Всеволод Сазонов →  РЕФОРМА ТРЕТЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. РОЛЬ СОВЕТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Уже с 1 сентября 2016 вступает в силу проект Федерального закона «Об арбитраже в Российской Федерации», который предусматривает масштабную реформу третейского судопроизводства и который в будущем заменит ныне существующий Федеральный закон «О третейских судах».

Сможет ли обновленное законодательство повлиять на текущую ситуацию и повысить популярность третейского разбирательства в Российской Федерации?

О реформе арбитража (третейского судопроизводства) как правового института уже написано немало статей в правовых изданиях. Авторы сходятся в том, что реформа необходима и новый закон поможет создать действительно современный и эффективный механизм правового регулирования института арбитража с учетом мировой практики. Однако создание закона это только первый этап.

Согласно новому закону постоянно действующие арбитражные учреждения теперь создаются только при некоммерческих организациях. Но маловероятно, что эта норма полностью искоренит проблему «карманных» судов, потому что нельзя полностью исключать создание формально независимых некоммерческих организаций, однако, контролируемых одной из сторон арбитражного спора.

Возможно, эту проблему во многом призван решить новый механизм получения права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, которое предоставляется актом Правительства РФ, принимаемым на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Требования для получения данного права следующие:
1) соответствие правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям закона;
2) наличие рекомендованного списка арбитров, также соответствующего закону;
3)достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано учреждение, и ее учредителях (участниках);
4) высокий уровень репутации некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение.

В данной статье хотелось бы подробнее проанализировать такой механизм, как специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте РФ. Новый Закон возложил серьезные и важные функции на Совет. А именно одной из его ведущих функций является подготовка рекомендаций Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческим организациям, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
В состав Совета войдут от 20 до 40 членов, включая его председателя, заместителей и секретаря.
Основная задача Совета — содействие созданию благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

Для выполнения этой задачи Совет будет осуществлять следующие функции:
— обобщать и поддерживать лучшие российские и международные практики в сфере арбитража;
— оказывать информационное и научно-экспертное содействие Министерству юстиции РФ при осуществлении его полномочий в сфере арбитража;
— рассматривать и готовить предложения Министерству юстиции РФ по разработке проектов нормативных правовых актов в сфере арбитража;
— оказывать содействие в рассмотрении обращений некоммерческих организаций, при которых созданы постоянно действующие арбитражные учреждения, постоянно действующих арбитражных учреждений, иностранных арбитражных учреждений и иных лиц по вопросам применения законодательства об арбитраже;
— обобщать практику рассмотрения Советом документов о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и иные функции.

Для того, чтобы по-настоящему повысить авторитет третейского разбирательства в РФ, доказать чистоплотность, независимость и высокую профессиональную компетентность, и таким образом завоевать доверие крупного бизнеса, необходим не только контроль со стороны государства, но и серьезная ответственная работа представителей третейского сообщества. Только в этом случае Россия сможет стать комфортной юрисдикцией для арбитража.

В этих целях предполагается направлять представителей Совета для участия в совещаниях, конференциях, семинарах, форумах и иных мероприятиях, в том числе международных, посвященных вопросам деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений. А также взаимодействовать с учебными и научными учреждениями, российскими и зарубежными организациями, осуществляющими деятельность по продвижению, распространению и совершенствованию арбитража.

Предполагается Состав Совета, включая Председателя Совета, его заместителей и Секретаря Совета, утверждать приказом Министерства юстиции Российской Федерации. Члены Совета будут работать на общественных началах. Кандидаты для вхождения в состав Совета будут выбираться по результатам проведения консультаций с представителями органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, представителями юридического, научного и предпринимательского сообщества. Далее кандидатам будет предложено войти в состав Совета. Не более одной трети общего состава Совета могут составлять лица, замещающие государственные должности, государственные служащие. Также, в состав членов Совета должны включаться два представителя от общероссийских объединений предпринимателей и два представителя от торгово-промышленных палат из состава кандидатов, предложенных соответствующими общероссийскими объединениями предпринимателей и торгово-промышленными палатами.
Помимо вышеуказанных в состав членов Совета включаются представители юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица. Особое внимание закон обращает на квалификацию лиц, являющихся членами Совета. Так в «Положении о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства» указано, что не менее половины от числа представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, составляющих Совет, должны иметь ученые степени по юридическим наукам.

Деятельность Совета будет осуществляться в форме заседаний не реже одного раза в полугодие. Министр юстиции может принимать участие в заседаниях Совета и председательствовать на них в том случае, если он не является Председателем Совета.

В Положении о Совете подробно прописан порядок деятельности Совета и механизм принятия решений. По выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения указан порядок рассмотрения документов и сроки рассмотрения.

Решение Совета будет являться основанием для выдачи рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении организации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Совет будет ежегодно представлять в Министерство юстиции РФ публичный отчет о своей деятельности для размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По сути, Министерство юстиции, и в частности Департамент экономического развития Минюста предоставляют площадку в виде организационного обеспечения деятельности Совета. Важно, что на две трети Совет будет состоять из авторитетных ученых, практикующих высококвалифицированных юристов. Таким образом, функции Совета не только в качестве органа, выдающего рекомендации, а в непосредственном способствовании развитию системы арбитража и выведении российского арбитража на мировой уровень.

Насколько эффективной будет деятельность Совета в рамках нового закона и в условиях российских реалий покажет время.

Сегодня бизнесу очень необходимы по-настоящему независимые авторитетные третейские центры, способные работать на уровне лучших мировых арбитражных палат, чтобы у участников рынка появилась реальная возможность найти разрешение спора без участия судебных государственных органов.

Нет комментариев