Сергей Зуйков → Управление интеллектуальной собственностью – зачем это нужно?
Любое предприятие с момента регистрации имеет в своем арсенале как минимум один объект интеллектуальной собственности – фирменное наименование организации. В зависимости от характера деятельности компании, объема прибыли и прочих показателей меняется количество используемых объектов интеллектуальной деятельности, которые являются нематериальными активами фирмы. Многим может показаться, что подобные объекты не имеют особой ценности в связи с их невещественной природой, однако, это не так. Все результаты интеллектуальной деятельности могут быть выражены в материальном виде: изобретение используется для производства на фабрике, товарный знак наносят на упаковку товара, фирменное наименование указывают на официальных бланках компании и т. д. При этом непосредственно рентабельность и выгода от использования этих объектов напрямую зависит от грамотного управления нематериальными активами в пределах отдельного предприятия. А также важно учитывать, что интеллектуальная собственность является особым ресурсом, который довольно просто незаконно получить и впоследствии противоправно использовать, поэтому к защите и управлению следует относиться с повышенным вниманием.
Определение понятия
Подходя к вопросу раскрытия термина «управление интеллектуальной собственностью», стоит отметить, что в законодательстве отсутствует правовое определение указанного понятия. Вероятно, это обусловлено альтернативной природой явления: во-первых, не все юридические лица имеют объекты, использование которых требует управления, а во-вторых, характер таких действий необязательный, т. е. они могут совершаться, а могут и не совершаться.
Наиболее верным видится следующее определение рассматриваемого понятия: управление интеллектуальной собственностью — это совокупность мер по охране, защите и рациональному использованию объектов интеллектуальной собственности в рамках определенного предприятия.
Этапы управления интеллектуальной собственностью
Несмотря на то что сам термин «управление» подразумевает наличие уже существующего объекта интеллектуальной собственности, первым этапом все-таки является непосредственно получение результата интеллектуальной деятельности. В качестве создателя может выступать сторонняя организации и/или работники предприятия. Необходимо четко описать требования, предъявляемые к будущему объекту, цели создания и функции, реализация которых планируется при использовании. Затем определить каким образом будет оформлен полученный результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Например, обозначение, индивидуализирующее товар, можно зарегистрировано в качестве товарного знака, наименования места происхождения товара, регионального бренда или промышленного образца. Стоит сравнить правовые режимы, предоставляемые каждому объекту и подобрать наиболее благоприятный способ использования.
Определив в каком виде будет заявлен объект интеллектуальной собственности следует совершить ряд действий, благодаря которым впоследствии правообладатель сможет защитить нематериальный актив от незаконных посягательств. Если результат интеллектуальной деятельности является объектом патентного права его необходимо зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти. В случае если объект относится к сфере авторских или смежных прав, регистрация не требуется. Между тем, желательно подтвердить авторство создателя, например, послать экземпляр произведения на собственный адрес заказным письмом с описью или произвести депонирование материального носителя. Такие действия не является обязательным по причине того, что авторские и смежные права возникают автоматически, но в случае возникновения спора эти экземпляры станут весомым доказательством при определении автора результата интеллектуальной деятельности. В случае, когда используемые предприятием объекты интеллектуальной собственности не планируется разглашать возможна охрана таких результатов творческого труда в качестве ноу-хау. Для этого необходимо наличие строго прописанных правил поведения работников предприятия и прочие действия, способствующие сохранению секрета производства в недоступном для общего пользования статусе.
Третьим этапом можно считать оборот объектов интеллектуальной собственности. Когда в отношении результата интеллектуальной деятельности соответствующим образом оформлен режим правовой охраны правообладатель может смело применять принадлежащие ему нематериальные активы. Возможно использование объектов интеллектуальной собственности непосредственно владельцем исключительных прав и/или передача такого права одному или нескольким лицам. Хотя результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются нематериальными активами допустима их оценка и использование в качестве предмета залога.
Следующий немаловажный этап — поддержание охранных документов в силе. Объекты патентных прав имеют ограниченный срок действия, который можно продлить на определенный период. Если правообладатель в установленное время не совершает необходимые для поддержания патента или свидетельства действия, то охранный документ прекращает свое действие и объект интеллектуальной собственности лишается правовой охраны.
Бесспорно, к одному из этапов управления интеллектуальной собственностью стоит отнести действия по защите используемых объектов. Существует досудебный и судебный порядок разрешения споров. В первом случае обладатель объекта обращается напрямую к правонарушителю с просьбой о прекращении противоправных действий либо в уполномоченный на разрешение таких споров государственный орган (например, ФАС). Во втором все действия происходят с участием судебной инстанции. Как известно, легче предотвратить негативные последствия, чем их устранить, поэтому правообладателю следует внимательно следить за действиями конкурентов и по возможности пытаться пресечь противоправные действия как можно раньше. Хотя, иногда крупные фирмы действуют другим образом: ожидают, когда размер ущерба от незаконных действий станет внушительным и затем обращаются в суд, что позволяет им потребовать компенсацию в большем размере.
