Сергей Зуйков → Региональные бренды, что это такое и зачем они нужны
На заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации РФ в декабре 2017 года было принято решение о необходимости выявления и последующей регистрации региональных брендов.[1] С тех пор упоминания о региональных брендах стали появляться все чаще, однако, мало кто понимает, что означает это понятие и как оно связано с интеллектуальной собственностью.
Понятие регионального бренда
Правовое определение в законодательстве отсутствует, впрочем, детальный анализ термина позволяет раскрыть содержание понятия самостоятельно. Бренд – это совокупность объектов, таких как средства индивидуализации, фирменный стиль, политика компании, репутация предприятия и т. д., в совокупности способствующих возникновению в сознании потребителей ассоциаций между товаром, его качеством и производителем. Логично предположить, что специфика регионального бренда заключается в определенности территории. А значит, региональный бренд — это комплекс объектов материального и нематериального характера, обеспечивающих устойчив ассоциативную связь в сознании потребителей между определенными товарами и их производством на территории региона.
А также видится вполне удачным определение, сформулированное в «Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг.», принятой Минэкономразвития РФ: «Региональные бренды — бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области…»[2]
Как правило, при развитии бизнеса, средство индивидуализации является своеобразным стержнем, вокруг которого впоследствии развивается бренд, так как потребитель, приобретая продукцию, в первую очередь «сталкивается» с внешним видом товара. Для этих целей можно зарегистрировать товарный знак или наименование происхождения товара. Если планируется использование обозначения в качестве регионального бренда стоит выбирать средство индивидуализации с учетом особенностей объекта и специфики условий использования. Так, одна из особенностей товарного знака заключается в абсолютном характере прав его обладателя. Другие лица не имеют возможности использовать зарегистрированное обозначение без согласия владельца, в то время как политика региональных брендов призвана стимулировать производство на территориях субъектов товаров местными производителями, а не одной организацией. Однако, как показывает практика, регистрация товарного знака для использования в качестве регионального бренда вполне приемлема. В республике Татарстан Комитетом по развитию туризма города Казань был зарегистрирован фантазийный товарный знак со словесным элементом «Казань» для нанесения на различные сувениры, продукты, бытовую химию и тому подобное в отношении 24 позиций по МКТУ. Как отметила глава комитета по развитию туризма Казани, Дарья Санникова, производители могут получить бесплатную лицензию на использование товарного знака.[3]
Другим более популярным средством индивидуализации, используемым в качестве регионального бренда, считается наименование происхождения товара. Согласно отчетам Роспатента, с момента начал популяризации региональных брендов, количество ежегодно регистрируемых наименований мест происхождения товаров ежегодно возрастает и с 2014 года по 2018 год увеличилось с 59 объектов до 99 в год, т. е. практически в два раза.[4] Преимуществами использования наименований мест происхождения товаров являются следующие обстоятельства:
Право на использование наименования места происхождения товара может быть зарегистрировано в отношении неограниченного круга лиц, то есть допустимо коллективное использование обозначение без какого-либо разрешения от одного из правообладателей.
Возможно изменение круга лиц, использующих обозначение, что позволяет актуализировать списки изготовителей, реально функционирующих на территории субъекта.
При подаче заявки на регистрацию заявитель должен обосновать право на его использование в связи с особыми условиями производства товара или его специфическими характеристиками, обусловленными территорией производства, а значит производитель подтверждает, что он действительно изготавливает продукт на указанной территории и способствует улучшению экономического положения в регионе.
Одним из первых регионов, поддержавших развитие и использование региональных брендов, стала Новгородская область, в которой был принят закон о региональных брендах и планируется защита таких наименований мест происхождений товаров как: «Холынские огурцы», «Крестецкая строчка», «Батецкая кукла» и «Старорусская соль».[5]
Для чего нужны региональные бренды
В качестве основных причин продвижения региональных брендов можно выделить следующие:
Выявление традиционных, уникальных товаров, способных вызвать интерес потребителей.
Стимулирование отечественных производителей, благодаря мерам государственной поддержки и предоставления бесплатных лицензий в случае использования товарных знаков.
Экономическое развитие регионов за счет увеличения объемов производства.
Защита интересов локальных производителей, путем регистрации наименований происхождения товаров и товарных знаков, в последующем используемых в качестве региональных брендов.
Изготовление продукции с использованием региональных брендов в целях последующего экспорта.
В заключение следует отметить, что государственная политика по продвижению региональных брендов на сегодняшний день привела к увеличению активности в сфере патентования средств индивидуализации, а также к росту потребительского интереса к продуктам регионального производства — это свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития региональных брендов.
