Александр Бороухин → В февральских счетах исполнителям коммунальных услуг должны быть учтены показания индивидуальных приборов
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» было опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 20.02.2010, в «Российской газете» — 28.02.2010, и вступило в силу 07.03.2012. П. 2 постановления предусматривает, что:
«Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.»
Поскольку плата за поставку коммунальных ресурсов в силу п. 8, 35 всё ещё действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, вносится, аналогично плате за коммунальные услуги, до 10 числа следующего месяца, то содержание обязательств по оплате за ресурсы, поставленные в феврале 2012 года, определяется уже новыми правилами.
И здесь ресурсоснабжающие организации ждёт неприятный сюрприз. Согласно Приложению к вступившим в силу правилам, которое будет применяться вплоть до «замены» 307-го постановления 354-м (как говорится, дай Бог дожить…), при отсутствии общедомового прибора учёта принимаются во внимание не только нормативы, но и показания индивидуальных приборов в тех помещениях, которые оборудованы оными. Тем самым фактически дезавуируется одна из немногих выгодных ресурсоснабжающим организациям правовых позиций ВАС РФ по вопросам учёта коммунальных ресурсов: в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10 содержался однозначный вывод, что в показания индивидуальных приборов учёта не могут быть транслированы исполнителем коммунальных услуг на ресурсоснабжающую организацию. Есть общедомовой прибор — считаем по нему, нет — по нормативам. Теперь же всё будет иначе. И уже с февраля.
Экономический смысл изменений понятен, хотя эффект от них будет двояким:
И здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: вряд ли сколько бы то ни было значимое количество исполнителей коммунальных услуг уже успело наладить с ресурсоснабжающими организациями документооборот по вопросу передачи показаний индивидуальных приборов. А значит, и в февральских, и в мартовских, и, возможно в последующих счетах многие абоненты — исполнители коммунальных услуг увидят всё тот же расчёт по нормативу, что и ранее. Что, в свою очередь, чревато последующими судебными разбирательствами по поводу взыскания задолженности или осуществления пересчёта.
Данная запись опубликована в моём блоге borouhin.com. Вы можете оставлять комментарии здесь или к соответствующей записи в блоге.
«Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.»
Поскольку плата за поставку коммунальных ресурсов в силу п. 8, 35 всё ещё действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, вносится, аналогично плате за коммунальные услуги, до 10 числа следующего месяца, то содержание обязательств по оплате за ресурсы, поставленные в феврале 2012 года, определяется уже новыми правилами.
И здесь ресурсоснабжающие организации ждёт неприятный сюрприз. Согласно Приложению к вступившим в силу правилам, которое будет применяться вплоть до «замены» 307-го постановления 354-м (как говорится, дай Бог дожить…), при отсутствии общедомового прибора учёта принимаются во внимание не только нормативы, но и показания индивидуальных приборов в тех помещениях, которые оборудованы оными. Тем самым фактически дезавуируется одна из немногих выгодных ресурсоснабжающим организациям правовых позиций ВАС РФ по вопросам учёта коммунальных ресурсов: в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10 содержался однозначный вывод, что в показания индивидуальных приборов учёта не могут быть транслированы исполнителем коммунальных услуг на ресурсоснабжающую организацию. Есть общедомовой прибор — считаем по нему, нет — по нормативам. Теперь же всё будет иначе. И уже с февраля.
Экономический смысл изменений понятен, хотя эффект от них будет двояким:
- С одной стороны, до настоящего момента исполнители коммунальных услуг, расплачиваясь за ресурсы по нормативам, а получая средства от жителей по показаниям индивидуальных счётчиков, в случае превышения нормативов над фактическим потреблением несли убытки (а в большинстве случаев — формировали задолженность перед поставщиками).
- С другой стороны, расход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в новой конструкции «теряется». В гипотетической ситуации, когда все квартиры оснащены индивидуальными приборами, стоимость всего расход на общее имущество многоквартирного дома составляет убытки теперь уже поставщика ресурсов.
И здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: вряд ли сколько бы то ни было значимое количество исполнителей коммунальных услуг уже успело наладить с ресурсоснабжающими организациями документооборот по вопросу передачи показаний индивидуальных приборов. А значит, и в февральских, и в мартовских, и, возможно в последующих счетах многие абоненты — исполнители коммунальных услуг увидят всё тот же расчёт по нормативу, что и ранее. Что, в свою очередь, чревато последующими судебными разбирательствами по поводу взыскания задолженности или осуществления пересчёта.
Данная запись опубликована в моём блоге borouhin.com. Вы можете оставлять комментарии здесь или к соответствующей записи в блоге.
Если так, то я понимаю, что стороны могут договориться о нарушении закона, хотя и не без последствий, если любая из сторон впоследствии передумает и будет настаивать на пересчёте ввиду императивного характера норм Пост. 307 о порядке учёта ресурсов. Но я не понимаю зачем? Ведь формулы расчёта при наличии ОДПУ в любом случае обеспечивают соответствие суммы начислений по всем помещениям показаниям ОДПУ.
А вот тезис, что
Увы, бьёмся с перерасходом. Долго объяснять, но формула хороша лишь на бумаге.
А по второму вопросу — практики как раз более чем достаточно, плотно работал с теплосбытом в нескольких регионах, везде хватало своих заморочек. Но только со стороны РСО, а не со стороны потребителя. Так что если найдёте время — буду благодарен за более подробное описание проблемы.
Пока я могу представить себе проблемы при наличии нежилых помещений (с которыми в рамках Пост. 307 не всегда понятно что делать); при ГВС в открытой системе теплоснабжения, когда (в соотв. с 47 методикой) РСО предъявляет к оплате т/э + теплоноситель; при желании обеспечить «социальную справедливость», усредняя платежи по всем обслуживаемым домам (встречал такое неоднократно). Но в общем случае, в отсутствие подобных нюансов, — в чём проблема?
Здесь п.23 Постановления 307 отсылает нас к сложной формуле (теперь и нежилые помещения она учитывает). Так вот представьте, что показания ОДПУ (это числитель дроби в формуле 9) превышают знаменатель. И после расчёта по формуле 9 остаётся нераспределённый перерасход.
При этом учтите, что, например, из 144 квартирного дома ИПУ есть в 80 квартирах. И вот из 80 квартир вовремя и регулярно, ежемесячно сообщают показания ИПУ всего 70 квартир. Ещё 10-12 квартир намеренно сообщают заниженные показания своих ИПУ…
А кроме того из 64 квартир, не оборудованных ИПУ, в 10 квартирах зарегистрировано 46 человек, а фактически живут 58.
А ещё (слесаря подтвердили, хотя я сначала не верил) ИПУ не всегда «чует» тоненькую струйку воды, журчащую из бачка в унитаз.
Словом, если ТСЖ вовремя платит РСО, это не значит, что нет проблем. Увы, есть.
По формуле 9 в этом случае каждая квартира с ИПУ платит за 1000 / (600 + 300) * 6 = 6,67 куб. м. Каждая квартира без ИПУ — по 1000 / (600 + 300) * 10 = 11,11 куб. м. Итого 6,67 * 100 + 11,11 * 30 = 1000 куб. м, т.е. строго по показаниям ОДПУ.
Формула так устроена, что какими бы бредовыми не были нормативы и как бы плохо не считали счётчики (а по ГВС, кроме тонких струек, есть ещё, например, проблема деформации крыльчатки при нарушенном температурном регулировании, после чего формально опломбированный счётчик пропускает мимо себя серьёзную часть потока воды), — так вот, всё равно в сумме по дому получим ровно показания ОДПУ.
Если, конечно, формулу применять правильно. Чего многие не делают, опасаясь, что граждане с ИПУ не поймут, почему им предъявляют что-то сверх его показаний. Но это уже вопрос неприменения закона, а не его несовершенства.
В общем, я с Вами согласен, но это — идеальная ситуация, к которой мы стремимся, всячески агитируя людей скорее устанавливать ИПУ.