Всеволод Сазонов → Масштабная реформа российского арбитража
Государственная Дума Российской Федерации, 15 декабря 2015 года, в третьем чтении приняла проект Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации, который предусматривает масштабную реформу третейского судопроизводства и который в будущем заменит ныне существующий Федеральный закон «О третейских судах». Указанный федеральный закон, разработанный и подготовленный Министерством Юстиции, урегулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации.
В настоящее время действующее законодательство, регулирующее институт арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации, не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства, а также реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота приводит к многочисленным злоупотреблениям с использованием третейских судов, что, в свою очередь, ведет к дискредитации данного института. Закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», направлен на решение указанных выше проблем, результатом чего должно стать создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации с учетом мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов и текущего состояния данного института в Российской Федерации. Главная цель Закона об арбитраже — ликвидация карманных третейских институтов, предотвращение злоупотребления в сфере третейского судопроизводства, контроль за созданием и функционированием третейских судов и арбитражей, а также снижение нагрузки на государственные суды. На настоящий момент на территории России действует порядка 2 500 тысяч арбитражных учреждений. Чем занимается каждое из них и какие споры рассматривает – установить сложно и практически невозможно. Для того чтобы понять нововведения в области третейского разбирательства, необходимо обратиться к положениям указанного федерального закона.
В соответствии со ст. 44 Закона об арбитраже, который вступит в силу 1 сентября 2016 года, третейские суды будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее – НКО). При этом НКО, при которых будут создаваться арбитражи, должны будут получить соответствующее разрешение от специально созданного Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте РФ, в который войдут также участники общественных объединений, предприниматели, представители юридического и научного сообществ. Однако, необходимо отметить, что государственные служащие не смогут занимать более одной трети состава Совета. Пожалуй, это главное и основное изменение, касающееся третейского судопроизводства. Исключения сделаны лишь для двух арбитражей. Так, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации будут осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без получения указанного разрешения.
Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также исключительно адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами, нотариальными палатами не допускается. При принятии решения о выдаче разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или об отказе в его выдаче будут учитываться многие факторы, среди которых наличие рекомендованного списка арбитров, достоверность представленной информации, наличие у арбитров высокого профессионального авторитета в юридическом сообществе, наличие репутации самой НКО. Кроме того, необходимо отметить, что возможность обжалования отказа в выдаче разрешения Законом не предусматривается.
Что касается прекращения деятельности постоянного действующего арбитражного учреждения, то в соответствии со ст. 48 Закона об арбитраже деятельность постоянно действующего арбитражного учреждения может быть прекращена по решению некоммерческой организации, при которой оно создано, либо по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст. 45 Закона об арбитраже постоянно действующее арбитражное учреждение будет вправе осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. При этом арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров. Правила должны, в том числе, включать такую информацию, как виды споров, которые администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение; квалификационные требования к арбитрам; организационную структуру; конкретные функции; состав и порядок распределения арбитражных расходов. Постоянное действующее арбитражное учреждение будет обязано опубликовывать информацию о его органах управления, о вхождении в них учредителей (участников) НКО. Кроме того, НКО будет обязано иметь соответствующий сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором будет размещаться вся информация, подлежащая опубликованию этим учреждением в соответствии с законом.
Закон об арбитраже предусматривает ответственность НКО и входящих в нее арбитров. Так, в соответствии со ст. 50 закона НКО, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций или связанных с осуществлением им своих обязанностей, при наличии умысла или грубой неосторожности. НКО, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража за убытки, причиненные действиями (бездействием) арбитров. Что касается ответственности арбитров, то согласно ст. 51 Закона об арбитраже арбитр не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража, а также постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с арбитражем, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке.
