Сергей Зуйков →  Прекращение договора коммерческой концессии в одностороннем порядке

Вопрос возможности расторжения договора коммерческой концессии в одностороннем порядке становится актуальным для правообладателя, когда сотрудничество в рамках договора не оправдало ожидания и не приносит планируемых результатов, а также когда пользователь не выполняет условия договора. Вместе с тем нередки случаи, когда сам договор не содержит специальную формулировку и не предполагает возможность одностороннего расторжения с уведомлением другой стороны за определенный период. Как быть в данной ситуации?

В одной из статей мы рассматривали ситуацию с односторонним расторжением лицензионного договора, в случае с договором коммерческой концессии возможность такого расторжения имеет свою специфику.

Способы прекращения договора коммерческой концессии тоже различны. Прежде всего они зависят от того, обозначен ли в договоре срок его действия. Если договор заключен без указания срока, то применяется общее правило, согласно которому любая сторона договора во всякое время вправе по своему усмотрению от него отказаться. Отказ от договора представляет собой одностороннюю сделку, следовательно, речь в данном случае идет не о соглашении сторон. Более того, законодатель не требует согласия другой стороны на расторжение договора. В то же время он указывает, что такой отказ будет правомерным действием, если сторона, отказывающаяся от договора, заранее уведомит контрагента о своем решении. Если в самом договоре не предусмотрен срок для такого уведомления, то действует правило, сформулированное в п. 1 ст. 1037 ГК РФ, устанавливающее 6-месячный срок. Этот срок необходим для предотвращения возможных убытков, связанных с расторжением договора. Условие договора о более коротком сроке, нежели 6 месяцев, является ничтожным. Исключение возможности одностороннего отказа любой из сторон от бессрочного договора также влечет ничтожность данного условия. Предоставление права на односторонний отказ обусловлено необходимостью обеспечения сторонам договора, действие которого не имеет определенных временных пределов, возможностей для его расторжения (помимо достижения ими соглашения) при утрате одной из сторон интереса к дальнейшему исполнению договора.
Расторжение договора должно быть оформлено письменно и зарегистрировано в Роспатенте.

При подаче документов на регистрацию расторжения сторона-инициатор прилагает доказательства письменного уведомления другой стороны. Если же прекращение обязательства требует дополнительного урегулирования отношений, связанных с распределением убытков, с договорами субконцессии, то сделать это целесообразнее посредством двустороннего соглашения. При отсутствии соглашения по данному вопросу урегулирование разногласий осуществляется в судебном порядке. В этом случае, соответствующие записи будут вноситься в реестр на основании вступившего в законную силу судебного решения.

П. 1. ст. 1037 ГК РФ предусматривает также механизм расторжения иной конструкции договора – с указанием срока. При этом сторона-инициатор досрочного прекращения выступает с предложением, а другая сторона вправе согласиться с предложением или отказаться от него. Если в первом случае, будет предполагать расторжение посредством соглашения сторон, то во втором разрешение конфликта возможно путем обращения в суд.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1037 ГК РФ каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

Однако, если отступное не предусмотрено?

Некоторые нарушения договора пользователем позволяют правообладателю добиться прекращения договора коммерческой концессии отказом в одностороннем порядке без выплаты отступного (п. 1 прим. ст. 1037 ГК).

Это случаи, когда пользователь:

не выплатил вознаграждения в срок;
грубо нарушил инструктаж правообладателя относительно использования переданных прав в соответствии с договорными условиями;
допустил нарушение условий о качестве товаров и/или услуг.
При этом важно знать, что отказ возможен, только при выполнении одновременно 2-х условий:

Правообладатель направил пользователю уведомление, предписывающее устранить нарушение.
Пользователь не устранил нарушение в разумный срок либо в течение года с момента направления письма-уведомления допустил аналогичное.
Разумным будет срок, который достаточен для устранения конкретных нарушений. Он может быть предложен правообладателем в уведомлении, в случае же спора окончательное решение о том, был ли срок разумным, принимает суд.

Независимо от причин, факт расторжения или прекращения договора требует регистрации в Роспатенте, в соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК. В случае подачи расторжения во внесудебном порядке, подаются документы, подтверждающие уведомление другой стороны договора о расторжении. Если договор прекращается на основании решения суда, то регистрация осуществляется на основании такого судебного решения после его вступления в законную силу.

Гл. 54 ГК РФ имеет специальное основание прекращения договора коммерческой концессии, учитывающее особую природу указанного договора: прекращение принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами. Если такое прекращение происходит по вине правообладателя, то он обязан по требованию пользователя возместить убытки, возникшие у него в соответствии с досрочным расторжением договора. При изменении коммерческого обозначения, товарного знака, пользователь вправе потребовать расторжения договора, а также взыскания убытков, причиненных досрочным расторжением, или соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. При прекращении договора коммерческой концессии в отношении коммерческого обозначения, а также товарного знака, прекращается его действие в отношении других объектов исключительных прав (любых других объектов, предусмотренных в договоре), в том числе не подлежащих государственной регистрации, например секрета производства (ноу-хау). Автоматически договор коммерческой концессии не может быть трансформирован в лицензионный договор, поскольку, несмотря на то что он включает в себя элементы лицензионных договоров, наряду с этими элементами в договоре присутствуют и иные системообразующие признаки, в частности связанные с предпринимательским характером договора, неразрывно взаимосвязанные с исключительным правом на товарные знаки и утрачивающие свое значение при его прекращении. В случае прекращения прав на иные объекты, в том числе с заменой их аналогичными правами, пользователь вправе не продлевать договор на новых условиях (новый предмет договора), а потребовать расторжения договора и возмещения убытков либо в случае продления требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Условие о предоставлении пользователю права использовать в предпринимательской деятельности исключительное право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Прекращение принадлежащего правообладателя права означает, что с этого момента, в договоре коммерческой концессии отсутствует указанное существенное условие, без которого он не может признаваться действующим договором. Поэтому вполне логично, что в данном случае договор считается прекращенным.

Автор материала: Наталья Назарова

Нет комментариев