Сергей Зуйков →  Наименование места происхождения товара и географическое указание: чем будут отличаться?

Положительным последствием государственной политики по развитию народных промыслов, а также поддержке локальных производителей стало создание законопроекта по изменению и дополнению норм части 4 Гражданского кодекса РФ, предусматривающего введение нового объекта интеллектуальной собственности — географического указания. Учитывая наличие института географических указаний в других странах, говорить о его новизне следует в пределах российского законодательства.


Географическое указание как обозначение, обособляющее товары

Географические указания — это средства индивидуализации, однако, обычно их сравнивают не с популярными в этой области товарными знаками, а с реже регистрируемыми наименованиями места происхождения товаров. Причина такого положения вещей кроется в следующих обстоятельствах:

Оба вида обозначений содержат в себе указание на наименование географического объекта, особенности которого обусловливают специфические характеристики или показатели товара.
Территория, наименование (или производное от него) которой используется, должна быть местом изготовления товара, обособленного с помощью этого обозначения.
Допустимо применение одного средства индивидуализации неограниченным кругом лиц, независимо друг от друга получившими право на использование обозначения.
По сравнению с товарными знаками в географических указаниях и наименованиях места происхождения товаров только частично присутствуют элементы фантазийного характера. В первую очередь такие обозначения направлены на возникновение ассоциации у потребителя между особенностями товара и географией места происхождения. Поэтому главная роль отведена словесному элементу, указывающему на наименование территории.
Отличия географических указаний от наименований мест происхождения товаров

В качестве примеров рассматриваемых средств индивидуализации можно привести следующие[1]:

Географическое указание (те, которые могут быть зарегистрированы в перспективе)

Наименование места происхождения товара

Русская икра

Русская водка

Камчатский краб

Вологодское масло

Пензенский кленовый сироп

Башкирский мед

При сравнительном анализе прослеживается сходство обозначений и возникает сомнение в обоснованности одновременного существования географического указания и наименования места происхождения товара. Зачем допускать регистрацию двух, как кажется, на первый взгляд, тождественных по характеру и содержанию средств индивидуализации? В этом случае следует отметить, что несмотря на присутствие ряда сходных признаков изучаемые понятия обладают и особенностями, которые позволят объяснить необходимость наличия обоих правовых институтов.

Различия между географическими указаниями (далее ГУ) и наименованиями мест происхождения товаров (далее НМПТ) можно классифицировать по следующим основаниям:

В зависимости от заявляемого для регистрации обозначения.
В качестве ГУ предполагается охрана любого обозначения, позволяющего связать товар с местом происхождения. Как НМПТ можно зарегистрировать только словесное обозначение, включающее наименование географического объекта.

По степени известности средства индивидуализации.
Для подачи заявки на ГУ допустимо наличие возможности идентифицировать продукцию и территорию происхождения. При регистрации НМПТ важно, чтобы обозначение стало узнаваемым в результате его использования в отношении товара.

В зависимости от характеристик товара.
Для предоставления правовой охраны ГУ заявитель прилагает информацию о качестве, репутации или других специфических показателях продукции, обусловленных местом происхождения. В случае с НМПТ требуются особые свойства товара.

По степени расположенности производства в пределах географического образования.
Для обозначения, претендующего на статус ГУ, достаточно наличия как минимум одной стадии изготовления в пределах указанной территории. Когда лицо претендует на получение права использования НМПТ обязательным условием является расположение всех этапов производства на указанном географическом объекте.

В зависимости от документов, подтверждающих взаимосвязь исключительных характеристик товара и места происхождения.
Для регистрации ГУ заявитель самостоятельно предоставляет сведения, подтверждающие определенные качества продукции, показатели и репутацию зависящие от местонахождения производства. Для положительного решения по предоставлению свидетельства на НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается товар со специфическими характеристиками.

По знаку охраны, который свидетельствует о наличии исключительных прав у обладателя и о том, что применяемое обозначение зарегистрировано в РФ.
Целесообразность введения института географических указаний в российское законодательство

Анализ различий между рассматриваемыми правовыми понятиями позволяет сделать вывод о том, что регистрация объекта в качестве географического указания доступнее и проще для производителей. Для получения права использования на последнее достаточно расположения хотя бы одного этапа производства продукции в пределах географического объекта. Например, сырье можно привезти для переработки с использованием традиционных для региона технологий, или, наоборот, выращенные на территории с уникальными и благоприятными климатическими условиями культуры впоследствии переработают на заводе, находящемся в промышленной зоне. Другой положительный момент заключается в отсутствии необходимости предьявлять заключение государственного органа, которое зачастую становится краеугольным камнем в получении свидетельства на наименование места происхождения товара.

Как отметили на заседании Совета Федерации по регистрации, правовой охране и защите географических указаний: «…на сегодняшний день в Российской Федерации действуют 170 регистраций НМПТ, 135 из них — российские. При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров».[2] Очевидно, столь скромные показатели в большей степени обусловлены затруднениями, возникающими при подаче заявки и последующем получении свидетельства на наименование места происхождения товара, а также слабой степенью информированности региональных производителей о преимуществах использования и регистрации таких средств индивидуализации. Стоит предположить, что популяризация региональных брендов и введение института географических указаний приведет к повышению заявительской активности и увеличению количества зарегистрированных обозначений, содержащих географические наименования, находящиеся на территории России.

[1] См. подробнее: Кирий Л. О состоянии и перспективах в области регистрации, правовой охраны и защиты географических указаний // URL: rupto.ru/content/uploadfiles/KiriyIPForum2019.pdf

[2] См. подробнее: Совет Федерации: Субъекты РФ стали уделять больше внимания продвижению региональных брендов // URL: rupto.ru/ru/news/sovet-federacii-subekty-rf-stali-udelyat-bolshe-vnimaniya-prodvizheniyu-regionalnyh-brendov

Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/11/naimenovanie-mesta-proishozhdeniya-tovara-i-geogra/

Нет комментариев