Всеволод Сазонов → Из секретарей в судьи. Назревшие изменения.
В настоящий момент судебная система в РФ оказалась в состоянии глубочайшего кризиса. Предпринимаются попытки реформирования отдельных ее частей, но в целом необходимо проделать еще огромную работу для ее усовершенствования и приведения в соответствие с потребностями времени.
Должность секретаря судебного заседания также должна претерпеть соответствующие изменения.
Секретарь судебного заседания – достаточно востребованная в настоящее время должность. Особой популярностью она пользуется у тех юристов, которые в дальнейшем видят себя в роли судьи и планируют развиваться в этом направлении.
Секретарь документально обеспечивает работу судьи, за которым он «закреплен», организует судебные процессы и участвует в судебных заседаниях.
В настоящее время требование о наличии высшего юридического образования является обязательным для лица, претендующего на должность секретаря судебного заседания. Однако так было не всегда. Это требование было введено в 2006 году Судебным департаментом при Верховном суде РФ в целях привлечения работников на низкооплачиваемые должности. Как известно, работа на должности секретаря судебного заседания дает юридический стаж, а наличие 5-летнего стажа предоставляет возможность претендовать на должность судьи. В тот период времени это действительно привлекло молодых сотрудников в аппарат суда. Начиная с 2010 года, судьями стали становиться секретари судебных заседаний, получившие заочное образование.
На тот момент задача привлечения кадров была решена, но по прошествии нескольких лет назрела необходимость в более кардинальных изменениях.
Проблема состоит в том, что в настоящее время главным поставщиком кадров в судебную систему является аппарат суда. В основном судьями становятся помощники и секретари судебных заседаний. На втором месте сотрудники ФСИН И МВД (в основном следствие), а также сотрудники прокуратуры. Таким образом, из судебной профессии вытесняются представители государственного и негосударственного сектора, которые замещаются сотрудниками аппарата суда. Система стала достаточно закрытой.
Более того, происходит феминизация судейского корпуса, большинство представителей которого составляют женщины (86%). Дело в том, что работа секретарем или помощником судьи по многим критериям напоминает офисную работу, которую в современном обществе принято считать «женской», условия работы не престижны для мужчин, практически отсутствуют трудовые гарантии и возможности для карьерной мобильности.
Необходимо отметить также большую текучку кадров в аппарате суда. Многие рассматривают работу секретарем судебного заседания и помощником судьи исключительно как первое рабочее место. Устроившись на должность секретаря судебного заседания, наработав юридический стаж, секретари становятся помощниками и впоследствии те же судьи, у которых они работали, рекомендуют их на должность судьи. Таким образом, кадровый состав остается тот же, происходит лишь перемещение по карьерной лестнице. Секретари, по сути, получают «бонус», они проходят более легкий путь по сравнению с другими кандидатами на должность судьи.
При этом должность секретаря судебного заседания систематически освобождается, и постоянно требуются новые сотрудники на эту должность, так как новые секретари судебного заседания также преследуют цель продвижения по карьерной лестнице.
Вследствие закрытости системы и постоянного кадрового перемещения внутри аппарата суда, профессионализм его сотрудников остается на низком уровне. Секретари и помощники не получают никакого профессионального опыта извне, что безусловно в дальнейшем сказывается на их работе.
Единственным способом решения вышеизложенных проблем в настоящее время является отмена обязательного требования о высшем юридическом образовании для секретарей судебного заседания, а также внесение изменений в законодательство относительно стажа по юридической специальности для этой должности. Чтобы обеспечить аппарат суда необходимыми кадрами, необходимо привлекать кандидатов не только из юридической профессии, но и из других сфер, предоставить больше возможностей другим высококвалифицированным специалистам. Если система станет более открытой, повысится уровень профессионализма секретарей судебного заседания, помощников и судей, уменьшится текучка кадров, связанная с карьерной цепочкой «секретарь-помощник-судья». Должность секретаря судебного заседания будут занимать специалисты, готовые работать на этой должности длительное время и выполнять работу на высоком уровне, не преследуя цель наработки юридического стажа.