Изменения коснулись также и способа выбора арбитра для разрешения возникшего спора. Так, в соответствии с положениями нового Закона об арбитраже сторона вправе будет выбрать любого арбитра, не только из рекомендованного арбитражем списка. При этом, разрешение споров об избрании арбитра, рассмотрение вопроса об их отводах будет возложено на государственные суды Российской Федерации. В настоящее же время, если сторона не достигла согласия относительно избрания арбитра, его вправе назначить председатель третейского суда. Что касается числа арбитров, то согласно Закону об арбитраже стороны вправе определить их количество по своему собственному усмотрению, однако, их число должно быть нечетным. В том случае, если стороны не смогли договориться о количестве арбитров, то назначается три арбитра.
Отдельное внимание закон об арбитраже уделяет спорам, подведомственным арбитражным учреждениям. Так, в соответствии с положениями нового закона в арбитраж (третейское разбирательство) могут по соглашению сторон передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Главное новшество касается в первую очередь того, что отныне постоянно действующее арбитражное учреждение получит право рассматривать корпоративные споры. Необходимо отметить, что ранее, по мнению Высшего арбитражного суда Российской Федерации, споры, вытекающие из корпоративных правоотношений, вообще были неарбитрабельными.
Закон об арбитраже особо предусмотрел процедуру взаимодействия арбитражей и государственных судов. Так, согласно ст. 30 Закона об арбитраже, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с согласия третейского суда может обратиться к компетентному суду Российской Федерации с запросом об оказании содействия в получении доказательств. Суд выполняет этот запрос или отказывает в его исполнении в порядке и по основаниям, которые предусмотрены процессуальным законодательством Российской Федерации. Безусловно, это хорошая веха в развитии третейского разбирательства. Так, третейский суд может обязать сторону их представить, но если она уклоняется, то другой участник процесса может обратиться к государственному суду. Необходимо отметить, что такая практика достаточно нова для российского законодателя. Нечто подобное можно было встретить лишь в статье 27 Закона «О международном коммерческом арбитраже», в соответствии с которой, когда сторона арбитража просила согласия третейского суда для обращения в российский суд с просьбой о содействии в получении доказательств. Однако, суд мог, но не был обязан удовлетворить просьбу. При этом сам третейский суд по самостоятельной инициативе с таким требованием выступить не может. Нужно соответствующее заявление или ходатайство стороны спора.
Еще раз необходимо напомнить о том, что настоящий Закон вступит в силу 1 сентября 2016 года. Однако, из этого не следует, что существующие третейские суды должны быть ликвидированы в этот же день. Нет. В соответствии с Законом об арбитраже, в течение трех месяцев со дня вступления его в силу Правительство РФ должно будет установить порядок выдачи разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Только по истечении одного года с момента утверждения этого порядка действующие третейские суды, которые не получат указанного разрешения кабинета министров, должны будут прекратить свою деятельность. Однако, это не касается новых арбитражей, создаваемых после 1 сентября 2016 года.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть следующее. Конечно, можно констатировать «огосударствление» третейского разбирательства, связанного в первую очередь с получением соответствующего разрешения на его функционирование от соответствующего Совета Министерства юстиции Российской Федерации. Параллельно с этим сократится количество действующих третейских учреждений, действующих в Российской Федерации. Однако, так уж ли это плохо? Скорее нет, чем да. В первую очередь, уйдут неэффективные и неквалифицированные учреждения и институты. Им на смену придут более профессиональные и укомплектованные третейские учреждения, укомплектованные лучшими специалистами, имеющими безупречную репутацию. Арбитражи не готовые пройти проверку, просто исчезнут. Произойдет что-то вроде естественного отбора. Учреждения, имеющие безупречную репутацию, безусловно, получат такие разрешения и будут действовать уже в рамках новых процедур и регламентов. Сегодня же количество третейских судов велико, однако действительно эффективны лишь немногие из них. Параллельно с этим, конечно, возрастет уважение, доверие и авторитет к вновь создаваемым арбитражным учреждениям. Также повысится и прозрачность их работы.
