Сергей Зуйков →  Как сделать из интеллектуальной собственности источник прибыли

Объекты интеллектуальной собственности — это результат творческого, интеллектуального труда человека. Логично предположить, что субъект, в результате чьих умозаключений и стараний такой итог достигнут, хочет каким-либо образом извлечь материальные блага от его применения.
Первым этапом на пути к получению прибыли от использования интеллектуальной собственности однозначно является обеспечение соответствующего режима правовой охраны.

Если это объект, подпадающий под действие авторского или смежных прав, а именно: книга, аудиовизуальная работа, песня и т. п. – то охрана имущественных и неимущественных прав автора возникает автоматически с момента создания произведения и его выражения в объективной форме. Довольно часто возникают споры по доказыванию авторства, поэтому наиболее верным решением станет депонирование экземпляра в целях удостоверения прав создателя объекта и установления даты создания произведения, которая по сути является датой приоритета прав автора.

В случае с патентной отраслью – для признания прав на результат творческого труда его необходимо зарегистрировать в Роспатенте. При этом изобретение, промышленный образец, товарный знак или другой объект должны содержать определенные признаки. Соответствие таким условиям патентоспособности проверяется во время проведения государственной экспертизы. В случае положительного решения ведомства, обладатель результата интеллектуальной деятельности получает патент, удостоверяющий его исключительные и неимущественные права на заявленный объект.

В общих чертах, обеспечение соответствующего режима правовой охраны в отношении результата интеллектуальной деятельности важно как минимум по двум значимым обстоятельствам: во-первых, так правообладатель сможет доказать потенциальным инвесторам и другим лицам подлинность своих полномочий. Во-вторых, законный владелец интеллектуальной собственности вправе запретить другим лицам применение принадлежащего ему объекта, а в случае противоправного использования обратиться в суд с просьбой о защите нарушенных интересов и возмещении нанесенного ущерба.

На втором этапе следует определить, каким способом можно получить прибыль от объекта интеллектуальной собственности. Допустимо выделить следующие виды извлечения выгоды от использования объектов интеллектуальной собственности:

Прямое получение прибыли. Доход достигается непосредственно от эксплуатации самого́ объекта: выручка от продажи литературных произведений, кинопоказов, исполнения песен артистами на концертах и т. п. Обладатель результата творческой деятельности может получать систематический доход, зависящий от популярности созданного произведения.
Ярким примером получения прибыли от использования аудиовизуальных произведений является весьма популярная в современном мире монетизации видео на YouTube канале. Человек снимает видеоролик с желаемым, но при этом допустимым с морально-этической точки зрения содержанием, а затем выкладывает его на своем YouTube канале. Затем подается заявка на участие в партнерской программе сервера. Как только видео станут популярными, автор может получить доход: от рекламы, которая будет включаться до или во время видео; в результате продажи сувенирной продукции, связанной с автором роликов либо от оплаты за право просмотра, в случае если подписка на канал станет платной.
Другим вариантом является получение единовременной выплаты в результате продажи прав на объект по договору отчуждения прав в пользу другого лица, как правило продюсерского центра, занимающегося популяризацией исполнителей или кинокомпании, снимающей различные фильмы.
Доход за счет предоставления права на временное использование объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации третьим лицам. В соответствии с действующим законодательством РФ правообладатель исключительных прав может передать другим лицам право использовать объект по лицензионному договору. Наибольшей популярностью лицензионные соглашения пользуются в области товарных знаков, авторских и смежных прав. Передача прав на использование товарного знака в составе бренда компании также регулируется нормами о договоре коммерческой концессии, иногда именуемого франчайзингом. Главное отличие лицензионного соглашения от договора коммерческой концессии заключается в объеме и круге предоставляемых прав: в последнем случае правообладатель передает правомочия на использование комплекса прав, в которые, помимо прав на товарные знаки, входят также и права на другие объекты интеллектуальной собственности. Одним из ярких примеров получения прибыли от коммерческой концессии может стать история компании KFC, которая предоставляет права на использование собственного бренда по договору франчайзинга другим лицам. Таким образом, фирма расширяет охват территории, увеличивает популярность заведения и получает прибыль от использования нематериальных активов предприятия.
Получение прибыли от использования интеллектуальной собственности в составе комплексного объекта. Примером может стать использование дизайна мебели, охраняемого патентом на промышленный образец. Потребитель приобретает товар, в нашем случае мебель, при создании которого употребляется несколько результатов творческого труда: промышленный образец (выраженный в дизайне изделия), изобретение (им могут быть уникальные по своим показателям пружины в подушках мебели) и т. д.
При использовании ряда объектов интеллектуальной деятельности довольно сложно определить размер дохода, полученного от применения каждого решения по отдельности. Поэтому в подавляющем большинстве компании-производители приобретают у правообладателя интересующего их изобретения исключительные права в полном объеме по договору отчуждения. Таким образом, в отношении физического лица можно говорить о едино разовой выгоде.

Извлечение прибыли за счет привлечения потребителей путем использования средств индивидуализации в составе бренда компании. В таком случае речь идет о применении товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и других средств индивидуализации. Вопреки тому, что объекты создаются в конечном счете человеком или группой людей, в свидетельствах на товарные знаки отсутствует указание авторства. А правовой режим предусматривает возможность обладания правами исключительно в отношении юридических лиц.
Несмотря на тот факт, что доход от использования этих объектов интеллектуальной собственности рассчитать весьма затруднительно, опыт крупных компаний и международных холдингов указывает на прямую взаимосвязь объема выручки и популярности того или иного средства индивидуализации. По этой причине многие компании, обратив внимание на спад популярности в отношении их продукции, проводят так называемый ребрендинг, заключающийся в смене цветового, графического или словесного содержания обозначения. К примеру, всемирно известный бренд Coca Cola, за всю историю существования компании начиная с 1886 года претерпел более 11 ребрендингов.

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/12/05/kak-sdelat-iz-intellektualnoj-sobstvennosti-istoch/

Нет комментариев