Сергей Зуйков → Роль интеллектуальной собственности в фармацевтической промышленности
Несмотря на активную автоматизацию всех сфер общественной деятельности, применение результатов интеллектуального труда человека может стать двигателем любой отрасли промышленности. Инновационные методы производства, уникальные технологии и материалы — развитие промышленности напрямую зависит от изобретательской активности людей. Фармацевтическая отрасль не является исключением — новые лекарственные средства также являются результатом творческого труда человека.
Объекты интеллектуальной собственности, применяемые в фармацевтической промышленности
Согласно Большой медицинской энциклопедии: «Фармацевтическая промышленность — отрасль хозяйства, объединяющая производство лекарственных препаратов и лечебно-профилактических средств».[1] Следовательно, рассматривая интеллектуальную собственность, используемую в этой области, следует рассматривать объекты, которые тем или иным образом используются в производстве и распространении лекарственных средств. К таким можно отнести:
Изобретения. В этом случае речь идет о получении патента на изобретение, описывающего непосредственно лекарственное средство: его формулу, композицию, субстанцию и т. п.
Товарные знаки. При выпуске товара на торговый рынок, в том числе и лекарственного препарата, правообладателю важно обособить и выделить продукт. Наиболее удачным решением в таком случае станет регистрация товарного наименования в качестве товарного знака.
Промышленные образцы. Если для хранения и использования лекарственного средства используется оригинальная упаковка, производитель вправе зарегистрировать ее в виде промышленного образца, тем самым защищая внешнее оформление упаковки товара от недобросовестного копирования.
Использование изобретений в фармацевтической промышленности
Компании, занимающиеся выпуском и реализацией лекарственных средств, можно разделить на две ключевые группы:
Предприятия-разработчики лекарственных средств.
Предприятия-производители дженериков.
В круг деятельности первой разновидности организаций входят: разработка, испытание и выпуск новых лекарственных препаратов. В интересах таких фармацевтических производителей обеспечить патентование изобретенных лекарственных средств, регистрацию используемых названий в виде товарных знаков, а, в случае необходимости, и получить патент на промышленный образец. Все процессы, связанные с введением лекарств на торговый рынок весьма длительные и трудоемкие, а также требуют больших денежных затрат. Логично предположить, что существуют организации, не имеющие средств на разработку, проверку препаратов и их последующую регистрацию, или не желающие финансировать изобретательскую деятельность и доклинические и клинические испытания. Такие фирмы занимаются производством и реализацией дженериков — копий запатентованных лекарств или препаратов, на которые истек срок действия патентов.[2] Эти предприятия не несут финансовые затраты при патентовании объектов интеллектуальной собственности, так как используют чужие изобретения после истечения срока их правовой охраны, но в отличие от компаний-разработчиков они не являются создателями и не обладают исключительными правами на изготавливаемый лекарственный препарат.
В соответствии с положениями российского законодательства лекарственное средство может получить правовую охрану в виде патента на изобретение, описывающего:
химическое соединение (формулу);
способ получения химического соединения (субстанции);
фармацевтическую композицию на основе химического соединения;
способ применения химического соединения или фармацевтической композиции;
способ лечения с использованием химического соединения или фармацевтической композиции.[3]
Согласно п.1 и 2 ст. 1363 ГК РФ максимальный срок действия патента на изобретения в отношении лекарственных средств может составлять 25 лет.
Регистрация товарного знака для использования в фармацевтической промышленности
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» определяет торговое наименование лекарственного средства как: «наименование лекарственного средства, присвоенное его разработчиком, держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата».[4] В законодательстве РФ отсутствуют нормы, предусматривающие обязательную регистрацию наименований лекарственных средств в качестве товарных знаков. Однако целесообразность таких действий очевидна – исключительные права на товарный знак по своей природе носят абсолютный характер, тем самым обуславливая запрет другим лицам использовать обозначение без разрешения владельца. В противном случае недобросовестные производители могут беспрепятственно применять обозначение или зарегистрировать его в качестве товарного знака и использовать по своему усмотрению.
