Виктория Бергман → Двигатель раздора: неисправность ДВС довела до суда
В новом автомобиле через два года эксплуатации отказал двигатель, после чего и продавец, и покупатель – юридические лица – заказали по экспертизе. Согласно экспертизе покупателя, возникшая неисправность имеет производственный характер. Однако по заключению продавца, виноват водитель, который неправильно эксплуатировал машину. Разногласие перешло в судебную плоскость. Ознакомившись с позициями сторон, суд назначил автотехническую экспертизу, которая не смогла дать четкого ответа о причинах неисправности, но в вероятностной форме «намекнула» на эксплуатационный характер. Точки над «и» расставила рецензия.
В 2015 году ОАО «Банк Лизинг» заключило договор с ООО «Гуд-Авто», в рамках которого приобрело автомобиль KIA XM FL Sorento у ООО «Автопарк» (все названия изменены). Также между «Гуд-Авто» и «Автопарком» был заключен договор на техническое обслуживание автомобиля. По условиям контракта, гарантийный срок эксплуатации машины составлял 5 лет или 150 тыс. км пробега. Продавец гарантировал, что иномарка технически исправна и пригодна для использования.
В период эксплуатации с февраля 2015 года по декабрь 2016-го были обнаружены и подтверждены существенные недостатки и неисправности машины, а после — проведены гарантийно-ремонтные работы. Тогда же руководство «Гуд-Авто» отмечало, что длинный список недостатков говорит о некачественной сборке и некачественных комплектующих. Поскольку автомобиль принадлежит компании, она несет существенные материальные потери, в том числе, и в виде налогов. ООО «Гуд-Авто» неоднократно обращалось в «Автопарк» с требованием заменить автомобиль, но каждый раз неизменно получало отказ. По мнению руководства «Автопарка», все перечисленные недостатки носят эксплуатационный характер.
В июле 2017 года во время движения по трассе двигатель автомобиля внезапно заглох, и в салон повалил дым. Водитель сразу же остановил машину, а затем, открыв капот, увидел возгорание. К счастью, оно было своевременно потушено.
ООО «Гуд-Авто» инициировало проведение независимой экспертизы в сентябре 2017 года. Согласно выводам, неисправность ДВС имеет производственный характер. В октябре 2017 года ООО «Автопарк» заказал свою экспертизу, по результатам которой выяснилось, что причины неисправности двигателя имеют эксплуатационный характер. Компания «Гуд-Авто» обратилась в суд.
В августе 2018 года в рамках дела о взыскании 1,7 млн руб. была назначена автотехническая экспертиза. Специалисту поручалось выяснить, исправен ли автомобиль KIA XM FL Sorento, и, если нет, являются ли причинами недостатков эксплуатационные повреждения или это причины производственного характера.
В помещении ООО «Автопарк» был произведен предварительный осмотр автомобиля и деталей его силового агрегата. Через два месяца был проведен дополнительный осмотр узлов и отбор деталей для лабораторного исследования.
Согласно копии техпаспорта, автомобиль выпущен в 2014 году. В сервисной книжке были указаны следующие неисправности: неисправность АКБ, не работают некоторые кнопки бортового компьютера, посторонний звук при работе мультимедиа, скрежет сзади в районе колеса, разрыв пыльника заднего амортизатора, не заводится автомобиль, течь в районе молдинга лобового стекла, течь масла, гул после замены подшипников и пр. В представленных материалах есть акт экспертного обследования, в котором сказано, что автомобиль представлен к осмотру с демонтированным двигателем. Обследование ДВС показало, что причиной выхода его из строя явилось значительное превышение максимально допустимых оборотов при эксплуатации автомобиля, вызванное действиями водителя. Также были установлены механические повреждения двигателя. В том же обследовании сказано, что причиной разрушения деталей ШПГ третьего цилиндра является нарушение режима работы гидродинамического подшипника скольжения в соединении «коленвал – шатун». Следствием этого явилось увеличение тепловой нагрузки и зазора в сопрягаемых поверхностях. Повреждение возникло в результате эксплуатации двигателя в период гарантийного обслуживания и относится к производственному недостатку.
Согласно осмотру, проводимому в августе 2018 года, комплектующие салона явных неисправностей не имеют, признаков попадания жидкости в салон не выявлено, органы управления смонтированы штатно и находятся в исправном состоянии. Значительных механических повреждений наружных элементов и комплектующих деталей кузова не выявлено. Признаки внесения изменений в транспортную конструкцию отсутствуют. Комплектующие детали и узлы кузова закреплены штатно.
Осмотр моторного отсека и всех узлов автомобиля показал, что была разрушена третья шатунно-поршневая группа с многочисленным фрагментарным разделением шатуна и поршня, повреждением шатунной шейки коленвала и последующим развитием вторичных неисправностей. Также произошло сквозное повреждение блока цилиндров и излом корпуса балансирных валов. Это, в свою очередь, способствовало выбросу моторного масла из картера ДВС и его попаданию во время движения на детали выпускной системы, наружные поверхности панелей пола и накладки, а также другие части машины.
