Андрей Кузнецов →  Личная подпись гражданина как достижение цивилизации. Правовой аспект

Из Википедии: «По́дпись (также личная подпись) — уникальная совокупность символов, написанных от руки, с применением определённых оформительных приёмов, служащая для идентификации человека». Как это —
так и другие широко распространённые определения личной подписи, не раскрывают главную функцию, для выполнения которой изначально и был изобретен данный «инструмент». И даже новые технологии типа Электронной Подписи (или распознавание на основе биометрических данных) в силу своих базовых недостатков не могут заменить личную подпись.
Действующим законодательством также напрямую не установлены статус и роль (функция) личной подписи гражданина в общественных отношениях. Однако данный правовой пробел вполне можно устранить, «вооружившись» логикой, здравым смыслом и толкованием Закона методом исходя из его основных положений и смысла.
Ключевые правила поведения граждан при общении с другими субъектами общественных отношений закреплены в статье 19 ГК РФ.
Статья 19 ГК РФ предписывает гражданам поступать исключительно вот так (далее логическая цепочка рассуждений в виде промежуточных выводов имеет сквозную нумерацию):
1. Имя конкретного гражданина (здесь и далее имеется ввиду юридический состав — собственно имя, фамилия и отчество) внесено в реестр актов гражданского состояния. Своё имя (в том числе любой элемент) гражданин может поменять в установленном Законом порядке с обязательным внесением соответствующих изменений в реестр актов гражданского состояния.
2. Гражданин обязан действовать исключительно под своим именем (установленные Законом исключения, в том числе использование псевдонима, для целей нашего исследования значения не имеют). То есть представляться другим («чужим») именем незаконно. Данное нарушение в зависимости от общественной опасности влечет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Сразу оговоримся, что правила, установленные ст. 19 ГК РФ, относятся большей частью к ситуациям, когда у граждан в результате их противоправных действий возникают (во всяком случае — должно быть очевидное стремление к этому) юридически значимые права и обязанности.
Возникновение/изменение/прекращение юридических прав и обязанностей в результате проставления гражданином своей личной подписи в документах наиболее детально регламентировано нормами гражданского права. Поэтому проанализируем эти правоотношения на примере совершения письменной сделки.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ «граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора». При этом в соответствие со ст. 153 ГК РФ «сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».
Изложенное дает нам право сделать выводы:
3. Правонарушитель, представившийся чужим именем и пытающийся своими действиями «повесить» обязанности на другого (при этом, как правило — присвоив встречное предоставление), в силу того, что именно он лично совершил искомые действия — сам становится стороной возникающего правоотношения.
Прямо по Библии — «Unicuique secundum opera eius» — И воздастся каждому по делам его...
4. Соответственно гражданин, чьё имя было неправомерно использовано, никакого отношения к совершённой сделке не имеет.
Согласно ст. 160 ГК РФ «сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами».
Мы подошли к раскрытию заявленной в предисловии статьи интриги:
5. Личная подпись — единственно возможный (скажем, даже так — эксклюзивный) способ подтверждения/фиксации волеизъявления конкретного гражданина в системе «бумажного» документооборота. Именно в этом заключается роль данного весьма древнего (по современным меркам) «инструмента».
А вот, например, отпечаток пальца, также, как и другие, в том числе суперсовременные технологии идентификации человеческого организма, не могут выполнить данную функцию.
Потому, что, в отличие от личной подписи, оттиск пальца (и все новейшие аналогичные технологии) выполняют идентификацию человеческого организма (вид «homo sapiens»). И это в свою очередь значит:
6. Уникальность личной подписи в том, что это технология идентификации личности (Человека «с большой буквы»), а не «организма».
Для примера: Обычный вопрос к недорослю-нерадивцу — "Когда ты станешь Человеком?", в действительности подразумевает —"Когда ты станешь разумным и порядочным?!"
Этим же недостатком, кстати, грешит и современная версия Электронной Подписи.
Теперь проанализируем общеизвестную информацию.
Во-первых, каждый благоразумный гражданин (имеется ввиду — элементарно грамотный и добросовестно относящийся к своим правам и обязанностям) целенаправленно «формирует» свою личную подпись, руководствуясь примерно следующим:
 сама подпись должна включать монограммную аббревиатуру в виде сочетания первых букв имени-отчества и части фамилии (как правило — не менее трёх первых букв) с добавлением «росчерка» — черточек-завитушек, часто весьма витиеватых;
 путём упорных тренировок добиваются «непрерывности» написания подписи, «автоматизма» и минимизации вариативности.
Во-вторых, личная подпись не только дает возможность квалифицированному эксперту «идентифицировать» подписанта, но и определить его физическое/психическое состояние в момент совершения подписи. Именно на подобных исследованиях построены юридически значимые выводы, например, о нахождении подписанта в состоянии невозможности отдавать отчет своим действиям.
Таким образом, личная подпись:
7. Это результат творческой (то есть — интеллектуальной) деятельности конкретного гражданина.
8. Как следствие — подпись может быть приравнена к произведению изобразительного искусства — графике, автором которого является конкретный гражданин.
9. Ну и безусловно это один из «удаленных» способов «материализации» гражданином права на индивидуализацию своего имени. Ведь среди граждан встречаются полные тезки, а вот подписи у них однозначно разные.
Изложенное позволяет применить к «личной подписи» нормы Раздела VII ГК РФ «ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».
Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 1225 ГК РФ «результатами интеллектуальной деятельности <...> являются <...> произведения науки, литературы и искусства». В соответствие со ст. 1125 ГК РФ «на результаты интеллектуальной деятельности <...> признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)». Согласно пунктам 1 и 2 ст. 1228 ГК РФ «автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат <...> Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен».
Таким образом
10. Гражданин как автор свой личной подписи обладает всем комплексом неимущественных прав, которые не могут быть переданы или отчуждены (от слова «совсем») кому бы то ни было.
Чтобы поставить все точки над «i» в правовом статусе личной подписи, необходимо в разрезе темы статьи проанализировать гражданско-правовой институт «представительства».
Согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ «сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого». В соответствие с п.п. 1 и 2 ст. 183 ГК РФ «при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку <...> Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения».
Согласно процитированным законодательным нормам:
11. Представитель, совершая сделку «от имени» другого лица (представляемого), действует в полном соответствие со ст. 19 ГК РФ под своим именем. Соответственно, подписывая сделку в качестве представителя, он может (то есть: «имеет право» и одновременно «обязан») проставить только свою личную подпись.
12. Следовательно, лицо, представившееся другим гражданином и подделавшее чужую подпись, ни в коей мере не может считаться «представителем». Причем запрет на такие действия прямо установлен в п. 4 ст. 19 ГК РФ (это уже было рассмотрено выше).
Настало время определить правовые последствия подделки подписи другого лица и способы защиты/восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Запрет на подделку чужой подписи входит в «пакет» базовых знаний, прививаемых членам цивилизованного общества «с молоком матери». Однако есть принципиальное отличие этого «запрета» от других элементарных правил поведения. Оно заключается в авторском праве на личную подпись. Чьё-либо утверждение о подделке личной подписи автоматически дезавуируется признанием гражданином факта личного учинения спорной подписи в юридически значимом документе. При этом необходимо учитывать два существенных момента:
1) Гражданин должен признать, что именно он лично совершил «сомнительную» подпись. В этом случае вне зависимости от степени «непохожести» вопрос о подделке снимается.
Если же он только соглашается с содержанием подписанного документа и/или заявляет о своём согласии на «подписание за него» (то есть на подделку «своей» подписи) — то факт гражданско-правового нарушения считается подтвержденным. А это дает право заинтересованным лицам (например, другой стороне сделки) ставить вопрос о нарушении их прав и законных интересов (например, о введении в заблуждение и наступлении соответствующих неблагоприятных последствий).
2) Эта «специфика» правового регулирования личной подписи действует только в рамках гражданско-правовых отношений.
Способы защиты гражданских прав и законных интересов, нарушенных в результате подделки подписи, в первую очередь зависят от конкретных обстоятельств. Поэтому ниже приведенные общие рассуждения не могут быть восприняты как непосредственное руководство к действию.
Напомним, что в отношениях, возникающих в результате подделки подписи в договоре, участвуют следующие субъекты:
А. Правонарушитель, представившийся чужим именем и подделавший подпись.
Б. «Добросовестная» (условно) сторона договора — легальный контрагент сделки.
В. Гражданин, чья подпись в договоре подделана правонарушителем.
Факт подписания договора поддельной подписью в любом случае означает такие обстоятельства:
— Текст договора не соответствует действительности, так как одна из указанных в нем сторон — гражданин, чья подпись подделана, в подписании не участвовала.
— При подписании договора нарушен запрет, установленный ст. 19 ГК РФ — правонарушитель представился легальной стороне сделки «чужим» именем.
— Гражданин, чья подпись подделана, не участвовал в сделке, соответственно однозначно не является её стороной. Следовательно, это «третье лицо».
— В сделке, хотя и под «чужим» именем, участвовал правонарушитель — а это конкретный субъект гражданских правоотношений. Что дает возможность (при определённых конкретных обстоятельствах) именно его считать стороной сделки.
Указанные обстоятельства означают, что договор, подписанный поддельной подписью — не может считаться заключенным в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ: «Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора». Что приводит к следующим правовым последствиям:
— Любое заинтересованное лицо вправе не признавать факта заключения сделки, во всяком случае до того момента, пока им не будет предоставлен надлежаще оформленный договор.
— Гражданин, чья подпись была подделана, не лишён возможности — причем только с согласия другой (легальной) стороны подтвердить своё согласие с условиями сделки путём её фактического подписания. В этом случае договор вступает в силу с даты подписания, но стороны в соответствие с п. 2 ст. 425 ГК РФ вправе распространить его действие на прошедший период.
— К правонарушителю могут быть предъявлены требования возместить причиненный в результате нарушения ст. 19 ГК РФ и запрета на подделку подписи вред любым заинтересованным лицом в порядке Главы 59 ГК РФ «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА».
— Гражданин, чья подпись подделана, вправе предъявить к правонарушителю требования, связанные нарушением авторских прав.
Кроме изложенного следует учитывать укоренившуюся судебную практику (заметим — до недавнего времени; но это отдельная тема), которая исходит из ничтожности договоров, подписанных поддельной подписью. При этом применялось стандартное правовое обоснование со ссылкой на п. 2 ст. 168 ГК РФ: «Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки». В данном случае гражданин, чья подпись в договоре подделана — «третье лицо». Соответственно именно по искам этой категории потерпевших суды признавали договоры, подписанные поддельной подписью — ничтожными.
Автор: Кузнецов Андрей, эксперт в области права и управления.
Статья написана специально для Системы ГАРАНТ, апрель 2018г.

Нет комментариев