ГК "Раздолье" → Онлайн медиация как современный способ решения конфликтов.
Тренд современных способов разрешения споров среди населения и представителей бизнеса — медиация. Ее хотят сделать обязательным досудебным порядком урегулирования спора.
К медиации обращаются, когда нужно сэкономить деньги, время и возникает необходимость чувствовать себя в эмоциональной безопасности на протяжении разрешения всего конфликта. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ определяет процедуру медиации как способ урегулирования конфликтов при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Соответственно, базовые принципы медиации — это обязательное участие сторон и посредника, а ожидаемый результат — выработка сторонами компромиссного решения.
Но как быть, если оппоненты находятся в разных городах или в силу различных причин, например, инвалидности, не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации? Выход следующий — использовать интернет-технологии. В их числе телефонная конференц-связь, видео-конференц-связь, скайп, электронная почта и различные чаты. Проведение процедуры онлайн медиации дает возможность сторонам и медиатору находиться в одно и то же время в разных местах. Общение проходит в чате, который позволяет всем собеседникам видеть друг друга в конкретно заданное время.
Сессия проводится под управлением одного или нескольких медиаторов. Они могут находиться в разных странах, но важно, чтобы придерживались единых стандартов и профессиональных кодексов. Это позволяет рассмотреть предмет спора всесторонне, с максимальным учетом интересов сторон и пониманием социокультурных особенностей. Акцент делается на справедливость, однако при этом учитывается понимание справедливости каждой конфликтующей стороны.
Медиатор-посредник помогает выйти из стрессового или конфликтного состояния и определить пути разрешения спора. Практика показывает: стороны не могут найти общий язык и самостоятельно разрешить спор, поскольку не пытаются понять его причины. Медиатор, будучи профессиональным лицом, стремится установить и устранить причину конфликта и найти правильное решение, нейтрализуя эмоции сторон. Для этого ему необходимо произвести ряд действий. Это обмен информацией, выявление проблемы, определение интересов каждой из сторон, поиск их точек соприкосновения и наиболее подходящего выхода из сложившейся ситуации. После этого следует обмен встречными предложениями и
аргументами между сторонами, определение реального положения вещей и составление медиативного соглашения.
Медиатор должен быть нейтрален, поскольку именно он создает эмоционально комфортные условия. Для этого конфиденциальные обсуждения конфликта с каждой стороной могут быть проведены посредством электронной почты. В зависимости от местонахождения спорщиков и их желания, совместные обсуждения и индивидуальные переговоры могут проходить синхронно или в разное время с использованием конференц-связи.
Таким образом, онлайн урегулирование споров — это быстрый, удобный и эффективный способ разрешения конфликта при помощи посредника с использованием интернет-технологий. Однако есть и ряд недостатков. Например, возможное неустойчивое соединение и плохая связь, невозможность подписать медиативное и прочие соглашения с помощью ЭЦП или верифицировать участников, что особенно важно, поскольку в медиации должны подписываться юридически значимые документы. Соглашение необходимо будет подписать сторонами и отправить с помощью почтовой связи, а это в свою очередь тоже может расцениваться как недостаток. Пересылка займет определенное время, а при проведении множества процедур «на потоке» это малоэффективно, поскольку бумажный документооборот большого объема технически сложно отследить.
Статистика показывает: онлайн урегулирование споров наиболее распространено в США. Зарубежная практика свидетельствует, что онлайн медиация может применяться для разрешения широкого спектра проблем — от межличностных до межгосударственных конфликтов. Здесь же задействована электронная коммерция и онлайн торговля различными товарами. Например, международная площадка eBay.com/ru. Там ежедневно проводятся тысячи торговых операций, поэтому возникновение конфликтов по поводу несвоевременной доставки, повреждения товара в момент транспортировки, его несоответствие тому, что представлено на сайте и так далее — неизбежно. Для урегулирования конфликтов на сайте еВау.com/ru применяется онлайн медиация. Покупатель может связаться с продавцом посредством электронной почты или телефона. Если и телефонный разговор не помог достигнуть договоренности, сайт предоставляет возможность использовать ресурс «Square-Trade», где стороны дают согласие на привлечение медиатора как профессионального посредника урегулирования спора. С этого момента обсуждение конфликта происходит на электронном ресурсе при участии медиатора.
У нас в стране онлайн медиация не особо развита. Во многом это объясняется тем, что и классические ее варианты в стране пока недостаточно востребованы по сравнению с Западом. Категория онлайн медиации в действующем законодательстве Российской Федерации, в отличие от стран англо-саксонского права, не закреплена, что порождает необходимость ее разработки и утверждения на законодательном уровне. А, с учетом минусов онлайн способа решения конфликтов, в идеале цифровая медиация должна осуществляться с помощью универсальной платформы, которая предоставляла бы сторонам полный функционал и оперативность. Как минимум она должна быть доступной для моментального подключения всех участников медиации, которые в свою очередь должны быть верифицированы. Платформа должна позволять участникам работать над текстом соглашения одновременно и сообща, и давать возможность подписать его в электронном виде. Это становится возможным с помощью электронной цифровой подписи, однако тут же возникает ряд организационных вопросов, связанных с получением сторонами ЭЦП и ее применением.
Таким образом, чтобы выйти на профессиональный уровень онлайн урегулирования конфликтов, система должна быть максимально проработана как с технической стороны, так и со стороны законодательства. Это станет возможным лишь когда классическая медиация в нашей стране станет наиболее популярна. Тогда затраты на проработку системы онлайн медиации станут рациональны и вполне оправданы.
