Сергей Зуйков → Особенности регистрации договоров коммерческой концессии в Беларуси
Развитие «франчайзинговой сети» в настоящее время стремительно развивается, достаточно активно компании-правообладатели выходят на рынок республики Беларусь, считая его крайне перспективным. Часто, при подготовке договоров и обсуждению деталей сотрудничества с белорусской компанией возникают вопросы, которые необходимо прояснить, посредством определения особенностей договоров данного вида на территории республики Беларусь.
Согласно ст. 910 ГК РБ, под договором франчайзинга понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
В Беларуси, как и в Казахстане, например, используют название «договор франчайзинга». Второе название такого договора — «договор комплексной предпринимательской лицензии». Оно указывает, что передается именно «комплекс прав». В России же франшиза называется договором коммерческой концессии.
То, что касается предмета договора франчайзинга в сравнении с рядом других европейских государств, то можно сказать, что в целом правовое регулирование схоже, однако, есть различия в понимании его предмета и, следовательно, определения договора франчайзинга в целом. В правовых актах США и Англии (Руководство и Типовой контракт о международном франчайзинге), предметом договора выступает передача права пользования франчайзинговой системой, включающей интеллектуальную собственность. Тогда как в Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 года, предметом договора выступает передача лицензионного комплекса, включающего объекты интеллектуальной собственности, деловую репутацию и коммерческий опыт, а также нераскрытую информацию. Товарный знак выступает в качестве основного, но не единственного элемента объекта рассматриваемого договора. В то же время в соответствии с законодательством Беларуси (как впрочем, и Казахстана) таким основным элементом выступает фирменное наименование.
Передача правообладателем права на использование лицензионного комплекса («делового комплекса») по договору франчайзинга осуществляется для его использования в предпринимательской деятельности пользователя. Предоставление права на использование лицензионного комплекса сопряжено с выполнением дополнительных обязательств правообладателя по отношению к пользователю.
Если предоставление права использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), является обязательным элементом лицензионного комплекса, то иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, компьютерные программы и т.д.) могут быть включены в лицензионный комплекс, если это предусмотрено договором франчайзинга.
Таким образом, интересно, что в отличии от Российской Федерации, если в Беларуси передается товарный знак и нераскрытая информация в виде ноу-хау, то франчайзинга такие отношения не создают. Однако, если тот же самый комплекс прав передается правообладателем, который является резидентом Беларуси для использования в России ее резиденту, то эти взаимоотношения уже могут быть квалифицированы как франшиза.
Данная особенность не вполне привычна для России, т.к. фирменное наименование правообладателя, зачастую мало известно потребителям и не содержит товарного знака. Поэтому для российской компании передача фирменного наименования может быть просто формальностью. Более того, включение фирменного наименования в состав обязательных элементов франшизы лишает возможность индивидуальных предпринимателей выступать в качестве лица предоставляющего право пользования, т.к. по законодательству республики Беларусь, ИП не может иметь фирменное наименование.
В РФ понятием, идентифицирующим деятельность коммерческой организации является коммерческое обозначение, но не фирменное наименование.
Также, на практике могут возникать ситуации, когда на стороне правообладателя выступают несколько лиц (например, в случае уступки первоначальным правообладателем прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности, входящие в лицензионный комплекс, индивидуальному предпринимателю, что дает ему возможность стать правообладателем данного объекта при множественности лиц на стороне первоначального правообладателя). Тем не менее, согласно вышеизложенным доводам, индивидуальный предприниматель стороной договора франчайзинга выступать не может. Поэтому, зачастую данное положение вызывает вопросы и может быть подвергнуто дальнейшей корректировке.
В данном контексте более предпочтительным является подход, закрепленный в российском законодательстве. В соответствии со ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным элементом передаваемого комплекса прав является право на товарный знак. Фирменное наименование в силу ст. 1474 ГК Российской Федерации вообще не может быть передано для использования. Кроме этого, в российском законодательстве есть понятие коммерческого обозначения, которое может принадлежать юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим, которым предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность) и индивидуальным предпринимателям, и которое может также входить в состав передаваемого лицензионного комплекса.
Согласно гражданскому законодательству республики Беларусь, договор франчайзинга также должен иметь указание на сферу деятельности, может предусматривать использование лицензионного комплекса в определенном объеме, с установлением минимального и/или максимального объема использования, а также с указанием или без указания территории использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.
Интересной особенностью является условие, касающееся срока договора франчайзинга. Согласно п. 1 ст. 910 ГК правообладатель может предоставить для использования лицензионный комплекс на определенный в договоре франчайзинга срок или без указания срока. Следует учитывать положения нормы ст. 910-11 ГК, согласно которой каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
Процедура регистрации договоров франчайзинга регламентирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 N 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и Инструкцией о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 N 6.
В законодательстве Республики Беларусь отсутствует указание на последствия не регистрации договора франчайзинга в патентном органе. Однако, исходя из комплексного анализа правовых норм, можно сделать вывод, что к незарегистрированному договору франчайзинга могут быть применены последствия, предусмотренные п. 1 ст. 166 ГК РБ, и договор франчайзинга будет считаться ничтожным.
