Сергей Зуйков →  Способы монетизации интеллектуальной собственности в интернет-проектах

Согласно исследованиям Института экономической политики имени Егора Гайдара, к 2024 году объемы электронных продаж в России вырастут до 2,78 триллионов рублей.[1] Зарубежные коллеги еще более оптимистичны и прогнозируют увеличение до 3,49 триллионов рублей.[2] Обосновать непрерывный рост и популяризацию торговли в интернет-сегменте довольно просто: купля-продажа с использованием виртуального пространства удобна как для покупателя, экономящего средства и время, и при этом получающего доступ к неограниченному ассортименту товаров, так и для продавца, который избегает затрат на аренду торговых площадей, заработную плату продавцов и т. д.
По вышеуказанным причинам развитие отрасли происходит с внушающей скоростью, что стимулирует привлечение интеллектуальных ресурсов и внедрение инноваций в области электронной коммерции.

Для того чтобы определить способы получения прибыли от применения объектов интеллектуальной собственности в интернет-проектах стоит проанализировать функции, которые реализуются в результате этих действий. В зависимости от цели использования можно выделить:

Результаты интеллектуальной деятельности, которые призваны обеспечить работу и полноценное функционирование интернет-сайтов. К таким можно отнести IT-технологии по защите персональных данных, хранению информации, программы для ЭВМ, обеспечивающие возможность совершения финансовых сделок через электронные сети и т. п.
Объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для привлечения внимания потребителей к продукции и виртуальному магазину. Электронные рынки аналогично традиционным переполнены однородными товарами, в связи с чем рост покупательской активности является залогом успеха и целью, к которой стремятся фирмы-продавцы.
Результаты творческого труда, права на использование которых выступают непосредственно объектами продажи, представленными на интернет-сайтах.
Если рассматривать монетизацию объектов интеллектуальной собственности, с точки зрения отраслей права, то к таким можно отнести сферы авторских, смежных и патентных прав, а также секреты производства:

Объекты авторского и смежных прав — одни из наиболее используемых ресурсов в электронной среде. Фильмы, песни, видеоролики, книги – потребители с готовностью приобретают возможность ознакомиться с работами любимых писателей, певцов или актеров. Помимо этого, важно помнить, что к области авторского права относятся программы для ЭВМ, благодаря которым функционируют электронные устройства.
Патентную отрасль можно считать хранилищем решений, способных принести доход их создателю. Изобретение, воплощенное в жизнь, может стать товаром, реализуемым в интернет-магазине. Различная аппаратура для компьютеров и программное обеспечение могут подпадать под действие патентного права. В дополнение ко всему стоит упомянуть средства индивидуализации, активно используемые для продвижения товаров на экономических рынках.
Секреты производства номинально не являются объектами монетизации в интернет-проектах, однако, наряду со средствами индивидуализации, играют непрямую роль в увеличении прибыли от электронной коммерции, например, в случае с продажей товаров, произведенных с использованием секрета производства.
Примеры монетизации интеллектуальной собственности в интернет-проектах

Обсуждая получение выгоды от применения результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации следует отметить, что зависимость этих объектов может быть, как прямой, в случае с продажей книги в электронном формате, так и косвенной, например, при увеличении спроса на товар, с того момента, как покупатели его узнают из-за известного товарного знака.

Отличным образцом монетизации интеллектуальной собственности в интернет-проектах может стать пример торговой компании «Созвездие Красоты», интересы которой довелось представлять юристам «Зуйков и партнеры». В ассортимент электронного магазина выше обозначенной фирмы, помимо различных средств по уходу за кожей, входят устройства, предназначенные для аппаратной косметологии, которые являются результатами интеллектуальной деятельности, запатентованными в соответствии с законодательством РФ, о чем фирма прямо сообщает всем посетителям интернет-сайта.

Известно также большое количество различных интернет-проектов по продаже книжных изданий, кинофильмов, песен и аудиовизуальных произведений. Так, каждый желающий может приобрести на сайте издательства «МИФ» печатный или электронный вариант любой из выпущенных издательством книг.

Что касается продвижения сайтов за счет использования средств индивидуализации, то, помимо прочего, для электронных магазинов, целесообразно приобретение доменного имени сходного со словесным элементом используемого товарного знака. Именно так поступил широко известный производитель молочных продуктов компания «Danon», зарегистрировав на свое имя доменный сайт danone.ru.

[1] Российский рынок интернет-торговли к 2024 году достигнет 2,78 трлн руб.// URL: www.rbc.ru/business/13/03/2019/5c88f46a9a79479761da827d

[2] См. там же

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/12/04/sposoby-monetizacii-intellektualnoj-sobstvennosti-/

Нет комментариев