Андрей Грибков, ГК «Раздолье».
К медиации обращаются, когда нужно сэкономить деньги, время и возникает необходимость чувствовать себя в эмоциональной безопасности на протяжении разрешения всего конфликта. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ определяет процедуру медиации как способ урегулирования конфликтов при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Соответственно, базовые принципы медиации — это обязательное участие сторон и посредника, а ожидаемый результат — выработка сторонами компромиссного решения.
Но как быть, если оппоненты находятся в разных городах или в силу различных причин, например, инвалидности, не могут принимать непосредственное участие в процедурах медиации? Выход следующий — использовать интернет-технологии. В их числе телефонная конференц-связь, видео-конференц-связь, скайп, электронная почта и различные чаты. Проведение процедуры онлайн медиации дает возможность сторонам и медиатору находиться в одно и то же время в разных местах. Общение проходит в чате, который позволяет всем собеседникам видеть друг друга в конкретно заданное время.
Сессия проводится под управлением одного или нескольких медиаторов. Они могут находиться в разных странах, но важно, чтобы придерживались единых стандартов и профессиональных кодексов. Это позволяет рассмотреть предмет спора всесторонне, с максимальным учетом интересов сторон и пониманием социокультурных особенностей. Акцент делается на справедливость, однако при этом учитывается понимание справедливости каждой конфликтующей стороны.
Медиатор-посредник помогает выйти из стрессового или конфликтного состояния и определить пути разрешения спора. Практика показывает: стороны не могут найти общий язык и самостоятельно разрешить спор, поскольку не пытаются понять его причины. Медиатор, будучи профессиональным лицом, стремится установить и устранить причину конфликта и найти правильное решение, нейтрализуя эмоции сторон. Для этого ему необходимо произвести ряд действий. Это обмен информацией, выявление проблемы, определение интересов каждой из сторон, поиск их точек соприкосновения и наиболее подходящего выхода из сложившейся ситуации. После этого следует обмен встречными предложениями и
аргументами между сторонами, определение реального положения вещей и составление медиативного соглашения.
Медиатор должен быть нейтрален, поскольку именно он создает эмоционально комфортные условия. Для этого конфиденциальные обсуждения конфликта с каждой стороной могут быть проведены посредством электронной почты. В зависимости от местонахождения спорщиков и их желания, совместные обсуждения и индивидуальные переговоры могут проходить синхронно или в разное время с использованием конференц-связи.
Таким образом, онлайн урегулирование споров — это быстрый, удобный и эффективный способ разрешения конфликта при помощи посредника с использованием интернет-технологий. Однако есть и ряд недостатков. Например, возможное неустойчивое соединение и плохая связь, невозможность подписать медиативное и прочие соглашения с помощью ЭЦП или верифицировать участников, что особенно важно, поскольку в медиации должны подписываться юридически значимые документы. Соглашение необходимо будет подписать сторонами и отправить с помощью почтовой связи, а это в свою очередь тоже может расцениваться как недостаток. Пересылка займет определенное время, а при проведении множества процедур «на потоке» это малоэффективно, поскольку бумажный документооборот большого объема технически сложно отследить.
Статистика показывает: онлайн урегулирование споров наиболее распространено в США. Зарубежная практика свидетельствует, что онлайн медиация может применяться для разрешения широкого спектра проблем — от межличностных до межгосударственных конфликтов. Здесь же задействована электронная коммерция и онлайн торговля различными товарами. Например, международная площадка eBay.com/ru. Там ежедневно проводятся тысячи торговых операций, поэтому возникновение конфликтов по поводу несвоевременной доставки, повреждения товара в момент транспортировки, его несоответствие тому, что представлено на сайте и так далее — неизбежно. Для урегулирования конфликтов на сайте еВау.com/ru применяется онлайн медиация. Покупатель может связаться с продавцом посредством электронной почты или телефона. Если и телефонный разговор не помог достигнуть договоренности, сайт предоставляет возможность использовать ресурс «Square-Trade», где стороны дают согласие на привлечение медиатора как профессионального посредника урегулирования спора. С этого момента обсуждение конфликта происходит на электронном ресурсе при участии медиатора.
У нас в стране онлайн медиация не особо развита. Во многом это объясняется тем, что и классические ее варианты в стране пока недостаточно востребованы по сравнению с Западом. Категория онлайн медиации в действующем законодательстве Российской Федерации, в отличие от стран англо-саксонского права, не закреплена, что порождает необходимость ее разработки и утверждения на законодательном уровне. А, с учетом минусов онлайн способа решения конфликтов, в идеале цифровая медиация должна осуществляться с помощью универсальной платформы, которая предоставляла бы сторонам полный функционал и оперативность. Как минимум она должна быть доступной для моментального подключения всех участников медиации, которые в свою очередь должны быть верифицированы. Платформа должна позволять участникам работать над текстом соглашения одновременно и сообща, и давать возможность подписать его в электронном виде. Это становится возможным с помощью электронной цифровой подписи, однако тут же возникает ряд организационных вопросов, связанных с получением сторонами ЭЦП и ее применением.
Таким образом, чтобы выйти на профессиональный уровень онлайн урегулирования конфликтов, система должна быть максимально проработана как с технической стороны, так и со стороны законодательства. Это станет возможным лишь когда классическая медиация в нашей стране станет наиболее популярна. Тогда затраты на проработку системы онлайн медиации станут рациональны и вполне оправданы.
Андрей Грибков, ГК «Раздолье».
Нет комментариев