Сергей Зуйков →  Рыночные взаимоотношения с точки зрения интеллектуальной собственности

Обмен товарами и услугами между людьми зародился практически одновременно с самим человечеством. Однако, характер, цели и объекты этих отношений изменялись в зависимости от нужд и ценностей, присущих представителям определенных исторических эпох. Как правильно отметил исследователь в области товарных знаков и брендов, Д. Бурстин, XX век ознаменовался возникновением и стихийным развитием иной разновидности общественных объединений. Теперь вещи для людей выступают не только в качестве товаров потребления, но и обретают новую роль, позволяя объединяться в классы по принципу владения вещами одного бренда.[1] Человечество перешло в следующую стадию развития и на протяжении двух последних столетий ученые говорят о преобладании общества потребления, для которого характерно приобретение товаров не столько ради необходимости, сколько ради возможности обладать тем или иным объектом. Рыночные взаимоотношения и раньше занимавшие главенствующее положение в мире, теперь уверенно закрепили за собой лидерство. Ведь благодаря им человек получает не только товар или услугу, но и право занять желаемое место в иерархии социальных классов.


Многообразие и избыток товаров приводят к тому, что производителям все сложнее привлечь потребителя, удержать внимание и убедить приобрести продукцию определенной фирмы. Использование объектов интеллектуальной собственности для развития рыночных отношений и увеличения объемов продаж стало своеобразным спасательным кругом для предпринимателей.

Интеграция интеллектуальной собственности в рыночные отношения

Говоря о роли объектов интеллектуальной собственности в современных экономических отношениях, отмечают их присутствие в большинстве областей и на всех стадиях производства и реализации товаров. Мировые корпорации осознают ценность и прибыльность использования инновационных результатов интеллектуального труда и предпочитают увеличивать доход и популярность за счет внедрения новых объектов интеллектуальной собственности в различных отраслях экономических отношений. Примером может послужить политика компании Samsung, обладающей внушительным штатом разработчиков в области электронной техники. Согласно сводкам новостей, только за последние полгода сотрудники фирмы представили инновации в сфере здравоохранения (диагностическое медицинское оборудование для маммографического скрининга), робототехники (связанные с экологией и здравоохранением) и сельского хозяйства (аппарат, позволяющий установить местоположение животных).[2] На первый взгляд кажется, что эти отрасли никоим образом не пересекаются. Однако все предложенные изобретения связаны с электронными устройствами, что позволит Samsung расширить рынок сбыта продукции.

В зависимости от поставленных целей и задач интеллектуальная собственность может выступать:

Непосредственно объектом торговли. Например, при отчуждении и передаче во временное использование прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Как ресурс, способствующий функционированию предприятия, выпуску продукции и т. п. Методика производства, изготовленные товары, упаковка и фирменный стиль – перечисленное относят к объектам интеллектуальной собственности.
В роли элемента обеспечения заключение торговых сделок. IT-технологии, программы для ЭВМ, кассовые аппараты – результаты интеллектуального труда служат невидимым помощником при заключении договоров между людьми и компаниями.
Инструментом для получения конкурентного преимущества. В условиях переизбытка одинаковых товаров и услуг, завоевать внимание потребителя можно несколькими способами: создать яркую этикетку, запоминающееся название, изготавливать продукцию по уникальной технологии или на определенной территории с использованием особых ингредиентов. При этом для того, чтобы сохранить конкурентное преимущество важно организовать режим правовой охраны используемым объектам интеллектуальной собственности.
Таким образом, становится очевидным, что на пространстве экономических рынков интеллектуальная собственность используется в различных вариантах, в зависимости от функций, выполнение которых требуется.

Рыночные взаимоотношения с точки зрения интеллектуальной собственности

Логично предположить, что вместе с кругом товарно-денежных отношений расширился и объем использования объектов интеллектуальной собственности. Если изначально творческая деятельность был направлена в основном на развитие эстетического, духовного и научного потенциала человека, то в современном мире интеллектуальная активность все чаще нацелена на получение материальных благ.

Если оценивать значимость и степень влияния рыночных отношений на область интеллектуальной собственности, можно отметить ряд аспектов. Во-первых, возможность получения экономической выгоды от создания объекта является мощным стимулом и финансовым инструментом, обеспечивающим возможность получения новых результатов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, торговый рынок выступает в роли компаса, указывающего приоритетные сферы использования и применения интеллектуальных ресурсов. В-третьих, масштабы современных экономических пространств требуют обеспечения режима охраны и защиты используемых результатов творческого труда, что побуждает компании к использованию зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности в целях предотвращения их незаконного использования.

Подводя итог под вышесказанным следует подчеркнуть взаимное влияние и зависимость экономических рынков и их тенденций и институтов интеллектуальной собственности, которые используются для создания объектов товарно-денежных отношений и являются инструментом обеспечения коммерческих сделок. А также можно отметить в некотором роде слияние рассматриваемых сфер и зависимость одной области от другой, о чем свидетельствуют колебания патентовательской активности, обусловленные потребностями субъектов экономических отношений.

[1] Бурстин Д. Сообщества потребителей//THESIS.1993.№3., с.231–254.URL: www.twirpx.com/file/519513/

[2] См. подробнее: news.samsung.com/ru/category/corporate/corporate-news/global-news/page/2

Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/08/01/rynochnye-vzaimootnosheniya-s-tochki-zreniya-intel/

Нет комментариев