Для регистрации товарных знаков в отношении лекарственных препаратов имеется 5-й класс МКТУ «Фармацевтические препараты». Срок охраны товарных знаков, зарегистрированных для этого класса не отличается от срока действия исключительных прав на другие товарные знаки.
Роль интеллектуальной собственности в фармацевтической промышленности
Рассуждая о значении и месте интеллектуальной собственности в фармацевтической промышленности следует отметить, что оформление изготавливаемых лекарственных препаратов и используемых товарных наименований в виде объектов интеллектуальной собственности позволяет обеспечить охрану, защиту и исключительность прав компаний-производителей лекарственных средств. Лекарственный препарат — по сути, является результатом творческого труда человека, а патентование в виде изобретения позволяет обеспечить исключительный режим использования и обеспечить монополию на выпуск лекарственного средства в течение срока действия прав на изобретение. Регистрируя торговое наименование препарата в виде товарного знака, производитель обеспечивает режим охраны от недобросовестных конкурентов, которые могут использовать название препарата для выпуска поддельных лекарств.
Таким образом, интеллектуальная собственность играет ключевую роль в фармацевтической промышленности, позволяя компаниям-производителям закрепить исключительный характер принадлежащих им прав и благодаря этому возместить финансовые затраты, понесенные во время разработки и испытания новых лекарственных средств.
[1] Большая медицинская энциклопедия //URL: big_medicine.academic.ru/617/%D0%A4%D0%90%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%95%D0%92%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
[2] What does «generic» mean? // WTO (September 2006) // URL: www.wto.org/english/tratop_e/trips_e/factsheet_pharm03_e.htm;
[3] См. подробнее: Патентование лекарственных препаратов и БАД // URL: zuykov.com/ru/about/articles/2017/12/19/patentovanie-lekarstvennyh-preparatov-i-bad/;
[4] П.17 ст. 4 Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об обращении лекарственных средств».
Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/11/29/rol-intellektualnoj-sobstvennosti-v-farmacevtiches/
Объекты интеллектуальной собственности, применяемые в фармацевтической промышленности
Согласно Большой медицинской энциклопедии: «Фармацевтическая промышленность — отрасль хозяйства, объединяющая производство лекарственных препаратов и лечебно-профилактических средств».[1] Следовательно, рассматривая интеллектуальную собственность, используемую в этой области, следует рассматривать объекты, которые тем или иным образом используются в производстве и распространении лекарственных средств. К таким можно отнести:
Изобретения. В этом случае речь идет о получении патента на изобретение, описывающего непосредственно лекарственное средство: его формулу, композицию, субстанцию и т. п.
Товарные знаки. При выпуске товара на торговый рынок, в том числе и лекарственного препарата, правообладателю важно обособить и выделить продукт. Наиболее удачным решением в таком случае станет регистрация товарного наименования в качестве товарного знака.
Промышленные образцы. Если для хранения и использования лекарственного средства используется оригинальная упаковка, производитель вправе зарегистрировать ее в виде промышленного образца, тем самым защищая внешнее оформление упаковки товара от недобросовестного копирования.
Использование изобретений в фармацевтической промышленности
Компании, занимающиеся выпуском и реализацией лекарственных средств, можно разделить на две ключевые группы:
Предприятия-разработчики лекарственных средств.
Предприятия-производители дженериков.