Таким образом, при планировании сотрудничества и обсуждении договорной схемы с белорусским партнером, следует принимать во внимание вышеизложенные особенности, для того, чтобы процесс подготовки и регистрации договора франчайзинга прошел без непредвиденных осложнений.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/01/14/osobennosti-registracii-dogovorov-kommercheskoj-ko/
Согласно ст. 910 ГК РБ, под договором франчайзинга понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
В Беларуси, как и в Казахстане, например, используют название «договор франчайзинга». Второе название такого договора — «договор комплексной предпринимательской лицензии». Оно указывает, что передается именно «комплекс прав». В России же франшиза называется договором коммерческой концессии.
То, что касается предмета договора франчайзинга в сравнении с рядом других европейских государств, то можно сказать, что в целом правовое регулирование схоже, однако, есть различия в понимании его предмета и, следовательно, определения договора франчайзинга в целом. В правовых актах США и Англии (Руководство и Типовой контракт о международном франчайзинге), предметом договора выступает передача права пользования франчайзинговой системой, включающей интеллектуальную собственность. Тогда как в Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 года, предметом договора выступает передача лицензионного комплекса, включающего объекты интеллектуальной собственности, деловую репутацию и коммерческий опыт, а также нераскрытую информацию. Товарный знак выступает в качестве основного, но не единственного элемента объекта рассматриваемого договора. В то же время в соответствии с законодательством Беларуси (как впрочем, и Казахстана) таким основным элементом выступает фирменное наименование.
Передача правообладателем права на использование лицензионного комплекса («делового комплекса») по договору франчайзинга осуществляется для его использования в предпринимательской деятельности пользователя. Предоставление права на использование лицензионного комплекса сопряжено с выполнением дополнительных обязательств правообладателя по отношению к пользователю.
Если предоставление права использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), является обязательным элементом лицензионного комплекса, то иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, компьютерные программы и т.д.) могут быть включены в лицензионный комплекс, если это предусмотрено договором франчайзинга.
Таким образом, интересно, что в отличии от Российской Федерации, если в Беларуси передается товарный знак и нераскрытая информация в виде ноу-хау, то франчайзинга такие отношения не создают. Однако, если тот же самый комплекс прав передается правообладателем, который является резидентом Беларуси для использования в России ее резиденту, то эти взаимоотношения уже могут быть квалифицированы как франшиза.
Данная особенность не вполне привычна для России, т.к. фирменное наименование правообладателя, зачастую мало известно потребителям и не содержит товарного знака. Поэтому для российской компании передача фирменного наименования может быть просто формальностью. Более того, включение фирменного наименования в состав обязательных элементов франшизы лишает возможность индивидуальных предпринимателей выступать в качестве лица предоставляющего право пользования, т.к. по законодательству республики Беларусь, ИП не может иметь фирменное наименование.
В РФ понятием, идентифицирующим деятельность коммерческой организации является коммерческое обозначение, но не фирменное наименование.
Также, на практике могут возникать ситуации, когда на стороне правообладателя выступают несколько лиц (например, в случае уступки первоначальным правообладателем прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности, входящие в лицензионный комплекс, индивидуальному предпринимателю, что дает ему возможность стать правообладателем данного объекта при множественности лиц на стороне первоначального правообладателя). Тем не менее, согласно вышеизложенным доводам, индивидуальный предприниматель стороной договора франчайзинга выступать не может. Поэтому, зачастую данное положение вызывает вопросы и может быть подвергнуто дальнейшей корректировке.
В данном контексте более предпочтительным является подход, закрепленный в российском законодательстве. В соответствии со ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным элементом передаваемого комплекса прав является право на товарный знак. Фирменное наименование в силу ст. 1474 ГК Российской Федерации вообще не может быть передано для использования. Кроме этого, в российском законодательстве есть понятие коммерческого обозначения, которое может принадлежать юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим, которым предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность) и индивидуальным предпринимателям, и которое может также входить в состав передаваемого лицензионного комплекса.
Согласно гражданскому законодательству республики Беларусь, договор франчайзинга также должен иметь указание на сферу деятельности, может предусматривать использование лицензионного комплекса в определенном объеме, с установлением минимального и/или максимального объема использования, а также с указанием или без указания территории использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности.
Интересной особенностью является условие, касающееся срока договора франчайзинга. Согласно п. 1 ст. 910 ГК правообладатель может предоставить для использования лицензионный комплекс на определенный в договоре франчайзинга срок или без указания срока. Следует учитывать положения нормы ст. 910-11 ГК, согласно которой каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.
Процедура регистрации договоров франчайзинга регламентирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 N 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и Инструкцией о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 N 6.
В законодательстве Республики Беларусь отсутствует указание на последствия не регистрации договора франчайзинга в патентном органе. Однако, исходя из комплексного анализа правовых норм, можно сделать вывод, что к незарегистрированному договору франчайзинга могут быть применены последствия, предусмотренные п. 1 ст. 166 ГК РБ, и договор франчайзинга будет считаться ничтожным.
Таким образом, при планировании сотрудничества и обсуждении договорной схемы с белорусским партнером, следует принимать во внимание вышеизложенные особенности, для того, чтобы процесс подготовки и регистрации договора франчайзинга прошел без непредвиденных осложнений.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/01/14/osobennosti-registracii-dogovorov-kommercheskoj-ko/
Нет комментариев