Никита Усманов →  Закон № 44-ФЗ: правила описания объекта закупки, или когда можно указывать "торговое наименование"

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер;

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

описание объекта закупки может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
при этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации
товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные моделей, промышленные образцы, наименования места происхождения товара, наименования производителя являются средствами индивидуализации.

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность указания товарного знака и иных средств индивидуализации в следующих случаях:

когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в случае закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, в случае наличия в документации о закупке указания на товарный знак (или иное средство индивидуализации товара), такое указание должно сопровождаться словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) (см. Решение Иркутского УФАС России от 14 марта 2017 года № 146, Решение ФАС России от 29 июня 2016 года по делу № П-124/16), за исключением случаев, несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2016 года № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015).

В случае, если указание на товарный знак не сопровождается словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара, обязанность по доказыванию факта несовместимости товаров иных товарных знаков с оборудованием заказчика (или иных оснований, по которым товары иных товарных знаков не могут быть приняты заказчиком) лежит на заказчике.

Также, при описании объекта закупки заказчику следует учитывать следующее.
Требования к закупаемым товарам должны быть прописаны таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 11017/10)

При этом, в настоящее время действующей судебной практикой сформулированы следующие условия, при соблюдении которых заказчик вправе требовать, чтобы товар обладал особыми характеристиками:

существует специфика применения товара, которая требует от него таких характеристик;
использование такого товара повышает эффективность закупок;

на рынке есть несколько производителей товаров с данными характеристиками. (см. «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года).

Практика:
возможно указать товарный знак при наличии таких товаров у заказчика и функциональной совместимости — Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 306-КГ16-3132;

Товарный знак нельзя указывать, так как в документации о закупке не содержит указания на несовместимость товаров — Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2016 г. N 303-КГ16-13031.

Нет комментариев