В результате исследования установлено, что машина имеет многочисленные механические повреждения полимерных накладок в нижней части, разрушение деталей ДВС. С технической точки зрения повреждения накладок не оказывают влияния на ходовые качества автомобиля. Но при отказе двигателя использование автомобиля невозможно. Состояние машины квалифицируется как неработоспособное. Повреждения полимерных накладок имеют эксплуатационный характер. Они образовались в результате механического взаимодействия накладок с более прочными объектами. Чтобы определить причину отказа ДВС, по мнению эксперта, нужно выяснить причину первичной неисправности – излома шатуна третьей шатунно-поршневой группы. Наиболее вероятной причиной является попадание в камеру сгорания 3 цилиндра жидкости в объеме, сопоставимом с объемом камеры сгорания через систему впуска. Это говорит об эксплуатационном характере недостатка.
В то же время эксперт отмечает, что его ответ носит вероятностный характер, потому что при деформированном шатуне отсутствуют какие-либо сопутствующие признаки работы двигателя. Единственным альтернативным вариантом является маловероятное наличие производственного дефекта шатуна или крепления крышки нижней головки.
В январе 2019 года на основании определения суда была проведена рецензия на экспертизу.
По словам рецензента, с технической точки зрения, жидкость, попадающая при гидроударе через общую для всех цилиндров систему впуска воздуха (воздушный ресивер), одновременно попадает и в несколько цилиндров. В большинстве случаев это приводит к повреждениям шатунов, из которых первым ломается самый гнутый. В соответствии с этим, шатуны в других цилиндрах также должны иметь характерные следы деформации. В ряде случаев такие следы могут быть не обнаружены путем только визуального осмотра и требуют дополнительной проверки с использованием средств измерений. Следовательно, повреждения на других шатунах являются одним из признаков гидроудара.
Результаты замеров, указанные экспертом и свидетельствующие о смещении поршневых колец 3 цилиндра по сравнению с кольцами 4 цилиндра в направлении НМТ, противоречат результатам осмотра и сделанным выводам об отсутствии отклонения в ширине жаровых поясов. Данное противоречие является существенным и не позволяет сделать достоверный и объективный вывод о причинах выявленных недостатков и характере возникновения повреждений двигателя. Однако, несмотря на отсутствие характерных признаков для гидроудара, эксперт почему-то решил сделать несостоятельный вывод.
Анализ заключения показал, что оно не отвечает критериям объективности, всесторонности и полноты. Исследование проведено поверхностно и содержит внутренние противоречия. Вывод, полученный в результате, в достаточной мере не обоснован и вызывает сомнение в правильности. В целом, экспертиза выполнена с нарушениями действующего законодательства: ст.8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», — что является основанием для назначения повторной автотехнической экспертизы.
Заключение рецензента передано на ознакомление в суд.
Больше информации о рецензиях: recense.exprus.ru
В 2015 году ОАО «Банк Лизинг» заключило договор с ООО «Гуд-Авто», в рамках которого приобрело автомобиль KIA XM FL Sorento у ООО «Автопарк» (все названия изменены). Также между «Гуд-Авто» и «Автопарком» был заключен договор на техническое обслуживание автомобиля. По условиям контракта, гарантийный срок эксплуатации машины составлял 5 лет или 150 тыс. км пробега. Продавец гарантировал, что иномарка технически исправна и пригодна для использования.
В период эксплуатации с февраля 2015 года по декабрь 2016-го были обнаружены и подтверждены существенные недостатки и неисправности машины, а после — проведены гарантийно-ремонтные работы. Тогда же руководство «Гуд-Авто» отмечало, что длинный список недостатков говорит о некачественной сборке и некачественных комплектующих. Поскольку автомобиль принадлежит компании, она несет существенные материальные потери, в том числе, и в виде налогов. ООО «Гуд-Авто» неоднократно обращалось в «Автопарк» с требованием заменить автомобиль, но каждый раз неизменно получало отказ. По мнению руководства «Автопарка», все перечисленные недостатки носят эксплуатационный характер.
В июле 2017 года во время движения по трассе двигатель автомобиля внезапно заглох, и в салон повалил дым. Водитель сразу же остановил машину, а затем, открыв капот, увидел возгорание. К счастью, оно было своевременно потушено.
ООО «Гуд-Авто» инициировало проведение независимой экспертизы в сентябре 2017 года. Согласно выводам, неисправность ДВС имеет производственный характер. В октябре 2017 года ООО «Автопарк» заказал свою экспертизу, по результатам которой выяснилось, что причины неисправности двигателя имеют эксплуатационный характер. Компания «Гуд-Авто» обратилась в суд.
В августе 2018 года в рамках дела о взыскании 1,7 млн руб. была назначена автотехническая экспертиза. Специалисту поручалось выяснить, исправен ли автомобиль KIA XM FL Sorento, и, если нет, являются ли причинами недостатков эксплуатационные повреждения или это причины производственного характера.
В помещении ООО «Автопарк» был произведен предварительный осмотр автомобиля и деталей его силового агрегата. Через два месяца был проведен дополнительный осмотр узлов и отбор деталей для лабораторного исследования.
