Алексей Нянькин → Как налоговый маневр в нефтяной отрасли отразится на ценах на бензин
Вступили в силу поправки, внесенные в Закон «О таможенном тарифе» Налогового кодекса РФ, которые должны помочь осуществить налоговый маневр в целях повышения сбора налогов, одновременно остановив рост цен на бензин.
И если объем поступлений в российскую казну напрямую россиян мало заботит, то повышение цен на топливо прямо влияет на карман каждого второго жителя страны.Рост цен на бензин и другое топливо весной 2018 г. предполагался с учетом сезонности. Однако увеличение суммы более, чем на десять процентов, стало неприятной неожиданностью. Здесь необходимо заметить, что совпали сразу несколько объективных факторов. Изменение экспортного паритета, при котором поставки бензина на экспорт оказались намного выгоднее, чем на внутренний рынок. Это привело к единодушному стремлению производителей возложить расходы на увеличенные акцизы на потребителей. Рост мировых цен на нефтепродукты в результате сделки ОПЕК и других стран экспортеров нефти, продолжение падения курса рубля ввиду негативных геополитических событий, не позволили стабилизировать внутренние рынки нефтепродуктов.
Первоначальный налоговый план в отношении акцизов на бензин либо был не продуман, либо оказался сильно подвержен давлению со стороны макроэкономических процессов.
И уже в мае Правительство заявило о необходимости завершения налогового маневра, результатом которого стали пакетные поправки в ряд законов, связанных с обложением налогами и пошлинами нефтеперерабатывающей отрасли.
Известный постулат римского права cui prodest? (лат., кому выгодно), призывает нас заняться поисками ответов на вопросы, кому оказалось выгодным совершение налоговых маневров этапами, а не единовременно, а также к чему они приведут в долгосрочной перспективе.
Замечу, что налоговое законодательство в отношении российского рынка нефтепродуктов и раньше считалось одним из самых запутанных в мире. Рассматривать перспективы стоит с учетом того, какие поправки приняты и будут действовать в отдельной части – до конца 2018 г., в другой – направленной на регулирование рынка, до 2024 г.
К 2024 г. экспортные пошлины на нефть планируется снизить с 30% до нуля, тогда как пропорционально этому будет происходить рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Наряду с этим, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получат так называемый «отрицательный акциз», то есть компенсацию в виде льготы на акцизный вычет. При этом, льготы коснутся не всех НПЗ, а только производящих топливо пятого и выше экологического класса. Те предприятия, которые не прошли модернизацию, либо окажутся вытеснены с рынка, либо должны скорейшим образом завершить переоборудование. В противном случае, в отдельных регионах могут начаться проблемы с поставками топлива, а работы лишатся тысячи работников данных заводов. Нельзя забывать и о том, что, к примеру, та же Роснефть запланировала вложение в модернизацию НПЗ порядка полутора миллиардов рублей. И если она может опираться на собственные оборотные средства, то небольшие НПЗ делают это за счет кредитов. Значит, при отсутствии льготы в виде отрицательного акциза, предпринятые инициативы могут закончиться крахом без поддержки государства.
Что же будет с топливом в краткосрочной перспективе?
С учетом того, что формула «отрицательного акциза» позволит сохранить большинству НПЗ неизменный по сравнению с началом года уровень маржинальности, оснований для повышения цен на бензин не имеется. Возможные колебания в сторону роста на уровне 30-50 копеек за один литр топлива не будут достигать масштабов увеличения цен весны этого года. При этом ожидание уменьшения розничных цен на бензин и дизельное топливо ничем не оправдано, поскольку рынок не привык к «откату» на ранее взятые позиции.
Государство в связи с увеличением НДПИ и ростом розницы нефтепродуктов на внутрироссийском рынке скорее всего получит ожидаемые 1,3-1,6 трлн. рублей прибыли.
Потребители на некоторое время выдохнут, продолжая заливать топливо (чаще всего, сомнительного качества) в своих железных коней и поминая крепким словцом нефтяное лобби.
Владельцы заправок продолжат разбавлять либо недоливать топливо, восстанавливая свою маржу и зарабатывая на доверчивых автовладельцах.
И если с бензином и дизельным топливом «нехорошая история» о росте цен вряд ли приключится, то цены на мазут и битум вырастут примерно в полтора раза, несмотря на то, что цены на топочный мазут за последние три года и так выросли почти на 40%.
Вероятно, правительство намерено окончательно заморозить некоторые регионы, в которых сохраняется высокая доля использования мазута в организации теплоснабжения. А цены на коммунальные услуги, связанные с оплатой теплоснабжения на мазуте, могут возвратить жителей к печному отоплению.
И еще одно «НО» насчет того, кому выгодно.
Всегда вызывают сомнение правовые конструкции, основанные на альтернативных способах регулирования. Это там, где вроде бы все равны, но среди них всегда оказывается кто-то «более равный».
В налоговом маневре смущение вызывает тот факт, что для отдельных сфер нефтепереработки сохранятся «положительные» акцизы. Заявлено и о дифференцированных ставках по акцизам для разных НПЗ, что ставит всех нефтепереработчиков в неравное положение с другими участниками рынка. Также в неравном положении окажутся рядовые потребители в зависимости от региона и логистических особенностей поставки продуктов нефтепереработки. Дифференциация – это то же самое ручное управление, которое проявляется в России там, где есть большие деньги. А то, что нефтяники продолжат лоббировать свои интересы за каждую нефтяную копейку, приведет к возможному переделу рынка нефтепереработки, где, как известно, как на войне «все средства хороши».
Нет комментариев