СЕРГЕЙ ЧЕРНЯК → Законопроект № 778655-6 принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации
Масштабные изменения в Градостроительный кодекс РФ: документы по планировке территории и ГПЗУ — все по-новому с 1 июля 2017 года.
Законопроект № 778655-6 был принят на предпоследнем пленарном заседании Государственной Думы VI созыва 24 июня 2016 года. Объемный документ (более 100 стр.) вносит серьезные изменения в Грудостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, вводные законы к указанным кодексам.
После прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2017 года, а новые нормы о ГПЗУ и документах по планировке территории — с 1 июля 2017 года.*
Подробный анализ таких масштабных изменений — дело небыстрое. Между тем, уже сейчас можно и нужно обратить внимание инвесторов, застройщиков, землепользователей на ключевые моменты нового регулирования:
1. Очередной раз (более чем ожидаемо) сдвинут срок принятия ПЗЗ для Москвы, Московской области, других муниципальных образований, в которых этот документ градостроительного зонирования до сих пор не принят. Новый «последний-распоследний» дедлайн установлен на 1 июля 2017 года (это положение вступает в силу с даты официальной публикации поправок). Соответственно, еще как минимум год московские землепользователи будут занимать свои участки «на птичьих правах», учитывая неопределенность их правового режима для целей строительства в отсутствие ПЗЗ.
2. ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. А его сугубо информационный характер теперь прямо закреплен законом, равно как и перечень источников информации для подготовки ГПЗУ. Какое значение это имеет для землепользователей? Во-первых, это дает некоторую надежду на улучшение ситуации со старыми ГПЗУ по Новой Москве (учитывая, тем более, что вопрос о сроке окончательного принятия ПЗЗ по присоединенным территориям, несмотря на прошедшие в 2015 году публичные слушания, остается неопределенным). О проблемах новомосковских землепользователей мы писали ранее («Параметры разрешенного использования в ГПЗУ для Новой Москвы»). Во-вторых, появление непосредственно в ГрК РФ достаточно широкого перечня источников информации для подготовки ГПЗУ исключает применение гораздо более узких норм, закрепленных в чч. 5 и 8 ст. 78 Градкодекса Москвы. О проблемах московских застройщиков и связанной с этим обширной арбитражной практике мы также писали в наших прежних публикациях («На каком основании в ГПЗУ вносятся сведения о параметрах разрешенного использования?»). Более того, очевидный теперь уже непосредственно из ГрК РФ информационный характер ГПЗУ однозначно указывает на возможность его изменения только в случае изменения документов-оснований. Таким образом, по первому впечатлению указанные поправки представляются весьма позитивными для московских землепользователей, и это даже немного смягчает удар очередного продления срока для принятия ПЗЗ.
3. Заказывать и получать ГПЗУ станет возможно в МФЦ. Информацию, указанную в ГПЗУ можно будет использовать для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. При этом установлены переходные положения для ГПЗУ, выданных до 01.01.2017: срок использования содержащейся в них информации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, но этот срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.
4. Пересмотрены правила подготовки и принятия оставшихся двух видов документов по планировке территории: проекта планировки территории и проекта межевания. В общем случае (из которого есть специально оговоренные исключения) документация по планировке территории готовится только применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Где же определяется такая территория? Согласно поправкам — в ПЗЗ.
5. Оговорены случаи, когда поправки в ранее принятые ПЗЗ вносятся без публичных слушаний. Это происходит, если в ПЗЗ не отражены объекты федерального, регионального, местного значения из Генплана или иного документа территориального планирования. Однако специальная оговорка исключает применение таких новых правил к проектам ПЗЗ, проектам изменений в ПЗЗ, которые были подготовлены и рассмотрены на публичных слушаниях до дня вступления в силу новых норм. Для таких проектов сохраняет силу действующий в настоящее время порядок. Аналогичная оговорка сделана и для документов территориального планирования, к каковым относится Генплан. Это, в частности, означает, что изменение проекта московских ПЗЗ, равно как и изменение московского Генплана может производиться исключительно с учетом результатов публичных слушаний.