Многие считают, что работа секретарем судебного заседания невозможна без юридического образования. С этим заявлением можно поспорить. Дело в том, что в настоящее время профессиональные обязанности секретаря судебного заседания по своей сути не связаны со сложной работой, требующей юридических навыков. В основном это организационные и обеспечительные функции, с которыми может справиться любое лицо, в том числе и не имеющее юридического образования. В условиях развития «электронного правосудия» работа секретаря судебного заседания значительно упростилась и автоматизировалась. Учитывая, что с сентября 2019 года стало обязательным аудиопротоколирование не только в арбитражном и административном, но также в уголовном и гражданском процессе, те аргументы, что секретарь судебного заседания должен грамотно вести протокол и отражать все юридически значимые детали, понимать суть происходящего в зале суда, становятся бессмысленными.
Что касается кандидатов на должность судьи, их список также расширится, представители государственного и негосударственного сектора, в том числе адвокаты, смогут претендовать на эту должность наравне со всеми. Система формирования кадров станет более открытой.
Считаем, что в существующей в настоящее время карьерной цепочке «секретарь-помощник-судья» наличие высшего юридического образования и опыта работы в должности секретаря судебного заседания не являются достаточными для назначения на должность судьи. Безусловно, это удобно не набирать судей со стороны, а работать с уже давно знакомыми коллегами. Но дело в том, что это также влияет на профессионализм судьи. Секретарь судебного заседания, который становится судьей, имеет небольшой жизненный и профессиональный опыт, его недостаточно для принятия независимых решений.
Считаем необходимым также ввести в целях привлечения кандидатов на должность секретаря судебного заседания профессиональную переподготовку для кандидатов на эту должность. Учитывая специфику работы в аппарате суда, такая переподготовка разрешит многие трудности, связанные с вступлением кандидатов в должность. Необходимо также обеспечить повышение уровня заработной платы работникам судебного аппарата, что также привлечет дополнительные кадры в аппарат суда.
Безусловно, роль секретаря судебного заседания крайне значима для исполнения судом своих функций. От работы сотрудников аппарата суда зависит многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, стоящих перед судом. Именно поэтому необходимость кардинальных изменений в аппарате суда является в настоящий момент важной задачей для законодателя.
Должность секретаря судебного заседания также должна претерпеть соответствующие изменения.
Секретарь судебного заседания – достаточно востребованная в настоящее время должность. Особой популярностью она пользуется у тех юристов, которые в дальнейшем видят себя в роли судьи и планируют развиваться в этом направлении.
Секретарь документально обеспечивает работу судьи, за которым он «закреплен», организует судебные процессы и участвует в судебных заседаниях.
В настоящее время требование о наличии высшего юридического образования является обязательным для лица, претендующего на должность секретаря судебного заседания. Однако так было не всегда. Это требование было введено в 2006 году Судебным департаментом при Верховном суде РФ в целях привлечения работников на низкооплачиваемые должности. Как известно, работа на должности секретаря судебного заседания дает юридический стаж, а наличие 5-летнего стажа предоставляет возможность претендовать на должность судьи. В тот период времени это действительно привлекло молодых сотрудников в аппарат суда. Начиная с 2010 года, судьями стали становиться секретари судебных заседаний, получившие заочное образование.
На тот момент задача привлечения кадров была решена, но по прошествии нескольких лет назрела необходимость в более кардинальных изменениях.
Проблема состоит в том, что в настоящее время главным поставщиком кадров в судебную систему является аппарат суда. В основном судьями становятся помощники и секретари судебных заседаний. На втором месте сотрудники ФСИН И МВД (в основном следствие), а также сотрудники прокуратуры. Таким образом, из судебной профессии вытесняются представители государственного и негосударственного сектора, которые замещаются сотрудниками аппарата суда. Система стала достаточно закрытой.
Более того, происходит феминизация судейского корпуса, большинство представителей которого составляют женщины (86%). Дело в том, что работа секретарем или помощником судьи по многим критериям напоминает офисную работу, которую в современном обществе принято считать «женской», условия работы не престижны для мужчин, практически отсутствуют трудовые гарантии и возможности для карьерной мобильности.
