Сергей Зуйков →  Съемки на условиях TFP: конфликт интересов

В современном модном мире распространена практика проведения фотосъемок на условиях «Time For Print» (далее — TFP) – «время за фотографии». В данном случае, «time (время)» – это труд модели, визажиста, стилиста, а «print (фотографии)» — это труд самого фотографа. Подразумевается, что все члены команды обладают одинаковым уровнем профессионализма и совместными силами организуют творческую съемку, где платой за работу выступают не деньги, а фотографии в своё профессиональное портфолио.

Каждый фотограф, модель, визажист, стилист и т.д. нуждаются в постоянном обновлении своего профессионального портфолио, особенно с творческих съемок. Однако почему бы не пополнять портфолио фотографиями только с коммерческих фотосъемок? Проблема заключается в том, что коммерческие съемки часто однообразные: популярная, но все же одинаковая стилистика фотографий, макияжа, сочетания одежды. Приведу пример, Lookbook для магазина женской одежды. От данной съемки клиент хочет видеть красивую картинку, которая понравится массовому зрителю, и тот, в свою очередь, точно захочет купить этот товар. Однако как бы красиво и привлекательно не была бы картинка, людям надоедает однообразие. Таким образом, пополнять портфолио одинаковыми, пусть даже красивыми фотографиями, рано или поздно перестанет быть интересным как самому творцу, так и его клиентам, поклонникам и т.д. Всем рано или поздно хочется что-то нового.

Так и появились съемки на условиях TFP. Творческим людям хочется творить что-то необычное, непривычное и вдохновляющее. Ведь когда ты делаешь что-то неординарное, отличающееся от других, ты становишься запоминающимся. Так, единомышленники собираются для воплощения своих идей не за деньги, а ради идеи, искусства и вдохновения.

Это, своего рода, сотрудничество на выгодных для обеих сторон условиях. Однако, если с правом на макияж, мы уже разобрались в предыдущей статье, то кому же принадлежит авторское право на сами фотографии?

С точки зрения ГК РФ, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, то есть автору как гражданину, творческим трудом которого они были созданы.

В целом авторские права подразделяются на две группы:

исключительные права;
личные неимущественные права.


К личным неимущественным правам автора относятся:

Право авторства и право автора на имя регулируется ст. 1265 ГК РФ. Право авторства – право признаваться автором произведения, а право автора на имя – это право использовать или разрешать использование своего произведения как под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом), а также без указаний имени (анонимно). За присвоение права авторства лицо может быть привлечено к ответственности.

Права на обнародование фотографии заключается в совершении фотографом действия или дачи согласия на совершение этих действий другому лицу, которое делает произведение впервые доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или иных способов, описанных в ст. 1268 ГК РФ. В случае если фотограф решил отозвать свою фотографию – он может воспользоваться правом на отзыв.

Право на неприкосновенность произведения — это право автора на сохранение целостности произведения и творческого замысла. Согласно пункту 1 статьи 1266 ГК РФ, не допускается внесение изменений, сокращений и дополнений и т.д. в произведение без согласия автора, а после смерти автора — с разрешения правообладателя, если внесённые изменения не искажают художественный замысел автора, не нарушают его целостность восприятия и не противоречат его воле. При этом подобные изменения не должны быть связаны с созданием нового (производного) произведения на основе уже имеющегося. Также в положениях Бернской конвенции присутствует право автора на защиту репутации. Данное право обеспечивает защиту фотографии от различного рода изменений, таких как: извращение, искажение или иное изменение произведения, а также любое другое посягательство на произведение, которое способно нанести ущерб чести или репутации автора. Изменения подобного рода проводятся только с согласия самого автора.

Авторское право охраняет не только сами фотографические произведения, но и фотографические произведения, полученные способами аналогичными фотографиям, а именно негативы, слайды и т.д., а также их отпечатки. Таким образом, даже в случае утери негатива, у фотографа остаются отпечатки, которые охраняются на правах оригинала. Среди фотографов даже распространена практика уничтожения негативов с целью повышения стоимости самих отпечатков, так как создать новые уже не получится.

К исключительным авторским правам фотографа согласно статье 1229 ГК РФ относится право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, то есть запрещать или же разрешать другим лицам использование фотографии через воспроизведение, распространение, продажу или бесплатную раздачу экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны и т.д. Для использования даже части фотографии требуется согласие её автора. Отсутствие такого согласия влечет последствия, как запрет правообладателем исключительных прав незаконного использования фотографического произведения, взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации с нарушителя. Только правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Однако исключительные права, в отличие от личных неимущественных прав могут быть переданы другому лицу по договору об отчуждении.

Говоря о TFP, перед съемкой лучше получить согласие модели для обнародования и дальнейшего использования фотографий с её изображением. Согласно статье 152.1 ГК РФ согласие не требуется, только если модель позировала за вознаграждение. В ином случае такое согласие оформляется в договоре под названием «model release», который широко распространен в модной сфере. И так как в российском законодательстве не установлено конкретной обязательной для всех формы для договора на использование изображения гражданина, заключение «model release» является достаточным для правомерного использования фотографических произведений с изображением модели.

