Пользователь Ilya Chernobay →  Самая главная не решенная при создании контрактной системы законодателем проблема

Малый бизнес
1. В прошлом году 44-й ФЗ пришел на смену 94-му. Какие проблемы не были решены?

Самая главная не решенная законодателем проблема – заключение контракта в результате сговора. Концептуально «достижениями» 44-ФЗ являются, во-первых окончательная разбалансировка интересов сторон контракта в пользу заказчика, а во-вторых, полное фактическое изъятие сферы регулирования из системы судебного контроля. Так, заказчиком монополизированы право определения условий исполнения контракта, право определения способа закупки и подрядчика, право одностороннего расторжения контракта и право исполнения собственной обязанности по оплате. Слово «суд» в тексте 44-фз встречается дважды и только в статье 1 в контексте проблемы назначения адвоката для участия в уголовном судопроизводстве. За госзакупками теперь наблюдают, мониторят, аудируют все, кто угодно, только не тот элемент демократической системы, который призван обеспечивать справедливость и равенство перед законом. Таким образом, фундаментальные с точки зрения законности закупок вопросы действительности торгов и контракта вообще выведены из сфере регулирования, а подрядчик лишен легальных инструментов защиты своих прав. На этом фоне такие положительные достижения, как регламентация планирования, правил описания предмета закупки, порядка приемки товаров и работ и другие не имеют сколько-нибудь существенного значения для решения той самой главной проблемы.

2. Участию МСП в госзаказе препятствуют нормы законов (44-ФЗ, 223-ФЗ) или недостатки их применения?

Адаптировавшиеся к текущим условиям ведения бизнеса с государством представители МСП участвуют в госзаказе ровно столько, сколько это позволяет делать руководитель конкретного заказчика, вне зависимости от содержания норм законов.

3. МСП в госзаказе: а это не опасно?

МСП в госзаказе это единственный способ выживания для многих строительных, снабжающих и обслуживающих коммерческих организаций. Более того, при правильном подходе в условиях экономической нестабильности и доминирования транснациональных предприятий торговли по отношению к отечественным и производителям, система госзакупок могла бы проявить гибкость в реализации принципа единства правового и экономического пространства и установить минимальные квоты закупок муниципальными и региональными заказчиками исключительно у местных товаропроизводителей (например, сельскохозяйственной продукции для учреждений образования). В совокупности с возможностью согласованного с предприятиями и гражданами порядка формирования планов-графиков закупок, эта мера могла бы обеспечить относительно гарантированный и такой востребованный сейчас рынок сбыта для представителей МСП во многих регионах.

4. Какая самая удачная статья в 44-ФЗ? Какая самая неудачная?

Если говорить о конкретных статьях, то очень важной представляется норма статьи 33 44-ФЗ, которая призвана регулировать правила описания объекта закупки, поскольку именно посредством манипулирования формулировками пунктов технического задания недобросовесные закупщики устанавливают такие параметры подлежащих применению в строительстве или ремонте строительных материалов либо оборудования, удовлетворить которым может только заведомо отобранный в результате сговора поставщик. В этом же контексте является удачным пункт 22 статьи 34 о возможности признания контракта недействительным в случае установления личной заинтересованности руководителя заказчика или члена комиссии в заключении и исполнении контракта, но надлежащая его реализация представляется возможной только в процессе уголовного судопроизводства.

5. Не пора ли уже принимать следующий закон, а не латать 44-ФЗ поправками?

Действующее законодательство в сфере государственных закупок и закупок монополий в целом полностью соответствует текущему политическому режиму и экономической модели. Если пойти по пути доведения его сути до «совершенства», то имеет смысл оставить только главу «Закупки у единственного поставщика», тем самым можно было бы сэкономить на обслуживании системы и высвободить огромный трудовой ресурс, занятый сейчас созданием видимости законности.

Нет комментариев