Необходимо отметить также большую текучку кадров в аппарате суда. Многие рассматривают работу секретарем судебного заседания и помощником судьи исключительно как первое рабочее место. Устроившись на должность секретаря судебного заседания, наработав юридический стаж, секретари становятся помощниками и впоследствии те же судьи, у которых они работали, рекомендуют их на должность судьи. Таким образом, кадровый состав остается тот же, происходит лишь перемещение по карьерной лестнице. Секретари, по сути, получают «бонус», они проходят более легкий путь по сравнению с другими кандидатами на должность судьи.
При этом должность секретаря судебного заседания систематически освобождается, и постоянно требуются новые сотрудники на эту должность, так как новые секретари судебного заседания также преследуют цель продвижения по карьерной лестнице.
Вследствие закрытости системы и постоянного кадрового перемещения внутри аппарата суда, профессионализм его сотрудников остается на низком уровне. Секретари и помощники не получают никакого профессионального опыта извне, что безусловно в дальнейшем сказывается на их работе.
Единственным способом решения вышеизложенных проблем в настоящее время является отмена обязательного требования о высшем юридическом образовании для секретарей судебного заседания, а также внесение изменений в законодательство относительно стажа по юридической специальности для этой должности. Чтобы обеспечить аппарат суда необходимыми кадрами, необходимо привлекать кандидатов не только из юридической профессии, но и из других сфер, предоставить больше возможностей другим высококвалифицированным специалистам. Если система станет более открытой, повысится уровень профессионализма секретарей судебного заседания, помощников и судей, уменьшится текучка кадров, связанная с карьерной цепочкой «секретарь-помощник-судья». Должность секретаря судебного заседания будут занимать специалисты, готовые работать на этой должности длительное время и выполнять работу на высоком уровне, не преследуя цель наработки юридического стажа.
Многие считают, что работа секретарем судебного заседания невозможна без юридического образования. С этим заявлением можно поспорить. Дело в том, что в настоящее время профессиональные обязанности секретаря судебного заседания по своей сути не связаны со сложной работой, требующей юридических навыков. В основном это организационные и обеспечительные функции, с которыми может справиться любое лицо, в том числе и не имеющее юридического образования. В условиях развития «электронного правосудия» работа секретаря судебного заседания значительно упростилась и автоматизировалась. Учитывая, что с сентября 2019 года стало обязательным аудиопротоколирование не только в арбитражном и административном, но также в уголовном и гражданском процессе, те аргументы, что секретарь судебного заседания должен грамотно вести протокол и отражать все юридически значимые детали, понимать суть происходящего в зале суда, становятся бессмысленными.
Что касается кандидатов на должность судьи, их список также расширится, представители государственного и негосударственного сектора, в том числе адвокаты, смогут претендовать на эту должность наравне со всеми. Система формирования кадров станет более открытой.
Считаем, что в существующей в настоящее время карьерной цепочке «секретарь-помощник-судья» наличие высшего юридического образования и опыта работы в должности секретаря судебного заседания не являются достаточными для назначения на должность судьи. Безусловно, это удобно не набирать судей со стороны, а работать с уже давно знакомыми коллегами. Но дело в том, что это также влияет на профессионализм судьи. Секретарь судебного заседания, который становится судьей, имеет небольшой жизненный и профессиональный опыт, его недостаточно для принятия независимых решений.
Считаем необходимым также ввести в целях привлечения кандидатов на должность секретаря судебного заседания профессиональную переподготовку для кандидатов на эту должность. Учитывая специфику работы в аппарате суда, такая переподготовка разрешит многие трудности, связанные с вступлением кандидатов в должность. Необходимо также обеспечить повышение уровня заработной платы работникам судебного аппарата, что также привлечет дополнительные кадры в аппарат суда.
Безусловно, роль секретаря судебного заседания крайне значима для исполнения судом своих функций. От работы сотрудников аппарата суда зависит многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, стоящих перед судом. Именно поэтому необходимость кардинальных изменений в аппарате суда является в настоящий момент важной задачей для законодателя.
Нет комментариев