Этап регистрации в других странах. Важно отметить, что при развитии предприятия и выводе продукции на международный рынок может потребоваться получение правовой охраны в соответствии с законодательством других государств.
Как отдельный этап можно выделить процесс отчуждения объекта интеллектуальной собственности. В целом передачу прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации относят к этапу оборота нематериальных активов. В тоже время, если рассматривать явление с позиции, согласно которой правообладатель утрачивает принадлежащие ему права и в дальнейшем не может управлять использованием этого объекта, то отчуждение прав следует обособить.
Видится логичным, что в процессе функционирования предприятия все вышеуказанные этапы могут происходить в любом порядке и даже одновременно, так как залог успешного развития организации отчасти заключается в создание и разумном использовании объектов интеллектуальной собственности.
Важно осознавать, что грамотное распоряжение нематериальными активами может принести компании ощутимые доходы, а, возможно, и стать основным источником прибыли. В апреле 2018 года компания «РБК» составила список самых популярных франшиз. В России отсутствует правовой институт франчайзинга и такие правоотношения в сфере товарных знаков по сути являются договором коммерческой концессии или субконцессии. Двадцать шестое место в этом рейтинге заняла компания «KFC», которая заключила 178 соглашений по предоставлению права использования одноименного товарного знака.[1] При этом доход предприятия в 2016 году составил 3,232 млрд долларов.[2] Стоит предположить, что объем прибыли от использования интеллектуальной собственности составляет весьма внушительный процент от указанной суммы.
Управление интеллектуальной собственностью: необходимость или излишество?
В конечном счете выбор в пользу или против активного и рационального управления интеллектуальной собственностью стоит за правообладателем. Однако стоит иметь в виду, что, используя режим управления интеллектуальной собственностью, владелец получает возможность:
закрепить исключительные права на нематериальные активы;
применять объекты интеллектуальной собственности не опасаясь, что их «украдут»;
предоставлять третьим лицам право на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и получать от этого прибыль;
продать право на нематериальный актив путем отчуждения;
пресекать противоправные действия и требовать возмещения нанесенного ущерба.
[1] Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 году // URL: www.rbc.ru/ratings/own_business/04/04/2018/5ab5019e9a79470e78c0f343;
[2] Чистая прибыль владельца KFC в 2016 году выросла на 25% // URL: abnews.ru/2017/02/10/kfc-pribyl/.
Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/03/upravlenie-intellektualnoj-sobstvennostyu-zachem-e/
Определение понятия
Подходя к вопросу раскрытия термина «управление интеллектуальной собственностью», стоит отметить, что в законодательстве отсутствует правовое определение указанного понятия. Вероятно, это обусловлено альтернативной природой явления: во-первых, не все юридические лица имеют объекты, использование которых требует управления, а во-вторых, характер таких действий необязательный, т. е. они могут совершаться, а могут и не совершаться.
Наиболее верным видится следующее определение рассматриваемого понятия: управление интеллектуальной собственностью — это совокупность мер по охране, защите и рациональному использованию объектов интеллектуальной собственности в рамках определенного предприятия.
Этапы управления интеллектуальной собственностью
Несмотря на то что сам термин «управление» подразумевает наличие уже существующего объекта интеллектуальной собственности, первым этапом все-таки является непосредственно получение результата интеллектуальной деятельности. В качестве создателя может выступать сторонняя организации и/или работники предприятия. Необходимо четко описать требования, предъявляемые к будущему объекту, цели создания и функции, реализация которых планируется при использовании. Затем определить каким образом будет оформлен полученный результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Например, обозначение, индивидуализирующее товар, можно зарегистрировано в качестве товарного знака, наименования места происхождения товара, регионального бренда или промышленного образца. Стоит сравнить правовые режимы, предоставляемые каждому объекту и подобрать наиболее благоприятный способ использования.
