречфлота №АД-28/6101 от 23.06.2010г)
Таким образом, несмотря на то, что закон о морских портах был принят аж в 2007г, до настоящего времени его реализация фактически и не началась.
Конечно, не стоит распространять практику одного морского порта на всю территорию России. И в Санкт-Петербурге существуют окончательно оформленные морские ворота Санкт-Петербурга (например, Пассажирский порт), и России в целом (например, Мурманский порт)
Только сегодня получил информацию, что 12 марта 2012 будет выездное заседание Росграницы в актовом зале ОАО «Морской порт СПб». Посмотрим что скажут.
Однако, как всегда, вопросов больше чем ответов, но для их решения нужна лишь политическая воля, поскольку большинство технических вопросов уже решены.
20.08.2009г. Распоряжением Правительства РФ №1225-р были установлены границы морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». 12.03.2010г. на основании распоряжения Росморречфлота №АД-39-р сведения о морском порте Большой порт Санкт-Петербург внесены в Реестр морских портов Российской Федерации, рег.№Б-1.
Фактически было положено начало официального, документального возрождения морского порта в Санкт-Петербурге www.pasp.ru
На администрацию морского порта были возложены функции принятия мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта и обеспечения порядка в морском порту. 23.12.2009г. решением Комиссии по морской безопасности при ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» (Протокол №24) была принята Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» Функции по оформлению пропусков возлагаются на ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по согласованию с пограничной службой.
Как охрана объектов инфраструктуры морского порта, так и охрана границ морского порта должна осуществляться только подразделениями ведомственной охраны Минтранса России или МВД России. Разделение полномочий по обеспечению безопасности в морских портах одним из указанных ведомств должны быть оформлено Постановлением Правительства России в виде перечня морских портов(ч.6 ст.15 Закона).
Однако, такого постановления пока не принято. Перечень не установлен.
Фактически в данный момент организацию пропускного режима осуществляет ФГУП «УВО Минтранса», а оформление, выдача и учет пропусков находится в ведении коммерческой организации, не имеющей отношения к Администрации Большого порта СПб.
Проверка законности вопросов с проходом/проездом на территорию передавалась даже на рассмотрение суда.
Первое дело – c участием УФАС по Санкт-Петербургу и ЛО — по обращению ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», дело А56-3937/06.
Второе дело — по оспариванию договора на осуществление прохода и проезда на территорию порта, дело А56-21279/01.
Несмотря на далекие даты решений, проблема не потеряла актуальности и стоит в полный рост до сих пор, поскольку требования закона расходятся со сложившемся положением дел.
Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» фактически является пунктом пропуска через государственную границу России (Приложение к Распоряжению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 1724-р)
На сегодняшний день согласно приказу Росграницы №17-ПП от 24.01.2011г. происходит реконструкция пункта пропуска в морском порту «Большой порт СПб». Для определения пределов пункта пропуска создана межведомственная комиссия. На расширенном заседании Координационного совета, состоявшимся 22 марта с.г. с участием организаций, осуществляющих деятельность на территории морского порта, в том числе и ЗАО «Судомех Саплай», принято решение о дальнейшем согласовании пределов пункта пропуска, приеме предложений и возражений до 01 мая с.г. Хозяйствующим субъектам были направлены запросы с необходимостью представления сведений о включении их земельных участков в пределы пункта пропуска. Однако дело движется настолько медленно, что света и не видно.
Пределы пункта пропуска не установлены, в том числе по причине изрезанности территории порта и наличию споров с хозяйствующими субъектами. Изрезана территория была не только в натуре, но и по документам владения и распоряжения множеством юридических лиц, по которым некоторые участки накладываются друг на друга.
Несмотря на то, что территория порта должна быть не только в собственности государства, но и управляться им, через специально созданные для этого органы, в настоящее время она передана в аренду на 49 лет просто коммерческой организации.
Вся эта правовая неразбериха создает сложности не только в проходе и проезде на территорию порта, но и в ввозе/вывозе грузов, таможенном оформлении, снабжении судов.
Учитывая, что территорией заведуют несколько субъектов: и Администрация порта Большой порт СПб, и коммерческая организация, двоевластие порождает двойные стандарты, перекладывание решений с одних плеч на другие, а также двойные требования, подчас противоречащие друг другу. Это касается и безопасности проведения работ, и охраны окружающей среды, и т.д.
Да, территория акватории всецело управляется Администрацией порта. А земля все-таки нет.
Самый главный вопрос который стоит на повестки дня: когда Администрация порта Большой порт СПб приступит к полному управлению территорией и когда будет окончательно оформлен пункт пропуска через государственную границу???
Согласно официальным ответам заинтересованных государственных органов, нормативные акты в развитие ФЗ «О морских портах…» находятся в стадии разработки (ответ Росморречфлота №АД-28/6101 от 23.06.2010г)
Таким образом, несмотря на то, что закон о морских портах был принят аж в 2007г, до настоящего времени его реализация фактически и не началась.
Конечно, не стоит распространять практику одного морского порта на всю территорию России. И в Санкт-Петербурге существуют окончательно оформленные морские ворота Санкт-Петербурга (например, Пассажирский порт), и России в целом (например, Мурманский порт)
Только сегодня получил информацию, что 12 марта 2012 будет выездное заседание Росграницы в актовом зале ОАО «Морской порт СПб». Посмотрим что скажут.
Однако, как всегда, вопросов больше чем ответов, но для их решения нужна лишь политическая воля, поскольку большинство технических вопросов уже решены.
Принимали участие представители Росграницы, таможенных, пограничных органы, администрации морского порта, заинтересованные участники ВЭД и др.
По сравнению с предыдущим проектом пределов пункта, было принято решение, что вся территория 1-го и 2-го районов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» войдут в пределы пункта пропуска.
Протокол по итогам заседания должен будет определить, что решение принято с оговорками (необходимо привести в соответствии часть границы территории, предоставить экспликации на здания).
Подождем как будут развиваться события далее, но вместе с этим, хочу отметить, что это важное решение. Однако и в нем есть множество подводных камней для компаний, находящихся на территории порта.