Вновь принятые изменения будут способствовать развитию института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров. Повышение авторитета и привлекательности арбитража (третейского разбирательства) позволит снизить нагрузку на государственные суды и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
В настоящее время действующее законодательство, регулирующее институт арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации, не позволяет обеспечить высокий уровень третейского разбирательства, а также реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота приводит к многочисленным злоупотреблениям с использованием третейских судов, что, в свою очередь, ведет к дискредитации данного института. Закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», направлен на решение указанных выше проблем, результатом чего должно стать создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации с учетом мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов и текущего состояния данного института в Российской Федерации. Главная цель Закона об арбитраже — ликвидация карманных третейских институтов, предотвращение злоупотребления в сфере третейского судопроизводства, контроль за созданием и функционированием третейских судов и арбитражей, а также снижение нагрузки на государственные суды. На настоящий момент на территории России действует порядка 2 500 тысяч арбитражных учреждений. Чем занимается каждое из них и какие споры рассматривает – установить сложно и практически невозможно. Для того чтобы понять нововведения в области третейского разбирательства, необходимо обратиться к положениям указанного федерального закона.
В соответствии со ст. 44 Закона об арбитраже, который вступит в силу 1 сентября 2016 года, третейские суды будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее – НКО). При этом НКО, при которых будут создаваться арбитражи, должны будут получить соответствующее разрешение от специально созданного Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте РФ, в который войдут также участники общественных объединений, предприниматели, представители юридического и научного сообществ. Однако, необходимо отметить, что государственные служащие не смогут занимать более одной трети состава Совета. Пожалуй, это главное и основное изменение, касающееся третейского судопроизводства. Исключения сделаны лишь для двух арбитражей. Так, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации будут осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без получения указанного разрешения.
Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также исключительно адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами, нотариальными палатами не допускается. При принятии решения о выдаче разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или об отказе в его выдаче будут учитываться многие факторы, среди которых наличие рекомендованного списка арбитров, достоверность представленной информации, наличие у арбитров высокого профессионального авторитета в юридическом сообществе, наличие репутации самой НКО. Кроме того, необходимо отметить, что возможность обжалования отказа в выдаче разрешения Законом не предусматривается.
Что касается прекращения деятельности постоянного действующего арбитражного учреждения, то в соответствии со ст. 48 Закона об арбитраже деятельность постоянно действующего арбитражного учреждения может быть прекращена по решению некоммерческой организации, при которой оно создано, либо по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст. 45 Закона об арбитраже постоянно действующее арбитражное учреждение будет вправе осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. При этом арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров. Правила должны, в том числе, включать такую информацию, как виды споров, которые администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение; квалификационные требования к арбитрам; организационную структуру; конкретные функции; состав и порядок распределения арбитражных расходов. Постоянное действующее арбитражное учреждение будет обязано опубликовывать информацию о его органах управления, о вхождении в них учредителей (участников) НКО. Кроме того, НКО будет обязано иметь соответствующий сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором будет размещаться вся информация, подлежащая опубликованию этим учреждением в соответствии с законом.
Закон об арбитраже предусматривает ответственность НКО и входящих в нее арбитров. Так, в соответствии со ст. 50 закона НКО, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража только в виде возмещения убытков, причиненных им вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций или связанных с осуществлением им своих обязанностей, при наличии умысла или грубой неосторожности. НКО, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража за убытки, причиненные действиями (бездействием) арбитров. Что касается ответственности арбитров, то согласно ст. 51 Закона об арбитраже арбитр не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитража, а также постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с арбитражем, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке.
