Константин Балаев →  Исполнение законов о морских портах и гос.границе. Как обстоят дела в Санкт-Петербурге

Еще в 2007г. был принят федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации....» (№261-ФЗ от 08.11.2007г.), которые определяет правовой статус, порядок организации и работы морских портов. Сделано многое, однако всё сделать за 5 лет все равно не успели.

20.08.2009г. Распоряжением Правительства РФ №1225-р были установлены границы морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». 12.03.2010г. на основании распоряжения Росморречфлота №АД-39-р сведения о морском порте Большой порт Санкт-Петербург внесены в Реестр морских портов Российской Федерации, рег.№Б-1.

Фактически было положено начало официального, документального возрождения морского порта в Санкт-Петербурге www.pasp.ru

На администрацию морского порта были возложены функции принятия мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта и обеспечения порядка в морском порту. 23.12.2009г. решением Комиссии по морской безопасности при ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» (Протокол №24) была принята Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» Функции по оформлению пропусков возлагаются на ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по согласованию с пограничной службой.

Как охрана объектов инфраструктуры морского порта, так и охрана границ морского порта должна осуществляться только подразделениями ведомственной охраны Минтранса России или МВД России. Разделение полномочий по обеспечению безопасности в морских портах одним из указанных ведомств должны быть оформлено Постановлением Правительства России в виде перечня морских портов(ч.6 ст.15 Закона).

Однако, такого постановления пока не принято. Перечень не установлен.

Фактически в данный момент организацию пропускного режима осуществляет ФГУП «УВО Минтранса», а оформление, выдача и учет пропусков находится в ведении коммерческой организации, не имеющей отношения к Администрации Большого порта СПб.

Проверка законности вопросов с проходом/проездом на территорию передавалась даже на рассмотрение суда.

Первое дело – c участием УФАС по Санкт-Петербургу и ЛО — по обращению ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», дело А56-3937/06.

Второе дело — по оспариванию договора на осуществление прохода и проезда на территорию порта, дело А56-21279/01.

Несмотря на далекие даты решений, проблема не потеряла актуальности и стоит в полный рост до сих пор, поскольку требования закона расходятся со сложившемся положением дел.

Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» фактически является пунктом пропуска через государственную границу России (Приложение к Распоряжению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 1724-р)

На сегодняшний день согласно приказу Росграницы №17-ПП от 24.01.2011г. происходит реконструкция пункта пропуска в морском порту «Большой порт СПб». Для определения пределов пункта пропуска создана межведомственная комиссия. На расширенном заседании Координационного совета, состоявшимся 22 марта с.г. с участием организаций, осуществляющих деятельность на территории морского порта, в том числе и ЗАО «Судомех Саплай», принято решение о дальнейшем согласовании пределов пункта пропуска, приеме предложений и возражений до 01 мая с.г. Хозяйствующим субъектам были направлены запросы с необходимостью представления сведений о включении их земельных участков в пределы пункта пропуска. Однако дело движется настолько медленно, что света и не видно.

Пределы пункта пропуска не установлены, в том числе по причине изрезанности территории порта и наличию споров с хозяйствующими субъектами. Изрезана территория была не только в натуре, но и по документам владения и распоряжения множеством юридических лиц, по которым некоторые участки накладываются друг на друга.

Несмотря на то, что территория порта должна быть не только в собственности государства, но и управляться им, через специально созданные для этого органы, в настоящее время она передана в аренду на 49 лет просто коммерческой организации.

Вся эта правовая неразбериха создает сложности не только в проходе и проезде на территорию порта, но и в ввозе/вывозе грузов, таможенном оформлении, снабжении судов.

Учитывая, что территорией заведуют несколько субъектов: и Администрация порта Большой порт СПб, и коммерческая организация, двоевластие порождает двойные стандарты, перекладывание решений с одних плеч на другие, а также двойные требования, подчас противоречащие друг другу. Это касается и безопасности проведения работ, и охраны окружающей среды, и т.д.

Да, территория акватории всецело управляется Администрацией порта. А земля все-таки нет.

Самый главный вопрос который стоит на повестки дня: когда Администрация порта Большой порт СПб приступит к полному управлению территорией и когда будет окончательно оформлен пункт пропуска через государственную границу???

Согласно официальным ответам заинтересованных государственных органов, нормативные акты в развитие ФЗ «О морских портах…» находятся в стадии разработки (ответ Росморречфлота №АД-28/6101 от 23.06.2010г)

Таким образом, несмотря на то, что закон о морских портах был принят аж в 2007г, до настоящего времени его реализация фактически и не началась.

Конечно, не стоит распространять практику одного морского порта на всю территорию России. И в Санкт-Петербурге существуют окончательно оформленные морские ворота Санкт-Петербурга (например, Пассажирский порт), и России в целом (например, Мурманский порт)


Только сегодня получил информацию, что 12 марта 2012 будет выездное заседание Росграницы в актовом зале ОАО «Морской порт СПб». Посмотрим что скажут.

Однако, как всегда, вопросов больше чем ответов, но для их решения нужна лишь политическая воля, поскольку большинство технических вопросов уже решены.

1 комментарий

Константин Балаев
Вчера, 12.03.2012, состоялось выездное заседание по определению пределов пункта пропуска морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».
Принимали участие представители Росграницы, таможенных, пограничных органы, администрации морского порта, заинтересованные участники ВЭД и др.

По сравнению с предыдущим проектом пределов пункта, было принято решение, что вся территория 1-го и 2-го районов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» войдут в пределы пункта пропуска.
Протокол по итогам заседания должен будет определить, что решение принято с оговорками (необходимо привести в соответствии часть границы территории, предоставить экспликации на здания).

Подождем как будут развиваться события далее, но вместе с этим, хочу отметить, что это важное решение. Однако и в нем есть множество подводных камней для компаний, находящихся на территории порта.
0