Определив в каком виде будет заявлен объект интеллектуальной собственности следует совершить ряд действий, благодаря которым впоследствии правообладатель сможет защитить нематериальный актив от незаконных посягательств. Если результат интеллектуальной деятельности является объектом патентного права его необходимо зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти. В случае если объект относится к сфере авторских или смежных прав, регистрация не требуется. Между тем, желательно подтвердить авторство создателя, например, послать экземпляр произведения на собственный адрес заказным письмом с описью или произвести депонирование материального носителя. Такие действия не является обязательным по причине того, что авторские и смежные права возникают автоматически, но в случае возникновения спора эти экземпляры станут весомым доказательством при определении автора результата интеллектуальной деятельности. В случае, когда используемые предприятием объекты интеллектуальной собственности не планируется разглашать возможна охрана таких результатов творческого труда в качестве ноу-хау. Для этого необходимо наличие строго прописанных правил поведения работников предприятия и прочие действия, способствующие сохранению секрета производства в недоступном для общего пользования статусе.
Третьим этапом можно считать оборот объектов интеллектуальной собственности. Когда в отношении результата интеллектуальной деятельности соответствующим образом оформлен режим правовой охраны правообладатель может смело применять принадлежащие ему нематериальные активы. Возможно использование объектов интеллектуальной собственности непосредственно владельцем исключительных прав и/или передача такого права одному или нескольким лицам. Хотя результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются нематериальными активами допустима их оценка и использование в качестве предмета залога.
Следующий немаловажный этап — поддержание охранных документов в силе. Объекты патентных прав имеют ограниченный срок действия, который можно продлить на определенный период. Если правообладатель в установленное время не совершает необходимые для поддержания патента или свидетельства действия, то охранный документ прекращает свое действие и объект интеллектуальной собственности лишается правовой охраны.
Бесспорно, к одному из этапов управления интеллектуальной собственностью стоит отнести действия по защите используемых объектов. Существует досудебный и судебный порядок разрешения споров. В первом случае обладатель объекта обращается напрямую к правонарушителю с просьбой о прекращении противоправных действий либо в уполномоченный на разрешение таких споров государственный орган (например, ФАС). Во втором все действия происходят с участием судебной инстанции. Как известно, легче предотвратить негативные последствия, чем их устранить, поэтому правообладателю следует внимательно следить за действиями конкурентов и по возможности пытаться пресечь противоправные действия как можно раньше. Хотя, иногда крупные фирмы действуют другим образом: ожидают, когда размер ущерба от незаконных действий станет внушительным и затем обращаются в суд, что позволяет им потребовать компенсацию в большем размере.
Этап регистрации в других странах. Важно отметить, что при развитии предприятия и выводе продукции на международный рынок может потребоваться получение правовой охраны в соответствии с законодательством других государств.
Как отдельный этап можно выделить процесс отчуждения объекта интеллектуальной собственности. В целом передачу прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации относят к этапу оборота нематериальных активов. В тоже время, если рассматривать явление с позиции, согласно которой правообладатель утрачивает принадлежащие ему права и в дальнейшем не может управлять использованием этого объекта, то отчуждение прав следует обособить.
Видится логичным, что в процессе функционирования предприятия все вышеуказанные этапы могут происходить в любом порядке и даже одновременно, так как залог успешного развития организации отчасти заключается в создание и разумном использовании объектов интеллектуальной собственности.
Важно осознавать, что грамотное распоряжение нематериальными активами может принести компании ощутимые доходы, а, возможно, и стать основным источником прибыли. В апреле 2018 года компания «РБК» составила список самых популярных франшиз. В России отсутствует правовой институт франчайзинга и такие правоотношения в сфере товарных знаков по сути являются договором коммерческой концессии или субконцессии. Двадцать шестое место в этом рейтинге заняла компания «KFC», которая заключила 178 соглашений по предоставлению права использования одноименного товарного знака.[1] При этом доход предприятия в 2016 году составил 3,232 млрд долларов.[2] Стоит предположить, что объем прибыли от использования интеллектуальной собственности составляет весьма внушительный процент от указанной суммы.
Управление интеллектуальной собственностью: необходимость или излишество?
В конечном счете выбор в пользу или против активного и рационального управления интеллектуальной собственностью стоит за правообладателем. Однако стоит иметь в виду, что, используя режим управления интеллектуальной собственностью, владелец получает возможность:
закрепить исключительные права на нематериальные активы;
применять объекты интеллектуальной собственности не опасаясь, что их «украдут»;
предоставлять третьим лицам право на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и получать от этого прибыль;
продать право на нематериальный актив путем отчуждения;
пресекать противоправные действия и требовать возмещения нанесенного ущерба.
[1] Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 году // URL: www.rbc.ru/ratings/own_business/04/04/2018/5ab5019e9a79470e78c0f343;
[2] Чистая прибыль владельца KFC в 2016 году выросла на 25% // URL: abnews.ru/2017/02/10/kfc-pribyl/.
Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/03/upravlenie-intellektualnoj-sobstvennostyu-zachem-e/
Нет комментариев