Сергей Зуйков →  Найти правообладателя товарного знака – как это сделать и для чего это нужно

По сведениям Роспатента, в России начиная с 2014 года, ежегодно подается не менее 60 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков, а в 2018 году этот показатель достиг отметки в 76062 товарных знака.[1] Все эти обозначения имеют правообладателя, а некоторые также используются другими юридическими лицами на основании лицензии или договора коммерческой концессии.
Согласно ст. 1485 ГК РФ о том, что товарный знак зарегистрирован и охраняется в соответствии с нормами действующего российского законодательства свидетельствует обозначение, состоящее: «… из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». При этом в Гражданском кодексе указано, что владелец средства индивидуализации вправе наносить описанный удостоверяющий знак, а, следовательно, проставление такого обозначения не является обязательной процедурой. На первый взгляд кажется, что определить правообладателя товарного знака легко, ведь на упаковке содержится ссылка на производителя, который, скорее всего, и обладает товарным знаком. Однако это не так, по причине распространенности комплексного изготовления товаров. В этом случае сырье получает одна фирма, упаковку производит другая, а в единое целое продукт собирается третьей организацией. Тогда на упаковке допустимо упомянуть несколько предприятий, и при этом совсем необязательно кто-то из них будет правообладателем товарного знака, например, если обозначение используется по лицензионному договору.

Для чего потребуется узнать правообладателя товарного знака

Случаи, в которых пригодятся сведения о владельце обозначения, обычно сводятся к следующим:

Перед подачей заявления на регистрацию товарного знака, когда заявитель планирует зарегистрировать обозначение, сходное до степени смешения или тождественное с охраняемым товарным знаком, используемым для индивидуализации однородных товаров и услуг. По общему правилу такая регистрация запрещена. Исключение составляют случаи, когда заявитель получит письмо-согласие на регистрацию обозначения от действующего правообладателя.
Когда компания желает использовать зарегистрированный «чужой» товарный знак для маркировки однородных товаров. Для этого заключается лицензионный договор или договор коммерческой концессии с обладателем исключительных прав.
Если юридическое лицо решило приобрести охраняемый товарный знак и стать полноправным и исключительным владельцем обозначения путем заключения договора отчуждения с первоначальным правообладателем товарного знака.
В случае, когда в компанию обращается правообладатель товарного знака с предложением заключить лицензионное соглашение на использование принадлежащего ему обозначения. В качестве подтверждения полномочий субъекта, предложившего совершить сделку, стоит самостоятельно установить правообладателя товарного знака.
Необходимость регистрации товарного знака обусловлена последствиями указанного действия: удостоверение исключительных прав обладателя и подтверждения уникальности обозначения. При этом некоторые компании начинают использование обозначение еще до регистрации товарного знака, т. к. не желают задерживать начало производства и продажи продукции. В таком случае возможно предъявление требований о прекращении использования товарного знака, когда он сходен с уже охраняемым. Стоит отметить, что такие требования могут быть адресованы и владельцам уже зарегистрированного обозначения. Несмотря на высокую квалификацию специалистов, проводящих экспертизу товарного знака, иногда регистрируются обозначения, способные ввести потребителей в заблуждение. Нормы российского законодательства предусматривают досудебный порядок урегулирования споров по товарным знакам. Таким образом, правообладатель (или субъект, представляющийся таковым) вправе обратиться к предположительному нарушителю прав, с просьбой прекратить совершение определенных действий, а возможно, и потребовать денежную компенсацию. В таком случае найти истинного обладателя обозначения – значит понять правомерны ли предъявляемые требования или это незаконные махинации и мошенничество.
Как найти правообладателя товарного знака

Как выяснилось, определить владельца товарного знака по информации, нанесенной на упаковку товара, обычно не представляется возможным. Да, возможны случаи, когда фирма прямо указывает на владение исключительными правами. Но чаще всего такая информация непосредственно на продукте отсутствует.

На сайте Роспатента имеется Реестр зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания.[2] Это общедоступный документ, однако, проведение по нему поиска – довольно затруднительное занятие, так как для этого необходимо знать номер документа, например товарного знака или заявки. Более удобная поисковая система действует в режиме открытого доступа на сайте «Зуйков и партнеры». Для проведения поиска достаточно ввести название знака и выбрать предполагаемый класс МКТУ, в отношении которого зарегистрировано обозначение. Данный сервис представлен только по базе зарегистрированных товарных знаков.

В случае когда поиск правообладателя проводится на стадии предшествующей регистрации обозначения, рекомендуется также произвести полный поиск, который включает базу поданных заявок, содержащих сходные обозначения. По запросу клиента, юристы «Зуйков и партнеры», используя специализированные ресурсы, выполняют расширенный поиск, который позволяет выявить сходные товарные знаки и/или заявки, определить их правообладателей, а также, в случае необходимости, оценить шансы на регистрацию товарного знака.

[1] См. подробнее: Годовой отчет Роспатента за 2018 год // URL: rupto.ru/ru/pdfdocuments/5#book/15

[2] Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации // URL: www1.fips.ru/registers-web/action?acName=clickRegister®Name=RUTM

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/09/30/najti-pravoobladatelya-tovarnogo-znaka-kak-eto-sde/

Нет комментариев