Валерий Лазебный →  Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости: новые правила

С 15 сентября 2015 г. оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости будет осуществляться по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г.№ 28) понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия). Соответствующим административным делам посвящена 25 глава нового закона, который либо окажется очередным препятствием в попытке добиться справедливости, либо все-таки станет дополнительной помощью собственникам и арендаторам.
Как и раньше, предметом судебного разбирательства может выступать установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; изменение кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; оспаривание решения или действия (бездействия) Комиссии.
Вводятся новые участники судопроизводства. К участию в деле привлекаются административные ответчики (ранее – заинтересованные лица), в частности, органы власти, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости; госорган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана и т.д. При этом их неявка не будет препятствовать разрешению дела.
Стороны также вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, основанное на имеющихся в деле доказательствах (например, на одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости), которое должно содержать условия примирения.
Итак, для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости административный истец (ранее – заявитель) подает в суд общей юрисдикции административное исковое заявление и представляет следующие документы:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров (например, решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок), или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
8) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
9) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
10) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
11) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
12) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства.
Предполагается, что с 15 сентября 2016 г. вышеперечисленные документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, можно будет представлять в суд в электронной форме.
Безусловно, положительным моментом является установление четких сроков по рассмотрению кадастровых административных дел, а именно до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Однако дать оценку нововведениям, понять их эффективность или нецелесообразность, можно будет только после того, как сложится административная практика по оспариванию кадастровых дел.


Контакты для получения дополнительной информации:
Валерий Лазебный, партнер юридической фирмы «АВЕЛАН»
+7 (495) 544 97 98
vl@avelan.ru
www.avelan.ru

Нет комментариев