Михаил Лаптев →  А нужен ли целевой приём в вузы?

Вопросы организации целевого приёма обсуждаются на всех уровнях и, в первую очередь, в министерстве образования и науки РФ. В настоящее время реализуется новая модель целевого обучения, пока только в виде эксперимента, суть которого: целевое обучение возможно на основе трёхстороннего договора между студентом, организацией, предприятием и вузом. Договор целевого обучения должен заключаться с лучшими студентами, которые закончили второй курс бакалавриата или специалитета, а также предусмотрена возможность заключения договора при поступлении в магистратуру. По данным министерства образования и науки РФ проект осуществляется с 2016 года. Видимо, о каких- либо результатах говорить пока рано, так что проблема остаётся.

С одной стороны, в некоторых отраслях промышленности, сельском хозяйстве, медицине не хватает квалифицированных кадров, а с другой — специалистов экономической, юридической направленности переизбыток.

Система целевого приёма, предусмотренная ст.56 ФЗ «Об образовании в РФ», нуждается в коренном изменении. Поэтому в октябре 2016 года на уровне Правительства РФ прошло совещание, посвящённое целевому приёму, в ходе которого были отмечены проблемы трудоустройства, неоправданной траты бюджетных денег и другие
.
Целевой приём у потенциальных абитуриентов зачастую рассматривается как возможность поступить на бюджетной основе в вуз с небольшими баллами по ЕГЭ. Действительно, конкурс у целевиков, в основном, ниже общего. Такая система целевого приёма противоречит ч.3 ст.43 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Следовательно, условия конкурса при поступлении должны быть едины.

С другой стороны, возникают вопросы о порядке и условиях получения школьником такого направления. Чётких и единых правил по этому вопросу нет. По каким критериям работодатель может определить, кому дать направление, а кому нет, неизвестно. Объективным показателем может быть только результат ЕГЭ и успехи в школьных олимпиадах различного уровня. А если у абитуриента высокие баллы по ЕГЭ, то он должен поступить по общему конкурсу в честной конкурентной борьбе. И никакой «целевик» с более низкими баллами не вправе занимать бюджетное место. Поэтому считаю, что «целевой приём» — это пережиток прошлого.

В статью 56 ФЗ «Об образовании в РФ» должны быть внесены изменения. А если исходить из того, что рынок труда должен быть свободным и конкурентным, то целевой приём необходимо отменить, что позволит сэкономить немалые бюджетные деньги. Поступить в вуз на конкурсной основе будет действительно реально, и возможные элементы коррупционных проявлений в данной системе исчезнут.

А как же поступить в этом случае с нехваткой специалистов в некоторых отраслях? Эта проблема решается просто. Работодатель и студент вправе заключить контракт, договор на взаимовыгодных условиях. В предлагаемой схеме не будет целевого приёма, которое вызывает очень много негативных отзывов в обществе.

Правительство РФ должно утвердить перечень специальностей и направлений подготовки, которых действительно недостаточно и по которым возможно целевое обучение. Например, ясно, что экономические и юридические специальности в этом перечне должны отсутствовать, поскольку страна не испытывает нехватки специалистов в этих отраслях.

В ближайшие годы сама жизнь заставит отказаться от системы целевого приёма в вузы, или, по крайней мере, система будет существенно изменена.

09.11.2017 М. Лаптев

Нет комментариев