Любому члену команды может быть передано право на использование фотографических произведений по лицензионному договору, а также может быть заключен договор об отчуждении исключительных прав на фотографические произведения. Лицензионный договор должен быть заключён в письменной форме в соответствии со статьей 1235 ГК РФ. К тому же, при TFP съемке между членами команды подразумевается безвозмездный характер взаимоотношений, таким образом, лицензионный договор тоже будет являться безвозмездным, о чем обязательно необходимо указать в самом договоре. Ведь согласно пункту 5 статьи 1235 ГК РФ отсутствие условия безвозмездности в лицензионном договоре, а также «при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным». Здесь стоит сделать примечание, ведь съемка на условиях TFP не совсем безвозмездна. Здесь работает следующая конструкция: члены команды признают, что обладают одинаковым уровнем профессионализма и их работа по стоимости одинакова. Таким образом, они просто не обмениваются денежными средствами, так как это бессмысленно.

В России не так много судебных дел, посвященных отношениям, связанным со съемками, так как в основном съемки на условиях TFP проводятся без заключения каких-либо договоров, просто по обоюдному согласию, либо в случае нарушения прав на фотографические произведения, никто не обращается за их защитой. Хотелось бы разобрать несколько примеров из судебной практики.

В 2010 году Московским городским судом было вынесено определение от 24.06.2010 по делу № 33-15630[1] о незаконном использовании изображения.

Фабула дела: В 04.09.2009 года в сети Интернет, а именно на веб-сайте и в публикации «Наша работа для Волшбы», Ответчиками были распространены фотографические произведения с изображением Истцов. Тем не менее, свое согласие на публикацию данных фотографий они не давали и за плату не позировали. Таким образом, истцов считали, что нарушено их право на защиту изображения.

Позиция суда первой инстанции:

фотографии сделаны открытым способом на природе, а именно в парковой зоне, которая не относится к местам закрытого посещения;
при явном согласии объектов позирования;
изображения истцов не является основным объектом использования, так как они позировали в качестве моделей для рекламной фотосъемки украшений;
фотографии сделаны в рамках договора о проведении рекламной фотосессии копии древнерусских украшений, что свидетельствует, что основным предметом съемки являются украшения, а не истцов.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда посчитала, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям закона, а выводы о том, что фотографии сделаны открытым способом в открытом для свободного посещения месте, и изображения истцов не являлось основным объектом использования, так как они позировали в качестве моделей, ошибочны.

в соответствии со статьей 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина возможно лишь с согласия этого гражданина, а после его смерти с согласия детей или пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. А также в статье 152.1 ГК РФ закрытый перечень, когда такое согласие не требуется.
согласие на обнародование и использование является гражданско-правовой сделкой и может содержать ряд условий (о сроке, ограничениях, способах использования, территориальных пределов и т.д.). Такой договор может быть заключен как до съемки, так и после начала неправомерного использования изображения гражданина. Способы дальнейшего правомерного использования могут быть различными. Изображение может использоваться как в неизменном виде (формате), так и в другом масштабе или цвете, с нанесением его на товары и т.д. Однако проект договора, а также акт приема-сдачи услуг по договору, на которые ссылались Ответчики, оказались не подписанными, а иные доказательства наличия согласия истцов на обнародование фотографий с их изображением в материалах дела отсутствуют.
право на охрану изображения законодателем было сформулировано как абсолютное, и гражданин вправе требовать применения соответствующих мер гражданско-правовой защиты.
Таким образов, дело было направлено на новое рассмотрение с учетом вышеуказанных обстоятельств.

В качестве второго примера можно привести Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31.05.2012 по делу № 33-4699/2012[2]. Волгоградским областным судом была рассмотрена апелляционная жалоба истца на решение суда первой инстанции. Суд апелляционный инстанции установил, следующее:

в номере информационно-справочной газеты была размещена статья, которая сопровождалась фотографическим произведением с изображением истца крупным планом. Согласия на публикацию указанного фотографического произведения со своим изображением истец не давал.
согласно ст. 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Способы защиты личного неимущественного права на охрану изображения не закреплены в ГК РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются посредством компенсации морального вреда.
На основании вышеуказанных положений суд апелляционной инстанции определил решение суда первой инстанции отменить, признать нарушающим нематериальные права истца использование и опубликование его изображения без его согласия и взыскать с ООО и главного редактора информационно-справочной газеты компенсацию морального вреда.

В качестве третьего примера можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 № 17АП-9713/2010-ГК по делу № А60-5744/2010[3]. В данном деле истец (Актер) позировал за плату в фотосъемке. На основании заключенного договора он дал на исключительной основе разрешение на использование его изображения в рекламных материалах в области рекламирования банковской деятельности, то есть Актер в течение 18 месяцев с даты подписания акта об оказанных услугах к настоящему договору не будет давать разрешение на использование его изображения в рекламных материалах банков, находящихся на территории, а также не принимать участия в создании таких рекламных материалов. При этом Актер разрешает Заказчику включить его изображения, созданные при проведении фотосъемки, в рекламные материалы, не внося при этом изменений в сами фотографии, сохраняя неприкосновенными и фотографии и изображения Актера.

Истец решил, что заказчик нарушил условия заключенного между ними договора и подал иск. Однако суд признал договор недействительным, а значит, у истца отсутствуют права, нарушение которых является основанием для заявленного иска. Таким образом, раз истец позировал за плату, то его разрешение на обнародование и дальнейшее распространение фотографий не требуется, а исключительные права на фотографические произведения принадлежат правообладателю.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил оставить решение Арбитражного суда Свердловской области без изменений, а именно в иске отказать.

[1] Определение Московского городского суда от 24.06.2010 по делу N 33-15630.

[2]Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.04.2014 N С01-239/2014 по делу N А40-15537/2012.

[3] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 N 17АП-9713/2010-ГК по делу N А60-5744/2010

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/07/24/semki-na-usloviyah-tfp-konflikt-interesov/

Нет комментариев