Роман Павлов → 3 правовых формы успешного управления коммерческой недвижимостью
Данная статья посвящена анализу 3 правовых форм управления коммерческой недвижимостью: доверительном управлении, аренде для последующей пересдачи в субаренду и агентском договоре. Автор рассматривает преимущества и недостатки каждого способа управления недвижимостью.
В этом случае Вы снимаете со своих плеч груз забот об имуществе и регулярно получаете немалый доход. Доверительное управление регулируется положениями 53 главы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Этот правовой институт считается весьма удобным в применении и позволяет максимально безопасно распорядиться своим имуществом, при условии, что вы получили профессиональную юридическую консультацию
Согласно ст. 1012 ГК РФ, в договоре доверительного управления имуществом есть две стороны: Учредитель управления (владелец имущества) и Доверительный управляющий — тот, кто будет имуществом управлять, соблюдая выгоду владельца или указанного им лица. Но в любом случае доходы от использования имущества Доверительному управляющему не принадлежат. Объектом доверительного управления может быть любое недвижимое имущество, в том числе предприятия и имущественные комплексы, ведение которых отдано управляющим коммерческой недвижимостью организациям.
Пожалуй, главный плюс доверительного управления имуществом заключается в следующем факте – такое имущество обособляется, учитывается на отдельном балансе у Доверительного управляющего и на него нельзя обратить взыскание по долгам собственника, кроме как в случае его банкротства (ст. 1018 ГК РФ). Если Учредитель управления является физическим лицом, но не индивидуальным предпринимателем, то в отношении него нельзя применять Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. В скором времени принятие поправок в закон, отменяющих данное правило, не предвидится, а значит, риск потерять такое имущество минимален, сообщает Роман Павлов, юрист вологда.
Что касается минусов данного вида договора, то их, увы, немало и они в основном связаны с налогами. Скорее всего, налоговая инспекция потребует от доверительного управляющего уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) из суммы доходов от использования доверенного его попечению имущества. Это возможно даже если используется упрощенная система налогообложения (УСН) или учредитель управления является гражданином. Дело в том, что «упрощенка» регулируется ст. 174.1 Налогового кодекса РФ, где сказано, что любые доходные действия по управлению доверенным имуществом облагаются НДС и уплатить его обязан доверительный управляющий. Существует мнение, что в таких случаях лицо, обязанное уплачивать НДС, отсутствует как таковое, но налоговая инспекция полагает иначе. Положительной для налогоплательщика судебной практики пока не имеется, а потому споры судами разрешаются в пользу налоговых органов. Подробнее об этом мы можете узнать здесь
Кроме того, те стороны договора доверительного управления, кто применяет УСН, обязаны в соответствии с требованиями ст. 346.14 НК РФ использовать как объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Посему можно видеть, что договор доверительного управления имуществом весьма уязвим с точки зрения налогообложения.
Еще одна существенная проблема договора доверительного управления недвижимым имуществом – это обязательная государственная регистрация передачи недвижимости доверительному управляющему. Такой договор «задним» числом уже не проведешь. И не соблюсти требование о госрегистрации никак нельзя, иначе договор станет недействительным, в соответствии с положениями ст. 1017 ГК РФ.
Подведем итог – если Вы не желаете платить немалую сумму НДС в размере 18% от полученного дохода с имущества, то договор доверительного управления не для Вас. Рассмотрите другие варианты и проконсультируйтесь с юристом.
В этой ситуации собственник недвижимости имеет возможность устраниться от заключения множества договоров с разными арендаторами, уступив это право одному арендатору, который сможет оформлять субаренду по своему усмотрению. В итоге риск получения претензии или судебного иска от конечных пользователей имуществом сводится практически к нулю.
Чтобы максимально упростить себе жизнь, владельцу имущества следует возложить на арендатора все затраты по поддержанию недвижимости в надлежащем виде, включая косметический и капитальный ремонт, а также обязанность по уплате социально-бытовых платежей. В итоге, владелец получит чистый доход в виде арендной платы без лишних телодвижений и усилий. Есть правда такое «но» как выбор ответственного и надежного арендатора – это не самая простая задача. Зато решать ее придется единожды.
По нему собственник имущества (Принципал) поручает операционной компании (Агенту) заключать договоры на аренду этого имущества от имени Агента, но за счет Принципала. Этот тип договора используется крайне редко, уступая пальму первенства аналогичному и более простому договору аренды.
