Сергей Зуйков →  Общеизвестный товарный знак: особенности регистрации

Открытый реестр товарных знаков в РФ по состоянию на 2019 год включает 707878 свидетельств.[1] При этом Открытый реестр общеизвестных товарных знаков состоит всего лишь из 204 охранных документов.[2] Разница между количеством зарегистрированных средств индивидуализации в обеих категориях существенная. Возможно, это результат того, что к обозначениям, заявляемым на регистрацию в качестве общеизвестных товарных знаков, предъявляются дополнительные требования для подтверждения соответствующего статуса. Справедливости ради стоит отметить, что правообладателю такого обозначения предоставляется ряд дополнительных по сравнению с получаемыми при регистрации обычного товарного знака правомочий.

Общеизвестный товарный знак: специфика и отличительные черты

Ст.1508 и ст.1509 ГК РФ посвящены условиям охраны и регистрации общеизвестных товарных знаков. Так, в качестве общеизвестного может быть признано как обозначение, зарегистрированное на территории России или охраняемое в соответствии с международными договорами РФ, так и средство индивидуализации, не имеющее правовой охраны на территории России.

Для признания товарного знака общеизвестным необходимо выполнение следующих условий:

  • Обозначение интенсивно используется.
  • Товарный знак широко известен на территории России.
  • Потребители идентифицируют товарный знак в отношении товаров заявителя.
  • Не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, ставшее широко известным после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, зарегистрированного в отношении однородных товаров.
Специфика владения общеизвестным товарным знаком

Очевидно, что предъявление законодателем к таким обозначениям дополнительных требований обусловлено предоставлением преференций обладателю общеизвестного товарного знака. К таким следует отнести:

  • Бессрочный срок охраны обозначения.
  • Расширение объема правовой охраны с распространением на товары, неоднородные с теми, в отношении которых обозначение признано общеизвестным. При условии, что использование товарного знака другим лицом в отношении указанных товаров способно вызвать у потребителей ассоциацию с правообладателем общеизвестного товарного знака и как следствие приведет к ущемлению законных интересов такого обладателя.
Особенности регистрации обозначений в качестве общеизвестных товарных знаков

В 2015 году был принят Административный регламент, уточняющий и описывающий порядок и условия проверки обозначения на соответствие статусу общеизвестного.[3] Согласно пп.3 п.17 указанного акта, для подтверждения приобретенной товарным знаком общеизвестности заявителю на стадии подачи заявки необходимо предоставить в федеральный орган исполнительной власти сведения:

«- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории РФ;

— о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;

— о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);

— о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;

— о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента».

Заявитель также может предоставить дополнительные сведения, подтверждающие широкую известность используемого обозначения. Например, компания АНО «ТВ-Новости» при подаче заявки на признание товарного знака «RT» (сокращенное название телеканала «Russia today») общеизвестным предоставила заключение по результатам анализа частоты упоминания обозначения в СМИ и сведения об участии в различных публичных мероприятиях.[4] А представители ООО «Интернет Решения», осуществляющие продажу товаров с использованием сайта оzon.ru, представили отчет о доле покупателей «когда-либо» (категория потребителей, которые хотя бы раз приобретали товар в указанном интернет-магазине). По сведениям из отчета количество таких покупателей достигло 6,5 миллионов человек.[5]

Во время экспертизы заявка на общеизвестный товарный знак проходит стадию формальной экспертизы (проверка документов на соответствие предъявляемым требованиям) и стадию проверки и оценки представленных сведений и доказательств комиссией Роспатента. Максимальный срок рассмотрения заявки составляет 10 месяцев, в отдельных случаях допустимо увеличение срока, но не более чем на 10 месяцев.

Результатом второго этапа экспертизы становится принятие решения Роспатента об удовлетворении заявления и признании обозначения общеизвестным либо заявителю отказывают в регистрации, также возможно принятие решения о прекращении делопроизводства. При положительном результате проведения экспертизы средство индивидуализации вносится в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков и правообладателю выдается свидетельство на общеизвестный товарный знак.