Согласно копии техпаспорта, автомобиль выпущен в 2014 году. В сервисной книжке были указаны следующие неисправности: неисправность АКБ, не работают некоторые кнопки бортового компьютера, посторонний звук при работе мультимедиа, скрежет сзади в районе колеса, разрыв пыльника заднего амортизатора, не заводится автомобиль, течь в районе молдинга лобового стекла, течь масла, гул после замены подшипников и пр. В представленных материалах есть акт экспертного обследования, в котором сказано, что автомобиль представлен к осмотру с демонтированным двигателем. Обследование ДВС показало, что причиной выхода его из строя явилось значительное превышение максимально допустимых оборотов при эксплуатации автомобиля, вызванное действиями водителя. Также были установлены механические повреждения двигателя. В том же обследовании сказано, что причиной разрушения деталей ШПГ третьего цилиндра является нарушение режима работы гидродинамического подшипника скольжения в соединении «коленвал – шатун». Следствием этого явилось увеличение тепловой нагрузки и зазора в сопрягаемых поверхностях. Повреждение возникло в результате эксплуатации двигателя в период гарантийного обслуживания и относится к производственному недостатку.
Согласно осмотру, проводимому в августе 2018 года, комплектующие салона явных неисправностей не имеют, признаков попадания жидкости в салон не выявлено, органы управления смонтированы штатно и находятся в исправном состоянии. Значительных механических повреждений наружных элементов и комплектующих деталей кузова не выявлено. Признаки внесения изменений в транспортную конструкцию отсутствуют. Комплектующие детали и узлы кузова закреплены штатно.
Осмотр моторного отсека и всех узлов автомобиля показал, что была разрушена третья шатунно-поршневая группа с многочисленным фрагментарным разделением шатуна и поршня, повреждением шатунной шейки коленвала и последующим развитием вторичных неисправностей. Также произошло сквозное повреждение блока цилиндров и излом корпуса балансирных валов. Это, в свою очередь, способствовало выбросу моторного масла из картера ДВС и его попаданию во время движения на детали выпускной системы, наружные поверхности панелей пола и накладки, а также другие части машины.
В результате исследования установлено, что машина имеет многочисленные механические повреждения полимерных накладок в нижней части, разрушение деталей ДВС. С технической точки зрения повреждения накладок не оказывают влияния на ходовые качества автомобиля. Но при отказе двигателя использование автомобиля невозможно. Состояние машины квалифицируется как неработоспособное. Повреждения полимерных накладок имеют эксплуатационный характер. Они образовались в результате механического взаимодействия накладок с более прочными объектами. Чтобы определить причину отказа ДВС, по мнению эксперта, нужно выяснить причину первичной неисправности – излома шатуна третьей шатунно-поршневой группы. Наиболее вероятной причиной является попадание в камеру сгорания 3 цилиндра жидкости в объеме, сопоставимом с объемом камеры сгорания через систему впуска. Это говорит об эксплуатационном характере недостатка.
В то же время эксперт отмечает, что его ответ носит вероятностный характер, потому что при деформированном шатуне отсутствуют какие-либо сопутствующие признаки работы двигателя. Единственным альтернативным вариантом является маловероятное наличие производственного дефекта шатуна или крепления крышки нижней головки.
В январе 2019 года на основании определения суда была проведена рецензия на экспертизу.
По словам рецензента, с технической точки зрения, жидкость, попадающая при гидроударе через общую для всех цилиндров систему впуска воздуха (воздушный ресивер), одновременно попадает и в несколько цилиндров. В большинстве случаев это приводит к повреждениям шатунов, из которых первым ломается самый гнутый. В соответствии с этим, шатуны в других цилиндрах также должны иметь характерные следы деформации. В ряде случаев такие следы могут быть не обнаружены путем только визуального осмотра и требуют дополнительной проверки с использованием средств измерений. Следовательно, повреждения на других шатунах являются одним из признаков гидроудара.
Результаты замеров, указанные экспертом и свидетельствующие о смещении поршневых колец 3 цилиндра по сравнению с кольцами 4 цилиндра в направлении НМТ, противоречат результатам осмотра и сделанным выводам об отсутствии отклонения в ширине жаровых поясов. Данное противоречие является существенным и не позволяет сделать достоверный и объективный вывод о причинах выявленных недостатков и характере возникновения повреждений двигателя. Однако, несмотря на отсутствие характерных признаков для гидроудара, эксперт почему-то решил сделать несостоятельный вывод.
Анализ заключения показал, что оно не отвечает критериям объективности, всесторонности и полноты. Исследование проведено поверхностно и содержит внутренние противоречия. Вывод, полученный в результате, в достаточной мере не обоснован и вызывает сомнение в правильности. В целом, экспертиза выполнена с нарушениями действующего законодательства: ст.8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», — что является основанием для назначения повторной автотехнической экспертизы.
Заключение рецензента передано на ознакомление в суд.
Больше информации о рецензиях: recense.exprus.ru
Нет комментариев