Кому выгоднее быть правомочным владельцем недвижимого имущества, чтобы минимизировать налоговые затраты и иные издержки? Попробуем разобраться.
Если собственник физическое лицо, то он имеет возможность сразу пускать в дело полученный доход, не возникает сложностей с оформлением налогов. Тогда как юридическое лицо-собственник, получив доход от использования имущества и передав его учредителю, должно начислить и уплатить налог на доход физических лиц 9%, так как единственный способ получить эти средства, не нарушив закон, это оформить их как дивиденды. Это справедливо, если не впутываться в длинные и «мутные» схемы вроде расходных договоров или затяжных займов без процентов.
Собственнику имущества — физическому лицу следует оформить статус индивидуального предпринимателя и использовать упрощенное налогообложение с объектом «доходы», так как налог в этом случае составит лишь 6%, а не 13%. Также можно избежать уплаты НДС и НДФЛ. В этой радужной картинке есть свои подводные камни. Один из них – полная имущественная ответственность индивидуального предпринимателя по своим долгам. Если таковые возникнут то, погашая их, можно и имущества лишиться. Но если не вести активной предпринимательской деятельности, а лишь сдавать недвижимость в аренду надежной компании по выгодной цене, то риск сводится к нулевой отметке — советует юрист вологда.
В том случае, когда Вашим имуществом занимается дружественная операционная компания, ей можно порекомендовать применять систему упрощенного налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так как ее затраты по обслуживанию активов и так велики. Если последовать данному совету, то налог на доход составит около 1%. Следует избегать ситуации, когда владелец имущества и директор операционной компании одно лицо, иначе со стороны налоговых органов может последовать обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды.
Какой бы способ извлечения дохода из имущества Вы ни выбрали, следует понимать, что полностью устраниться и замаскироваться не удастся. Информация о владельцах недвижимости открыта и любой может ее получить, подав соответствующее заявление в регистрационные органы. Кроме того, при оформлении договоров субаренды, конечный пользователь имущества может потребовать письменного согласия владельца на оформление договора субаренды.
Грамотная юридическая консультация у профессионального юриста — это ваша лучшая инвестиция на первоначальном этапе управления недвижимостью.
Доверительное управление
В этом случае Вы снимаете со своих плеч груз забот об имуществе и регулярно получаете немалый доход. Доверительное управление регулируется положениями 53 главы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Этот правовой институт считается весьма удобным в применении и позволяет максимально безопасно распорядиться своим имуществом, при условии, что вы получили профессиональную юридическую консультацию
Согласно ст. 1012 ГК РФ, в договоре доверительного управления имуществом есть две стороны: Учредитель управления (владелец имущества) и Доверительный управляющий — тот, кто будет имуществом управлять, соблюдая выгоду владельца или указанного им лица. Но в любом случае доходы от использования имущества Доверительному управляющему не принадлежат. Объектом доверительного управления может быть любое недвижимое имущество, в том числе предприятия и имущественные комплексы, ведение которых отдано управляющим коммерческой недвижимостью организациям.
Пожалуй, главный плюс доверительного управления имуществом заключается в следующем факте – такое имущество обособляется, учитывается на отдельном балансе у Доверительного управляющего и на него нельзя обратить взыскание по долгам собственника, кроме как в случае его банкротства (ст. 1018 ГК РФ). Если Учредитель управления является физическим лицом, но не индивидуальным предпринимателем, то в отношении него нельзя применять Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. В скором времени принятие поправок в закон, отменяющих данное правило, не предвидится, а значит, риск потерять такое имущество минимален, сообщает Роман Павлов, юрист вологда.
Что касается минусов данного вида договора, то их, увы, немало и они в основном связаны с налогами. Скорее всего, налоговая инспекция потребует от доверительного управляющего уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) из суммы доходов от использования доверенного его попечению имущества. Это возможно даже если используется упрощенная система налогообложения (УСН) или учредитель управления является гражданином. Дело в том, что «упрощенка» регулируется ст. 174.1 Налогового кодекса РФ, где сказано, что любые доходные действия по управлению доверенным имуществом облагаются НДС и уплатить его обязан доверительный управляющий. Существует мнение, что в таких случаях лицо, обязанное уплачивать НДС, отсутствует как таковое, но налоговая инспекция полагает иначе. Положительной для налогоплательщика судебной практики пока не имеется, а потому споры судами разрешаются в пользу налоговых органов. Подробнее об этом мы можете узнать здесь
Кроме того, те стороны договора доверительного управления, кто применяет УСН, обязаны в соответствии с требованиями ст. 346.14 НК РФ использовать как объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Посему можно видеть, что договор доверительного управления имуществом весьма уязвим с точки зрения налогообложения.