Если специалисты ведомства считают регистрацию общеизвестного товарного знака недопустимой по каким-либо причинам, то правообладателю отказывается в предоставлении правовой охраны с указанием причин, которыми руководствовались лица, проводившие экспертизу. Не так давно компания Soremartec C.A. пыталась зарегистрировать в качестве общеизвестного товарного знака обозначение Raffaello в отношении 30-го класса МКТУ (кондитерские изделия, а именно: конфеты). При первичной оценке можно прийти к выводу, что предъявленное средство индивидуализации действительно хорошо узнаваемо потребителями и должно быть зарегистрировано в качестве общеизвестного. Однако, детально изучив представленные заявителем отчеты и прочие доказательства, Роспатент пришел к выводу о том, что кондитерские изделия выпускались на производстве в Бельгии и Польше, при этом сведения об изготовлении на территории России не указаны в материалах, представленных заявителем. Таким образом, вызывает сомнение наличие у потребителя ассоциативной связи «товар — производитель». Другим доводом в пользу отказа в предоставлении товарному знаку статуса общеизвестного послужили сведения, указывающие на то, что в разные временные периоды обозначение использовалось в различных цветовых и шрифтовых решениях: в 1998-1999 годах в красном цвете, в 2003 году в золотисто-коричневой гамме, затем снова изменили цвет на красный. Проанализировав представленные доказательства, специалисты Роспатента отказали в предоставлении обозначению статуса общеизвестного по причине недоказанности факта идентификации в сознании потребителя товара с производителем и невозможности установления срока использования товарного знака в заявленном виде.

А также получила отказ в предоставлении статуса общеизвестного товарного знака компания Korea Yakult Co., LTD, заявившая для регистрации обозначение «Доширак» для 30 класса МКТУ (а именно: лапша быстрого приготовления). Заявитель представил доказательства распространенности товаров на российском рынке, наличии производства на территории РФ и прочие сведения, свидетельствующие о широкой известности средства индивидуализации. Но представители Роспатента не признали «Доширак» общеизвестным, мотивировав решение следующими обстоятельствами: первоначальный товарный знак, зарегистрирован правообладателем в отношении следующих товаров: макароны, клецки, макаронные изделия, пицца, хлеб и т. д… При этом в заявлении на признание обозначения общеизвестным указана только лапша быстрого приготовления, отсутствующая в списке товаров, для которых зарегистрировано средство индивидуализации. В материалах заявки имеются сведения об использовании обозначения в различных цветовых и шрифтовых решениях, что делает затруднительным установление факта интенсивности и периода использования указанного товарного знака в заявленном виде. Помимо прочего, специалисты Роспатента отметили, что представленные компанией социальные опросы не позволяют сделать вывод о наличии у потребителей ассоциативной связи «товар — производитель». В связи с перечисленными обстоятельствами, коллегией Роспатента было принято решение об отказе в предоставлении товарному знаку статуса общеизвестного.

Приведенные примеры отказов свидетельствуют о том, что при проведении экспертизы обозначения на соответствие предъявляемым требованиям специалисты ведомства с повышенным вниманием относятся к установлению таких фактов как: единство цветового, шрифтового или другого решения, в котором использовался товарный знак в заявленный период и доказанность наличия у потребителей ассоциативной связи «товар — производитель». Однако полученный отказ в предоставлении статуса общеизвестного товарного знака не следует воспринимать как окончательный и безоговорочный. Так как в случае отказа в регистрации либо прекращения делопроизводства заявитель имеет право на обжалование решения Роспатента.

[1] Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации по состоянию на 12.04.2019 / URL: www1.fips.ru/wps/portal/Registers

[2] Реестр общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков по состоянию на 12.04.2019 / URL: www1.fips.ru/wps/portal/Registers

[3] Приказ Минэкономразвития России от 27 августа 2015 года № 602 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения обще известным в Российской Федерации товарным знак» / URL: rupto.ru/ru/documents/602-prikaz-minekonomrazvitiya-rossii-ot-27-08-2015-602/download

[4] См. подробнее: Заключение Роспатента по результатам рассмотрения заявления от 04.06.2018 от АНО «ТВ-Новости» / URL: socexpertiza.ru/wp-content/uploads/2018/10/2018%D0%9208123_20181022.pdf

[5] См. подробнее: Роспатент признал бренд Ozon.ru общеизвестным в РФ товарным знаком / URL: rapsinews.ru/incident_news/20161215/277356118.html

Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/04/26/obsheizvestnyj-tovarnyj-znak-osobennosti-registrac/

Нет комментариев