[1] См. подробнее: Совет Федерации: Субъекты РФ стали уделять больше внимания продвижению региональных брендов // URL: rupto.ru/ru/news/sovet-federacii-subekty-rf-stali-udelyat-bolshe-vnimaniya-prodvizheniyu-regionalnyh-brendov;
[2] Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг. // URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/brends/doc201001081527
[3] TatCenter: В Казани презентовали визуальный бренд города // URL: rupto.ru/ru/news/tatcenter-v-kazani-prezentovali-vizualnyy-brend-goroda;
[4] Отчет о деятельности Роспатента за 2018 год // URL: rupto.ru/content/uploadfiles/otchet_2018_ru.pdf;
[5] Новгородская область первая в России приняла закон о региональных брендах // URL: tass.ru/ekonomika/5932254;
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/15/regionalnye-brendy-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nuz/
Понятие регионального бренда
Правовое определение в законодательстве отсутствует, впрочем, детальный анализ термина позволяет раскрыть содержание понятия самостоятельно. Бренд – это совокупность объектов, таких как средства индивидуализации, фирменный стиль, политика компании, репутация предприятия и т. д., в совокупности способствующих возникновению в сознании потребителей ассоциаций между товаром, его качеством и производителем. Логично предположить, что специфика регионального бренда заключается в определенности территории. А значит, региональный бренд — это комплекс объектов материального и нематериального характера, обеспечивающих устойчив ассоциативную связь в сознании потребителей между определенными товарами и их производством на территории региона.
А также видится вполне удачным определение, сформулированное в «Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг.», принятой Минэкономразвития РФ: «Региональные бренды — бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области…»[2]
Как правило, при развитии бизнеса, средство индивидуализации является своеобразным стержнем, вокруг которого впоследствии развивается бренд, так как потребитель, приобретая продукцию, в первую очередь «сталкивается» с внешним видом товара. Для этих целей можно зарегистрировать товарный знак или наименование происхождения товара. Если планируется использование обозначения в качестве регионального бренда стоит выбирать средство индивидуализации с учетом особенностей объекта и специфики условий использования. Так, одна из особенностей товарного знака заключается в абсолютном характере прав его обладателя. Другие лица не имеют возможности использовать зарегистрированное обозначение без согласия владельца, в то время как политика региональных брендов призвана стимулировать производство на территориях субъектов товаров местными производителями, а не одной организацией. Однако, как показывает практика, регистрация товарного знака для использования в качестве регионального бренда вполне приемлема. В республике Татарстан Комитетом по развитию туризма города Казань был зарегистрирован фантазийный товарный знак со словесным элементом «Казань» для нанесения на различные сувениры, продукты, бытовую химию и тому подобное в отношении 24 позиций по МКТУ. Как отметила глава комитета по развитию туризма Казани, Дарья Санникова, производители могут получить бесплатную лицензию на использование товарного знака.[3]
Другим более популярным средством индивидуализации, используемым в качестве регионального бренда, считается наименование происхождения товара. Согласно отчетам Роспатента, с момента начал популяризации региональных брендов, количество ежегодно регистрируемых наименований мест происхождения товаров ежегодно возрастает и с 2014 года по 2018 год увеличилось с 59 объектов до 99 в год, т. е. практически в два раза.[4] Преимуществами использования наименований мест происхождения товаров являются следующие обстоятельства:
Право на использование наименования места происхождения товара может быть зарегистрировано в отношении неограниченного круга лиц, то есть допустимо коллективное использование обозначение без какого-либо разрешения от одного из правообладателей.
Возможно изменение круга лиц, использующих обозначение, что позволяет актуализировать списки изготовителей, реально функционирующих на территории субъекта.
При подаче заявки на регистрацию заявитель должен обосновать право на его использование в связи с особыми условиями производства товара или его специфическими характеристиками, обусловленными территорией производства, а значит производитель подтверждает, что он действительно изготавливает продукт на указанной территории и способствует улучшению экономического положения в регионе.
Одним из первых регионов, поддержавших развитие и использование региональных брендов, стала Новгородская область, в которой был принят закон о региональных брендах и планируется защита таких наименований мест происхождений товаров как: «Холынские огурцы», «Крестецкая строчка», «Батецкая кукла» и «Старорусская соль».[5]
Для чего нужны региональные бренды
В качестве основных причин продвижения региональных брендов можно выделить следующие:
Выявление традиционных, уникальных товаров, способных вызвать интерес потребителей.
Стимулирование отечественных производителей, благодаря мерам государственной поддержки и предоставления бесплатных лицензий в случае использования товарных знаков.
Экономическое развитие регионов за счет увеличения объемов производства.
Защита интересов локальных производителей, путем регистрации наименований происхождения товаров и товарных знаков, в последующем используемых в качестве региональных брендов.
Изготовление продукции с использованием региональных брендов в целях последующего экспорта.
В заключение следует отметить, что государственная политика по продвижению региональных брендов на сегодняшний день привела к увеличению активности в сфере патентования средств индивидуализации, а также к росту потребительского интереса к продуктам регионального производства — это свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития региональных брендов.
[1] См. подробнее: Совет Федерации: Субъекты РФ стали уделять больше внимания продвижению региональных брендов // URL: rupto.ru/ru/news/sovet-federacii-subekty-rf-stali-udelyat-bolshe-vnimaniya-prodvizheniyu-regionalnyh-brendov;
[2] Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг. // URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/brends/doc201001081527
[3] TatCenter: В Казани презентовали визуальный бренд города // URL: rupto.ru/ru/news/tatcenter-v-kazani-prezentovali-vizualnyy-brend-goroda;
[4] Отчет о деятельности Роспатента за 2018 год // URL: rupto.ru/content/uploadfiles/otchet_2018_ru.pdf;
[5] Новгородская область первая в России приняла закон о региональных брендах // URL: tass.ru/ekonomika/5932254;
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/15/regionalnye-brendy-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nuz/
Нет комментариев