Еще одна существенная проблема договора доверительного управления недвижимым имуществом – это обязательная государственная регистрация передачи недвижимости доверительному управляющему. Такой договор «задним» числом уже не проведешь. И не соблюсти требование о госрегистрации никак нельзя, иначе договор станет недействительным, в соответствии с положениями ст. 1017 ГК РФ.
Подведем итог – если Вы не желаете платить немалую сумму НДС в размере 18% от полученного дохода с имущества, то договор доверительного управления не для Вас. Рассмотрите другие варианты и проконсультируйтесь с юристом.
Передача недвижимого имущества в аренду для оформления последующей субаренды
В этой ситуации собственник недвижимости имеет возможность устраниться от заключения множества договоров с разными арендаторами, уступив это право одному арендатору, который сможет оформлять субаренду по своему усмотрению. В итоге риск получения претензии или судебного иска от конечных пользователей имуществом сводится практически к нулю.
Чтобы максимально упростить себе жизнь, владельцу имущества следует возложить на арендатора все затраты по поддержанию недвижимости в надлежащем виде, включая косметический и капитальный ремонт, а также обязанность по уплате социально-бытовых платежей. В итоге, владелец получит чистый доход в виде арендной платы без лишних телодвижений и усилий. Есть правда такое «но» как выбор ответственного и надежного арендатора – это не самая простая задача. Зато решать ее придется единожды.
Агентский договор
По нему собственник имущества (Принципал) поручает операционной компании (Агенту) заключать договоры на аренду этого имущества от имени Агента, но за счет Принципала. Этот тип договора используется крайне редко, уступая пальму первенства аналогичному и более простому договору аренды.
Кому выгоднее быть правомочным владельцем недвижимого имущества, чтобы минимизировать налоговые затраты и иные издержки? Попробуем разобраться.
Если собственник физическое лицо, то он имеет возможность сразу пускать в дело полученный доход, не возникает сложностей с оформлением налогов. Тогда как юридическое лицо-собственник, получив доход от использования имущества и передав его учредителю, должно начислить и уплатить налог на доход физических лиц 9%, так как единственный способ получить эти средства, не нарушив закон, это оформить их как дивиденды. Это справедливо, если не впутываться в длинные и «мутные» схемы вроде расходных договоров или затяжных займов без процентов.
Собственнику имущества — физическому лицу следует оформить статус индивидуального предпринимателя и использовать упрощенное налогообложение с объектом «доходы», так как налог в этом случае составит лишь 6%, а не 13%. Также можно избежать уплаты НДС и НДФЛ. В этой радужной картинке есть свои подводные камни. Один из них – полная имущественная ответственность индивидуального предпринимателя по своим долгам. Если таковые возникнут то, погашая их, можно и имущества лишиться. Но если не вести активной предпринимательской деятельности, а лишь сдавать недвижимость в аренду надежной компании по выгодной цене, то риск сводится к нулевой отметке — советует юрист вологда.
В том случае, когда Вашим имуществом занимается дружественная операционная компания, ей можно порекомендовать применять систему упрощенного налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так как ее затраты по обслуживанию активов и так велики. Если последовать данному совету, то налог на доход составит около 1%. Следует избегать ситуации, когда владелец имущества и директор операционной компании одно лицо, иначе со стороны налоговых органов может последовать обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды.
Какой бы способ извлечения дохода из имущества Вы ни выбрали, следует понимать, что полностью устраниться и замаскироваться не удастся. Информация о владельцах недвижимости открыта и любой может ее получить, подав соответствующее заявление в регистрационные органы. Кроме того, при оформлении договоров субаренды, конечный пользователь имущества может потребовать письменного согласия владельца на оформление договора субаренды.
Грамотная юридическая консультация у профессионального юриста — это ваша лучшая инвестиция на первоначальном этапе управления недвижимостью.
Нет комментариев