Андрей Андреев → Квартирный вопрос для сирот
В конце сентября правительство Омской области вышло с законодательной инициативой по усовершенствованию федерального законодательства, касающегося нормативов по закупке квартир для детей-сирот. По мнению чиновников, Москва должна наделить регионы правом самим устанавливать то количество квартир в отдельно взятом многоквартирном доме, которые впоследствии будут переданы для проживания детям-сиротам.
По идеи вполне здравая инициатива, если не знать предысторию, которая на мой взгляд как раз и подтолкнула омских чиновников выступить с данной инициативой. А началось все с того, что отказываться строить дома, в которых были предусмотрены квартиры для бывших воспитанников детских домов стали застройщики. Почему? Потому что из-за такого соседства остальные квартиры падали в цене. Просто дольщики не хотели иметь соседями вчерашних детдомовцев. Понятно, что у бизнеса и дольщиков свои резоны, но с юридической позиции это дискриминация детей. При этом не только правовая, но и социальная.
Мне эта ситуация в какой-то степени напомнила историю, которая имела место быть в декабре прошлого года, когда жильцы одного из домов на юго-западе Москвы собирали подписи против проживания в их доме семей с онкобольными детьми, потому что, по их мнению, рак может быть заразен!
Но если вернуться к ситуации вокруг омских детей-сирот, то после того, как эта ситуация стала известна, общественности все сразу начали говорить о важности социализации воспитанников детских домов.
И если права воспитанников детских домов и социальных приютов оговорены и защищаются, в частности, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и рядом других нормативных актов, в том числе региональных, то их социальная адаптация полностью ложится на плечи людей, которые постоянно находятся рядом с ними. Это их воспитатели, педагоги и даже повара. И здесь уже всё зависит от самого что ни на есть человеческого фактора. Ещё Макаренко в своей «Педагогической поэме» говорил о том, насколько важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Сегодня ребята, живущие в детских домах, кроме обычной школьной программы могут в свободное время заниматься углубленным изучением практически любого иностранного языка, посещать различные спортивные секции, музеи, театры, что даёт им возможность не только для социализации, но и для саморазвития. Давайте, будем откровенны — не у всех детей, которые живут в семье есть такая возможность.
Кроме того, с 1 сентября 2015 года у воспитанников детских домов есть возможность жить в детском доме до 23 лет. И, к примеру, я знаю несколько историй, когда молодой человек или девушка после окончания общеобразовательной школы поступают в колледж или институт при этом продолжают жить в детском доме. А некоторые даже успешно совмещают учёбу и работу. И кстати, такие истории тоже можно рассматривать как яркий пример социализации. У ребят есть возможность общаться со сверстниками и взрослыми из других городов и даже регионов, соприкоснуться с их культурными и даже религиозными традициями.
Андрей Андреев,
адвокат, управляющий партнёр юридического бюро «United Partners»
И кроме того, не совсем понимаю, откуда покупатели квартир, соседствующих с предусмотренными для выделения воспитанникам детдомов, узнавали об этом? Или застройщики передавали такую информацию? Тогда это нарушение.