Изменения коснулись также и способа выбора арбитра для разрешения возникшего спора. Так, в соответствии с положениями нового Закона об арбитраже сторона вправе будет выбрать любого арбитра, не только из рекомендованного арбитражем списка. При этом, разрешение споров об избрании арбитра, рассмотрение вопроса об их отводах будет возложено на государственные суды Российской Федерации. В настоящее же время, если сторона не достигла согласия относительно избрания арбитра, его вправе назначить председатель третейского суда. Что касается числа арбитров, то согласно Закону об арбитраже стороны вправе определить их количество по своему собственному усмотрению, однако, их число должно быть нечетным. В том случае, если стороны не смогли договориться о количестве арбитров, то назначается три арбитра.
Отдельное внимание закон об арбитраже уделяет спорам, подведомственным арбитражным учреждениям. Так, в соответствии с положениями нового закона в арбитраж (третейское разбирательство) могут по соглашению сторон передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Главное новшество касается в первую очередь того, что отныне постоянно действующее арбитражное учреждение получит право рассматривать корпоративные споры. Необходимо отметить, что ранее, по мнению Высшего арбитражного суда Российской Федерации, споры, вытекающие из корпоративных правоотношений, вообще были неарбитрабельными.
Закон об арбитраже особо предусмотрел процедуру взаимодействия арбитражей и государственных судов. Так, согласно ст. 30 Закона об арбитраже, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с согласия третейского суда может обратиться к компетентному суду Российской Федерации с запросом об оказании содействия в получении доказательств. Суд выполняет этот запрос или отказывает в его исполнении в порядке и по основаниям, которые предусмотрены процессуальным законодательством Российской Федерации. Безусловно, это хорошая веха в развитии третейского разбирательства. Так, третейский суд может обязать сторону их представить, но если она уклоняется, то другой участник процесса может обратиться к государственному суду. Необходимо отметить, что такая практика достаточно нова для российского законодателя. Нечто подобное можно было встретить лишь в статье 27 Закона «О международном коммерческом арбитраже», в соответствии с которой, когда сторона арбитража просила согласия третейского суда для обращения в российский суд с просьбой о содействии в получении доказательств. Однако, суд мог, но не был обязан удовлетворить просьбу. При этом сам третейский суд по самостоятельной инициативе с таким требованием выступить не может. Нужно соответствующее заявление или ходатайство стороны спора.
Еще раз необходимо напомнить о том, что настоящий Закон вступит в силу 1 сентября 2016 года. Однако, из этого не следует, что существующие третейские суды должны быть ликвидированы в этот же день. Нет. В соответствии с Законом об арбитраже, в течение трех месяцев со дня вступления его в силу Правительство РФ должно будет установить порядок выдачи разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Только по истечении одного года с момента утверждения этого порядка действующие третейские суды, которые не получат указанного разрешения кабинета министров, должны будут прекратить свою деятельность. Однако, это не касается новых арбитражей, создаваемых после 1 сентября 2016 года.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть следующее. Конечно, можно констатировать «огосударствление» третейского разбирательства, связанного в первую очередь с получением соответствующего разрешения на его функционирование от соответствующего Совета Министерства юстиции Российской Федерации. Параллельно с этим сократится количество действующих третейских учреждений, действующих в Российской Федерации. Однако, так уж ли это плохо? Скорее нет, чем да. В первую очередь, уйдут неэффективные и неквалифицированные учреждения и институты. Им на смену придут более профессиональные и укомплектованные третейские учреждения, укомплектованные лучшими специалистами, имеющими безупречную репутацию. Арбитражи не готовые пройти проверку, просто исчезнут. Произойдет что-то вроде естественного отбора. Учреждения, имеющие безупречную репутацию, безусловно, получат такие разрешения и будут действовать уже в рамках новых процедур и регламентов. Сегодня же количество третейских судов велико, однако действительно эффективны лишь немногие из них. Параллельно с этим, конечно, возрастет уважение, доверие и авторитет к вновь создаваемым арбитражным учреждениям. Также повысится и прозрачность их работы.
Вновь принятые изменения будут способствовать развитию института арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров. Повышение авторитета и привлекательности арбитража (третейского разбирательства) позволит снизить нагрузку на государственные суды и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Нет комментариев