Сергей Зуйков → Объекты авторского права в рекламе
В целях повышения спроса на товары и услуги, привлечения новых клиентов владельцы бизнеса используют различные маркетинговые инструменты, в том числе рекламу.
В борьбе за внимание потребителя и узнаваемость на рынке, зачастую, осторожность и предусмотрительность уступают место оригинальной рекламной концепции. Как следствие, после запуска рекламной кампании становится известно о допущенных нарушениях. Как правило, такими нарушениями являются нарушения интеллектуальных прав третьих лиц, поскольку в рекламной индустрии, как показывает практика, использование результатов интеллектуальной деятельности стало массовым явлением.
Распространенным нарушением в сфере рекламы являются ситуации, когда в рекламной кампании используются охраняемые нормами авторского права произведения (фотографии, слоганы, логотипы, музыкальные произведения и др.), размещенные в свободном доступе в сети Интернет. Лица, которые используют или собираются использовать такие объекты, ошибочно полагают, что для использования объектов из сети Интернет, соблюдать каких-либо формальности, такие как указание имени автора и выплаты вознаграждения не нужно.
Несмотря на то, что законодателем в статье 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), установлены случаи свободного использования (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, свободное использование в рекламных целях произведений, размещенных в сети Интернет, не допускается.
Как указал Верховный Суд РФ в пункте 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, «сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу статьи 1276 ГК РФ».
Одной из причин вышеуказанных нарушений является то обстоятельство, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведений и соблюдение каких-либо формальностей. В этой связи у лица, заинтересованного в использовании объекта авторского права, отсутствует возможность обратиться к реестру (по аналогии с товарными знаками или объектами патентного права). Принимая во внимание, что самостоятельная правовая охрана может распространяться и на часть произведения, использование в рекламных кампаниях, к примеру, персонажей также может являться нарушением.
На законодательном уровне на отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы распространяются положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижения на рынке. Формой объективного выражения информации в отношении объекта рекламирования могут быть рекламные баннеры, видео- или аудиоролики.
Закон «О рекламе» разделяет понятия «реклама» и «объект рекламирования». Так, под объектом рекламирования следует понимать, «товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама» (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»). Несмотря на то, что результаты интеллектуальной деятельности могут выступать объектом рекламирования, использование в рекламе результатов интеллектуальной деятельности третьих лиц без их согласия может быть признано актом недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства…». Анализ указанной нормы позволяет распространить действие части четвертой ГК РФ на отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
При использовании в рекламе результатов интеллектуальной деятельности ключевым моментом является определение порядка использования охраняемых объектов. Однако это не означает, что иное произведение, не поименованное в указанном перечне, не может охраняться как объект авторского права.
Перечень объектов авторского права определен в статье 1259 ГК РФ и не является исчерпывающим. Однако это не означает, что иное произведение, не поименованное в указанном перечне, не может охраняться как объект авторского права.
Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ, «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения».
Согласно пункту 3 статьи 1259 ГК РФ, «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».
Для признания созданного объекта результатом интеллектуальной деятельности необходимо, чтобы такой объект отвечал признакам новизны и оригинальности, то есть должны иметь творческий характер. Для целей определения охраноспособности объекта, прямо не поименованного в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, следует руководствоваться презумпцией творческого характера результата интеллектуальной деятельности. Как следует из пункта 28 Пленума № 5/29 от 26.03.2009,«отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом, и, следовательно, не является объектом авторского права».
Для целей правомерного использования объекта авторского права в рекламе необходимо установить лицо, чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности.
Согласно статье 1257 ГК РФ, «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано». Для целей установления автора произведения также действует презумпция авторства, согласно которой автором произведения признается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.
Как следует из статьи 1257 ГК РФ, автором произведения может быть только гражданин – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Однако на практике нередко встречаются ситуации, когда рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, статья 3 ФЗ «О рекламе») обращается в специализированную компанию – рекламное агентство для создания рекламной концепции или для создания готового рекламного продукта. Как правило, отношения между компанией-исполнителем и рекламодателем (заказчиком) оформляются договором возмездного оказания услуг, в котором стороны согласовывают требования к рекламному продукту, сроки и порядок оплаты вознаграждения. При заключении договора с рекламными агентствами особое внимание следует обращать на наличие в договоре пункта, согласно которому рекламное агентство гарантирует, что переданный заказчику результат не будет нарушать интеллектуальные права третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности.
Дополнительно в целях снижения риска предъявления претензий от авторов или правообладателей рекомендуется провести предварительный мониторинг рынка товаров и услуг и изучить не только продукцию конкурентов, но и рекламу. Особое внимание следует обратить на логотипы, тексты рекламных объявлений, слоганы и иные индивидуализирующие обозначения, которые выделяют продукцию конкурентов.
За нарушение авторских прав предусмотрена гражданская (статьи 1250, 1251, 1252, 1253, 1290, 1301 ГК РФ, административная (статьи 7.12, 14.3 КоАП РФ) и уголовная ответственность (статья 146 УК РФ).
По делам о нарушении авторских прав наряду с установленными в статьях 1250, 1252 и 1253 ГК РФ способах защиты автор или правообладатель вправе требовать от нарушителя по своему усмотрению вместо возмещения убытков выплаты компенсации: либо в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, либо в двукратном размере стоимости права использования произведения. Размер компенсации определяется судом исходя из характера нарушения.
