Сергей Зуйков →  Особенности экспертизы товарных знаков, регистрируемых в отношении лекарственных средств

Согласно нормам Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» разработчик лекарственного препарата или владелец регистрационного удостоверения присваивают лекарственному средству торговое наименование. Последнее может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Получение государственного свидетельства на средство индивидуализации позволит правообладателю использовать принадлежащие ему исключительные права в полном объеме.

Виды названий, используемых в отношении лекарственных средств

Если рассматривать торговые наименования лекарственных препаратов с позиции уникальности используемых обозначений, можно выделить следующие виды:

Оригинальные названия, которые состоят из словесных элементов фантазийного характера.
Одним из широко известных лекарственных средств, обособленных фантазийным товарным знаком, является медицинский препарат «Венарус». Зарегистрированное в отношении ЗАО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское» обозначение носит вымышленный характер и содержит указание на сферу воздействия лекарственного средства.[1] Это облегчает потребителю выбор необходимого препарата.
Производные наименования, которые представляют собой словесные элементы, а также их сочетания, косвенно или напрямую указывающие на международное непатентованное название лекарственного препарата или его действующие вещества.
В качестве примера можно привести ранее действовавший товарный знак компании «Spofa—Usines Pharmaceutiques».[2] Обозначение «Ascorutin» было зарегистрировано в отношении лекарственных средств и представляет собой сочетание словесных элементов состоящих из сокращенных названий химических веществ, входящих в их состав: аскорбиновой кислоты и рутинна.
Предложенная выше классификация позволяет частично объяснить специфические требования, предъявляемые к наименованиям медицинских препаратов, охраняемым в виде товарных знаков.

Особенности экспертизы товарных знаков, регистрируемых в отношении лекарственных средств

Товарные знаки, используемые для индивидуализации лекарственных препаратов, предусмотрены 5 классом МКТУ. Согласно положениям Гражданского Кодекса РФ, к таким обозначениям не предъявляется каких-либо дополнительных требований и они, аналогично другим товарным знакам, проходят два этапа проверки на соответствие предъявляемым условиям патентоспособности.

Первый этап — проведение формальной экспертизы: специалисты проверяют наличие необходимых документов и правильность их заполнения.

Второй этап — проведение экспертизы обозначения на соответствие заявленным в ст. 1483 ГК РФ требованиям. На этой стадии существует ряд особенностей, связанных с анализом обозначений, заявленных в отношении лекарственных средств.

Согласно п.1 ст.1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами…».

В отношении лекарственных препаратов могут использоваться торговые наименования и международные непатентованные наименования (сокращенно МНН). Регистрация в качестве товарного знака оригинального названия вполне возможна, в то время как регистрация МНН в качестве товарного знака противоречит пп.1 и пп.2 п.1 ст. 1483 ГК. Таким образом, проверяя обозначение на вопрос соответствия требованиям вышеуказанных пунктов, эксперты уделяют повышенное внимание анализу словесных элементов товарного знака и проводят сравнительную характеристику с существующими на настоящий момент МНН. Помимо этого, стоит отметить, что в случае регистрации комбинированных товарных знаков, в которых присутствуют визуальные элементы, также стоит избегать общепринятых символов. Например, обозначения с изображением знаменитого знака медицины в виде змеи с чашей, могут не пройти экспертную проверку. Либо такой фрагмент, по причине того, что его повсеместно используют в качестве общепринятого символа различные компании в сфере медицины может быть отнесен к неохраняемым элементам.

В соответствии с п.3 ст.1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя...».

Применяя положения этого пункта к товарным знакам, используемым для индивидуализации лекарственных средств, можно отметить особую значимость запрета на регистрацию ложных и способных ввести в заблуждение потребителя обозначений. Тот факт, что товарные знаки применяются в отношении медицинских препаратов, позволяет сделать вывод о наличии потенциальной возможности нанесения вреда здоровью покупателя. Причиной этому могут стать ошибочные умозаключения потребителя. Например, относительно сферы действия препарата или его состава из-за наличия ложных элементов, входящих в товарный знак.

Не допускается также регистрация обозначений, тождественных или сходных до степени смешения со средствами индивидуализации и прочими объектами интеллектуальной собственности, принадлежащими другим правообладателям, зарегистрированным должным образом и обладающим более ранней датой приоритета. В этом случае законодатель отчасти также преследует цель защитить покупателя, который по общему правилу не обладают специфической информацией относительно производителя лекарственных препаратов. В случае регистрации сходных объектов велика вероятность смешения товаров.

В заключение стоит отметить, что все вышеописанные особенности экспертизы обозначений, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков в отношении лекарственных препаратов, обусловлены спецификой индивидуализируемых товаров. А именно: возможностью их воздействия на организм и самочувствие потребителя и опасностью причинения вреда здоровью покупателя в случае введения его в заблуждение либо из-за неверной трактовки сведений, содержащихся в наименовании лекарственного препарата.

[1] См. подробнее информацию о товарном знаке в онлайн поиске товарных знаков «Зуйков и партнеры» // URL: zuykov.com/ru/trademarks/online-search/trademark/874701/;

[2] См. там же // URL: zuykov.com/ru/trademarks/online-search/trademark/797687/.

Источник: zuykov.com/ru/about/articles/2019/12/18/osobennosti-ekspertizy-tovarnyh-znakov-registrirue/

Нет комментариев