Сергей Зуйков →  Интеллектуальная собственность в разрезе семейных отношений

В своих статьях мы рассматриваем различные проблемы в области интеллектуальной собственности, сегодня хотелось бы коснуться темы интеллектуальной собственности в формате семейных отношений.

В частности, наши клиенты нередко задают вопросы – могут ли претендовать супруг/супруга на возникшие права в отношении написанной книги или же получаемых роялти по лицензионному договору?
В данном случае, когда исключительные права правообладателя пересекаются с интересами членов его семьи, — все случаи семейных споров связаны с имуществом и имущественными правами. Конфликт относительно принадлежности исключительных прав может возникнуть при разделе имущества между супругами, в спорах между наследниками. Также, иногда могут возникнуть обстоятельства, когда раздел имущества проводится в силу внешних обстоятельств, например, когда при банкротстве одного из супругов для погашения долгов не хватает его отдельного имущества, и кредитор требует выделить долю должника из общего имущества супругов.

Для того, чтобы определить возможный механизм решения вопроса, необходимо разобраться каким образом семейное законодательство распределяет между супругами исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, полученные одним из супругов во время брака.

П. 3 ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 256 Гражданского кодекса РФ содержат оговорку о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата и не относится к общему имуществу супругов.

То есть, в любом случае обладателем исключительного права будет именно тот из супругов, который создал объект интеллектуальных прав.

Даже если супруги разведутся, исключительное право не будет подлежать разделу.

При распоряжении исключительным правом в отношении объекта авторского права в период брака не требуется согласие второго супруга.

Таким образом, если один из супругов является авторов литературного или аудиовизуального произведения, то возникшее право как авторское, так и имущественное принадлежит только автору и супруг/супруга может иметь притязания на созданный объект только в формате наследования. В дальнейшем, при возможном разделе имущества исключительное право на результат остается за автором-правообладателем, а его супруг вправе претендовать на половину доходов, полученных от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (роялти по лицензии и т.п.).

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года (в редакции от 23.04.2019 г.) «О судебной практике по делам о наследовании», «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом наследодателя, включается в состав наследства без подтверждения какими-либо документами, за исключением случаев, когда названное право признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата (например, в соответствии со статьей 1353 ГК РФ)».

При возникновении спора о принадлежности наследодателю исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, который не подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации (в частности, на произведение науки, литературы, искусства), судам следует учитывать, что факт принадлежности исключительного права конкретному лицу может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ): объяснениями сторон и других лиц, участвующих в деле, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами.

К наследникам авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений переходит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях (статья 1245 ГК РФ).

К наследникам авторов музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, переходит право на вознаграждение за использование их музыкального произведения при публичном исполнении, либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ).

То, что касается наследования исключительно права, например, на товарный знак, то данное право, унаследованное гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть отчуждено им в течение года со дня открытия наследства (за исключением случая, если в течение этого срока он зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя). До истечения этого срока правовая охрана товарного знака, знака обслуживания по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 статьи 1514 ГК РФ, не может быть прекращена.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации переходят к наследникам в пределах оставшейся части срока их действия, продолжительность которого устанавливается ГК РФ и зависит от вида результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а по истечении соответствующего срока результаты интеллектуальной деятельности — произведения науки, литературы, искусства (как обнародованные, так и необнародованные), программы для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, изобретения, полезные модели или промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем — переходят в общественное достояние (статья 1261, статья 1282, пункт 2 статьи 1283, пункт 5 статьи 1318, пункт 3 статьи 1327, статья 1364, статья 1425, пункт 4 статьи 1457 ГК РФ) и могут свободно использоваться в соответствии с ГК РФ любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Вышеуказанное Постановление также подтверждает, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, не входит в общее имущество супругов (абзац четвертый пункта 2 статьи 256 ГК РФ, пункт 3 статьи 36 СК РФ) и наследуется как имущество автора такого результата.

Наследник вправе осуществлять защиту нарушенного исключительного права на произведение любым из способов, перечисленных в статье 12 и пункте 1 статьи 1252 ГК РФ.

Если, с правами полученными в результате создания объекта авторского права ситуация более менее понятна, то каким образом быть с результатами интеллектуальной деятельности, которые не были созданы одним из супругов, а были им приобретены в результате сделки? Относит ли закон к общему имуществу супругов имущественные (исключительные) права на средства индивидуализации, в частности, товарные знаки и коммерческие обозначения? В соответствии с п. 2 ст. 34 СК РФ «общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих их доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.»

Поскольку имущественные права, согласно гражданскому законодательству, включают в себя права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, то можно сделать вывод, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные одним из супругов по сделке, по договору отчуждения, договору авторского заказа и т.д., считаются совместной собственностью супругов.

Отдельного внимания заслуживает брачный договор. Согласно ст.40 СК РФ, брачный договор – это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Согласно ст.42 СК РФ, супруги вправе определить в брачном договоре любые положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Из этого следует вывод, что вполне допустимо в брачном договоре предусмотреть положения, затрагивающие, в том числе, и права на результаты интеллектуальной деятельности, если супруги имеют намерение, например, владеть такими правами совместно.

Согласно п.2. ст.1228 ГК РФ, личные неимущественные права автора (право на имя, право авторства и др.) неотчуждаемы, а любой отказ от таких прав ничтожен. То есть в брачном договоре возможно установление особого режима лишь для имущественного исключительного права, но не для личных неимущественных авторских прав.

Таким образом, вкратце можно резюмировать, что исключительное право на объекты, созданные в браке, принадлежат персонально автору. Однако, брачным договором можно установить иной режим. При этом, в брачном договоре нельзя предусмотреть переход ко второму супругу и совместное владение личными неимущественными правами.

Также, необходимо подчеркнуть, что доходы от объектов, созданных одним из супругов в браке, и полученные им в период брака, являются общим имуществом супругов и распоряжение такими доходами осуществляется супругами по обоюдному согласию.

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/12/10/intellektualnaya-sobstvennost-v-razreze-semejnyh-o/

Нет комментариев