В круг деятельности первой разновидности организаций входят: разработка, испытание и выпуск новых лекарственных препаратов. В интересах таких фармацевтических производителей обеспечить патентование изобретенных лекарственных средств, регистрацию используемых названий в виде товарных знаков, а, в случае необходимости, и получить патент на промышленный образец. Все процессы, связанные с введением лекарств на торговый рынок весьма длительные и трудоемкие, а также требуют больших денежных затрат. Логично предположить, что существуют организации, не имеющие средств на разработку, проверку препаратов и их последующую регистрацию, или не желающие финансировать изобретательскую деятельность и доклинические и клинические испытания. Такие фирмы занимаются производством и реализацией дженериков — копий запатентованных лекарств или препаратов, на которые истек срок действия патентов.[2] Эти предприятия не несут финансовые затраты при патентовании объектов интеллектуальной собственности, так как используют чужие изобретения после истечения срока их правовой охраны, но в отличие от компаний-разработчиков они не являются создателями и не обладают исключительными правами на изготавливаемый лекарственный препарат.
В соответствии с положениями российского законодательства лекарственное средство может получить правовую охрану в виде патента на изобретение, описывающего:
химическое соединение (формулу);
способ получения химического соединения (субстанции);
фармацевтическую композицию на основе химического соединения;
способ применения химического соединения или фармацевтической композиции;
способ лечения с использованием химического соединения или фармацевтической композиции.[3]
Согласно п.1 и 2 ст. 1363 ГК РФ максимальный срок действия патента на изобретения в отношении лекарственных средств может составлять 25 лет.
Регистрация товарного знака для использования в фармацевтической промышленности
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» определяет торговое наименование лекарственного средства как: «наименование лекарственного средства, присвоенное его разработчиком, держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата».[4] В законодательстве РФ отсутствуют нормы, предусматривающие обязательную регистрацию наименований лекарственных средств в качестве товарных знаков. Однако целесообразность таких действий очевидна – исключительные права на товарный знак по своей природе носят абсолютный характер, тем самым обуславливая запрет другим лицам использовать обозначение без разрешения владельца. В противном случае недобросовестные производители могут беспрепятственно применять обозначение или зарегистрировать его в качестве товарного знака и использовать по своему усмотрению.
Для регистрации товарных знаков в отношении лекарственных препаратов имеется 5-й класс МКТУ «Фармацевтические препараты». Срок охраны товарных знаков, зарегистрированных для этого класса не отличается от срока действия исключительных прав на другие товарные знаки.
Роль интеллектуальной собственности в фармацевтической промышленности
Рассуждая о значении и месте интеллектуальной собственности в фармацевтической промышленности следует отметить, что оформление изготавливаемых лекарственных препаратов и используемых товарных наименований в виде объектов интеллектуальной собственности позволяет обеспечить охрану, защиту и исключительность прав компаний-производителей лекарственных средств. Лекарственный препарат — по сути, является результатом творческого труда человека, а патентование в виде изобретения позволяет обеспечить исключительный режим использования и обеспечить монополию на выпуск лекарственного средства в течение срока действия прав на изобретение. Регистрируя торговое наименование препарата в виде товарного знака, производитель обеспечивает режим охраны от недобросовестных конкурентов, которые могут использовать название препарата для выпуска поддельных лекарств.
Таким образом, интеллектуальная собственность играет ключевую роль в фармацевтической промышленности, позволяя компаниям-производителям закрепить исключительный характер принадлежащих им прав и благодаря этому возместить финансовые затраты, понесенные во время разработки и испытания новых лекарственных средств.
[1] Большая медицинская энциклопедия //URL: big_medicine.academic.ru/617/%D0%A4%D0%90%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%95%D0%92%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
[2] What does «generic» mean? // WTO (September 2006) // URL: www.wto.org/english/tratop_e/trips_e/factsheet_pharm03_e.htm;
[3] См. подробнее: Патентование лекарственных препаратов и БАД // URL: zuykov.com/ru/about/articles/2017/12/19/patentovanie-lekarstvennyh-preparatov-i-bad/;
[4] П.17 ст. 4 Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об обращении лекарственных средств».
Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/11/29/rol-intellektualnoj-sobstvennosti-v-farmacevtiches/
Нет комментариев