В борьбе за внимание потребителя и узнаваемость на рынке, зачастую, осторожность и предусмотрительность уступают место оригинальной рекламной концепции. Как следствие, после запуска рекламной кампании становится известно о допущенных нарушениях. Как правило, такими нарушениями являются нарушения интеллектуальных прав третьих лиц, поскольку в рекламной индустрии, как показывает практика, использование результатов интеллектуальной деятельности стало массовым явлением.
Распространенным нарушением в сфере рекламы являются ситуации, когда в рекламной кампании используются охраняемые нормами авторского права произведения (фотографии, слоганы, логотипы, музыкальные произведения и др.), размещенные в свободном доступе в сети Интернет. Лица, которые используют или собираются использовать такие объекты, ошибочно полагают, что для использования объектов из сети Интернет, соблюдать каких-либо формальности, такие как указание имени автора и выплаты вознаграждения не нужно.
Несмотря на то, что законодателем в статье 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), установлены случаи свободного использования (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, свободное использование в рекламных целях произведений, размещенных в сети Интернет, не допускается.
Как указал Верховный Суд РФ в пункте 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, «сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу статьи 1276 ГК РФ».
Одной из причин вышеуказанных нарушений является то обстоятельство, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведений и соблюдение каких-либо формальностей. В этой связи у лица, заинтересованного в использовании объекта авторского права, отсутствует возможность обратиться к реестру (по аналогии с товарными знаками или объектами патентного права). Принимая во внимание, что самостоятельная правовая охрана может распространяться и на часть произведения, использование в рекламных кампаниях, к примеру, персонажей также может являться нарушением.
На законодательном уровне на отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы распространяются положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижения на рынке. Формой объективного выражения информации в отношении объекта рекламирования могут быть рекламные баннеры, видео- или аудиоролики.
Закон «О рекламе» разделяет понятия «реклама» и «объект рекламирования». Так, под объектом рекламирования следует понимать, «товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама» (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»). Несмотря на то, что результаты интеллектуальной деятельности могут выступать объектом рекламирования, использование в рекламе результатов интеллектуальной деятельности третьих лиц без их согласия может быть признано актом недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства…». Анализ указанной нормы позволяет распространить действие части четвертой ГК РФ на отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
При использовании в рекламе результатов интеллектуальной деятельности ключевым моментом является определение порядка использования охраняемых объектов. Однако это не означает, что иное произведение, не поименованное в указанном перечне, не может охраняться как объект авторского права.
Перечень объектов авторского права определен в статье 1259 ГК РФ и не является исчерпывающим. Однако это не означает, что иное произведение, не поименованное в указанном перечне, не может охраняться как объект авторского права.
Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ, «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения».
Согласно пункту 3 статьи 1259 ГК РФ, «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».
Для признания созданного объекта результатом интеллектуальной деятельности необходимо, чтобы такой объект отвечал признакам новизны и оригинальности, то есть должны иметь творческий характер. Для целей определения охраноспособности объекта, прямо не поименованного в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, следует руководствоваться презумпцией творческого характера результата интеллектуальной деятельности. Как следует из пункта 28 Пленума № 5/29 от 26.03.2009,«отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом, и, следовательно, не является объектом авторского права».
Для целей правомерного использования объекта авторского права в рекламе необходимо установить лицо, чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности.
Согласно статье 1257 ГК РФ, «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано». Для целей установления автора произведения также действует презумпция авторства, согласно которой автором произведения признается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.
Как следует из статьи 1257 ГК РФ, автором произведения может быть только гражданин – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Однако на практике нередко встречаются ситуации, когда рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, статья 3 ФЗ «О рекламе») обращается в специализированную компанию – рекламное агентство для создания рекламной концепции или для создания готового рекламного продукта. Как правило, отношения между компанией-исполнителем и рекламодателем (заказчиком) оформляются договором возмездного оказания услуг, в котором стороны согласовывают требования к рекламному продукту, сроки и порядок оплаты вознаграждения. При заключении договора с рекламными агентствами особое внимание следует обращать на наличие в договоре пункта, согласно которому рекламное агентство гарантирует, что переданный заказчику результат не будет нарушать интеллектуальные права третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности.
Дополнительно в целях снижения риска предъявления претензий от авторов или правообладателей рекомендуется провести предварительный мониторинг рынка товаров и услуг и изучить не только продукцию конкурентов, но и рекламу. Особое внимание следует обратить на логотипы, тексты рекламных объявлений, слоганы и иные индивидуализирующие обозначения, которые выделяют продукцию конкурентов.
За нарушение авторских прав предусмотрена гражданская (статьи 1250, 1251, 1252, 1253, 1290, 1301 ГК РФ, административная (статьи 7.12, 14.3 КоАП РФ) и уголовная ответственность (статья 146 УК РФ).
По делам о нарушении авторских прав наряду с установленными в статьях 1250, 1252 и 1253 ГК РФ способах защиты автор или правообладатель вправе требовать от нарушителя по своему усмотрению вместо возмещения убытков выплаты компенсации: либо в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, либо в двукратном размере стоимости права использования произведения. Размер компенсации определяется судом исходя из характера нарушения.
Нет комментариев