Сергей Зуйков →  Монетизация прав интеллектуальной собственности с использованием цифрового пространства

Коммерческие рынки в цифровом пространстве представляют собой популярную и прогрессивно развивающуюся область товарно-денежных отношений. Польза электронной коммерции очевидна для всех участников правоотношений: благодаря цифровой коммерции предприниматели и потребители экономят время, средства и силы.

Несмотря на то что практически любой объект торговли содержит в себе результат творческого труда или средство индивидуализации, обсуждая вопрос монетизации прав интеллектуальной собственности, будет верным рассмотреть способы получения прибыли непосредственно от использования последних, а не материальным воплощением результатов интеллектуального труда.

Монетизация как источник доходов

Возможно, по причине того, что термин «монетизация» не вызывает очевидных проблем для определения, четко сформулированное, соответствующее текущему положению рыночных отношений описание термина в научной литературе отсутствует. Удачным, но кратким можно считать описание «монетизации» как «…использования (чего-либо ценного) в качестве источника прибыли».[1]

Учитывая реальное положение вещей «монетизацию» следует определить, как: деятельность, связанную с получением дохода в результате продажи или использования какого-либо объекта, или действия по установлению ценности объекта в денежном эквиваленте.

Монетизация прав на интеллектуальную собственность

Современные изобретатели и правообладатели нематериальных активов — обладатели огромного потенциала для выгодного применения результатов интеллектуального труда и средств индивидуализации. Безграничное пространство цифрового рынка и отсутствие необходимости привязки к территориальному объекту делает возможным коммерческие предложения неограниченному кругу лиц.

В зависимости от характера использования прав на интеллектуальную собственность допустимо выделить следующие способы монетизации:

Получение прибыли непосредственно от передачи или предоставления во временное пользование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В этом случае правообладатель, используя электронные сети, находит лиц, желающих приобрести право на использование объектов интеллектуальной собственности. Существует ряд сервисов, облегчающих процесс монетизации таким способом, состоящих из электронных реестров интеллектуальной собственности, где будущие пользователи могут получить сведения о запатентованных объектах и правообладателях исключительных прав.
Монетизация от побочных процессов, сопутствующих использованию результатов интеллектуальной деятельности. Чаще всего этот способ монетизации используется в отношении объектов авторских и смежных прав. Создается аудиовизуальное произведение, которое размещается в свободном доступе в интернет-пространстве. После достижения определенного уровня популярности правообладатель авторских прав размещает рекламу сторонних лиц, получая от этого прибыль. Таким образом, доход образуется не столько от использования исключительных прав, сколько от повышения узнаваемости товара или заказчика показа рекламного ролика.
Краудфандинг. Указанный способа по большей части относится скорее к инвестициям в материальное выражение результатов интеллектуального труда, чем к получению непосредственной прибыли. Смысл краудфандинга заключается в публичном добровольном инвестировании сторонними лицами какого-либо проекта. Сбор средств на издание книги, съемки фильма, запуск производства нового продукта. При этом никто не исключает дальнейшее получение прибыли правообладателем в результате использования принадлежащих ему исключительных прав и их материального выражения. Одним из ярких примеров краудфандинга считаются добровольные инвестиции в разработку и создание такого объекта интеллектуальной собственности как электрическое колесо для велосипедов. В результате объявленного сбора создатели изобретения получили для реализации проекта сумму 150 тыс. долларов, которая в два раза превысила заявленную вначале.[2]
Риски, связанные с монетизацией прав на интеллектуальную собственность в цифровом пространстве

Несмотря на объективно присутствующие преимущества монетизации в электронных сетях такие как отсутствие территориальных ограничений, сокращение экономических и трудовых затрат, стоит помнить, что в интернет-пространстве помимо добросовестных пользователей присутствуют и злоумышленники, которые также используют преимущества электронных сетей, но в своих целях. Правонарушители могут использовать чужие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации без согласия правообладателей, поэтому при монетизации прав на интеллектуальную собственность в цифровом пространстве стоит внимательно отнестись к их охране и защите от незаконного использования.

[1] См. подробнее: Брошюра ВОИС «Монетизация авторско-правовых активов предприятиями творческой отрасли» — с. 11 // URL:https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=12&*=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%3D%3D&lang=ru

[2] См. подробнее: Краудфандинг – что это такое простыми словами? Как на нем заработать // URL: internetboss.ru/kraudfanding-chto-eto-prostimi-slowami/

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/08/05/monetizaciya-prav-intellektualnoj-sobstvennosti-s-/

Нет комментариев