*Федеральный закон № 373-ФЗ подписан Президентом РФ 03.07.2016 и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2016 г.
Законопроект № 778655-6 был принят на предпоследнем пленарном заседании Государственной Думы VI созыва 24 июня 2016 года. Объемный документ (более 100 стр.) вносит серьезные изменения в Грудостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, вводные законы к указанным кодексам.
После прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2017 года, а новые нормы о ГПЗУ и документах по планировке территории — с 1 июля 2017 года.*
Подробный анализ таких масштабных изменений — дело небыстрое. Между тем, уже сейчас можно и нужно обратить внимание инвесторов, застройщиков, землепользователей на ключевые моменты нового регулирования:
1. Очередной раз (более чем ожидаемо) сдвинут срок принятия ПЗЗ для Москвы, Московской области, других муниципальных образований, в которых этот документ градостроительного зонирования до сих пор не принят. Новый «последний-распоследний» дедлайн установлен на 1 июля 2017 года (это положение вступает в силу с даты официальной публикации поправок). Соответственно, еще как минимум год московские землепользователи будут занимать свои участки «на птичьих правах», учитывая неопределенность их правового режима для целей строительства в отсутствие ПЗЗ.
2. ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. А его сугубо информационный характер теперь прямо закреплен законом, равно как и перечень источников информации для подготовки ГПЗУ. Какое значение это имеет для землепользователей? Во-первых, это дает некоторую надежду на улучшение ситуации со старыми ГПЗУ по Новой Москве (учитывая, тем более, что вопрос о сроке окончательного принятия ПЗЗ по присоединенным территориям, несмотря на прошедшие в 2015 году публичные слушания, остается неопределенным). О проблемах новомосковских землепользователей мы писали ранее («Параметры разрешенного использования в ГПЗУ для Новой Москвы»). Во-вторых, появление непосредственно в ГрК РФ достаточно широкого перечня источников информации для подготовки ГПЗУ исключает применение гораздо более узких норм, закрепленных в чч. 5 и 8 ст. 78 Градкодекса Москвы. О проблемах московских застройщиков и связанной с этим обширной арбитражной практике мы также писали в наших прежних публикациях («На каком основании в ГПЗУ вносятся сведения о параметрах разрешенного использования?»). Более того, очевидный теперь уже непосредственно из ГрК РФ информационный характер ГПЗУ однозначно указывает на возможность его изменения только в случае изменения документов-оснований. Таким образом, по первому впечатлению указанные поправки представляются весьма позитивными для московских землепользователей, и это даже немного смягчает удар очередного продления срока для принятия ПЗЗ.
3. Заказывать и получать ГПЗУ станет возможно в МФЦ. Информацию, указанную в ГПЗУ можно будет использовать для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. При этом установлены переходные положения для ГПЗУ, выданных до 01.01.2017: срок использования содержащейся в них информации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, но этот срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.
4. Пересмотрены правила подготовки и принятия оставшихся двух видов документов по планировке территории: проекта планировки территории и проекта межевания. В общем случае (из которого есть специально оговоренные исключения) документация по планировке территории готовится только применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Где же определяется такая территория? Согласно поправкам — в ПЗЗ.
5. Оговорены случаи, когда поправки в ранее принятые ПЗЗ вносятся без публичных слушаний. Это происходит, если в ПЗЗ не отражены объекты федерального, регионального, местного значения из Генплана или иного документа территориального планирования. Однако специальная оговорка исключает применение таких новых правил к проектам ПЗЗ, проектам изменений в ПЗЗ, которые были подготовлены и рассмотрены на публичных слушаниях до дня вступления в силу новых норм. Для таких проектов сохраняет силу действующий в настоящее время порядок. Аналогичная оговорка сделана и для документов территориального планирования, к каковым относится Генплан. Это, в частности, означает, что изменение проекта московских ПЗЗ, равно как и изменение московского Генплана может производиться исключительно с учетом результатов публичных слушаний.
*Федеральный закон № 373-ФЗ подписан Президентом РФ 03.07.2016 и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2016 г.
Нет комментариев