Сергей Зуйков → БАДы - что это такое с точки зрения регистрации товарного знака
В России отсутствует единый нормативный акт, подробно описывающий правовой режим использования и создания БАДов. В качестве законодательной базы, регулирующей общественные отношения в этой области, можно указать: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ «О рекламе», различные акты Роспотребнадзора и другие.
Определение термина «биологически активные добавки» содержится в ст.1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: «…природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов».[1]
Правовой источник и содержание понятия позволяют сделать вывод о том, что БАДы не относятся к категории лекарственных средств, но многие потребители полагают иначе. Причиной этому служит недобросовестная деятельность производителей и распространителей добавок. Некоторые компании стараются сделать все для того, чтобы у покупателей сложилось представление о БАДе как о товаре, обладающем лекарственными качествами и способном вылечить различные заболевания. Отсутствие строго регламентированного порядка производства, распространения и реализации БАД ухудшает положение, давая правонарушителям уверенность в безнаказанности и недоказуемости противоправности поведения.
В связи с этим большое значение при регистрации товарного знака имеет непосредственно отсутствие риска введения потребителя в заблуждение относительно природы БАДа, который по своей сути является дополнением к пище, но не лекарственным препаратом. Важность этого подтверждает и факт наличия в ст.25 ФЗ «О рекламе» ограничений, предъявляемых к рекламе таких товаров: «Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами».[2]
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дополнительного контроля при регистрации и использовании товарных знаков в отношении БАД. Несмотря на повышенный риск смешения БАДов и лекарственных средств, они относятся к одной и той же категории товаров по классификации МКТУ: «05 класс. Фармацевтические препараты». Это может вызвать ряд затруднений при использовании обозначений, повышая риск смешения товаров в сознании потребителя.
А также сложности могут возникнуть в случае регистрации тождественных наименований БАДов. В соответствии с законодательством РФ, регистрация отдельных видов продукции, в том числе БАДов, входит в круг полномочий Роспотребнадзора.[3] БАДы, которые впервые вводятся в производство или впервые ввозятся на территорию России нужно зарегистрировать под используемым наименованием в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию. Впоследствии такое название может стать товарным знаком, что позволит, как усилить используемое обозначение, в случае, когда оно будет принадлежать изготовителю БАД, так и ослабить и нанести урон истинному производителю, если исключительные права на средство индивидуализации получит другое лицо, не производящее эту добавку и не регистрировавшее ее в Реестре. Во время проверки обозначения на предмет охраноспособности специалисты Роспатента с помощью общедоступной системы поиска зарегистрированных БАДов, проверяют наличие тождественных названий, содержащихся в Реестре.[4] Это позволяет максимально сократить случаи злонамеренной регистрации тождественных обозначений, однако, как показывает судебная практика, такие обозначения все же иногда получают правовую охрану и действуют до момента признания их недействительными.
Как известно, регистрация тождественных обозначений возможна, когда они заявлены для использования в разных классах МКТУ и не используются в отношении однородных товаров. К сожалению, недобросовестные конкуренты подают заявления на регистрацию тождественных товарных знаков в отношении других классов МКТУ и в случае получения правовой охраны начинают активно использовать обозначение для распространения поддельных БАДов или других товаров с таким обозначением, рассчитывая на правовую неосведомленность законного правообладателя товарного знака. Например, помимо 05 класса МКТУ, в котором указаны биологически активные добавки, в перечне 30 класса МКТУ содержится указание на «добавки вспомогательные, предназначенные для улучшения вкусовых качеств пищевых продуктов», а также в этот класс входит такой продукт, как чай. Так, лицо может зарегистрировать товарный знак, полностью повторяющий наименование БАД и начать распространение чаев с таким названием, а потребители будут ошибочно полагать, что он по своим свойствам и составу сходен с известной БАД.
В завершение рассматриваемой темы можно сделать следующий вывод: товарный знак, регистрируемый в отношении БАД, как и любой другой товарный знак может состоять из различных элементов (словесных, визуальных и т. Д.) и должен соответствовать условиям охраноспособности. При этом отличительными чертами средств индивидуализации, используемых в отношении БАДов должны быть: максимально низкий риск введения в заблуждение потребителей относительно природы происхождения БАД, его свойств и характера воздействия на организм человека, а также не тождественность обозначениям, используемым в отношении лекарственных средств и названиям БАД зарегистрированным в официальном реестре Роспотребнадзора.
[1]Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе»;
[3]Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
[4] См. подробнее: fp.crc.ru/gosregfr/?oper=s&type=max&text_prodnm=%E1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8+%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF+%E4%EE%E1%E0%E2%EA%E0&text_ff_firm=&text_firmget=&text_firmmade=&text_usearea=&text_gighark=&text_n_state=&text_n_org=&text_n_otdel=&text_n_okp=&text_n_type=%D3&text_n_currnumb=&text_n_char=&text_n_year=&text_serialnumb=
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/01/20/bady-chto-eto-takoe-s-tochki-zreniya-registracii-t/
Определение термина «биологически активные добавки» содержится в ст.1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: «…природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов».[1]
Правовой источник и содержание понятия позволяют сделать вывод о том, что БАДы не относятся к категории лекарственных средств, но многие потребители полагают иначе. Причиной этому служит недобросовестная деятельность производителей и распространителей добавок. Некоторые компании стараются сделать все для того, чтобы у покупателей сложилось представление о БАДе как о товаре, обладающем лекарственными качествами и способном вылечить различные заболевания. Отсутствие строго регламентированного порядка производства, распространения и реализации БАД ухудшает положение, давая правонарушителям уверенность в безнаказанности и недоказуемости противоправности поведения.
В связи с этим большое значение при регистрации товарного знака имеет непосредственно отсутствие риска введения потребителя в заблуждение относительно природы БАДа, который по своей сути является дополнением к пище, но не лекарственным препаратом. Важность этого подтверждает и факт наличия в ст.25 ФЗ «О рекламе» ограничений, предъявляемых к рекламе таких товаров: «Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами».[2]
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дополнительного контроля при регистрации и использовании товарных знаков в отношении БАД. Несмотря на повышенный риск смешения БАДов и лекарственных средств, они относятся к одной и той же категории товаров по классификации МКТУ: «05 класс. Фармацевтические препараты». Это может вызвать ряд затруднений при использовании обозначений, повышая риск смешения товаров в сознании потребителя.
А также сложности могут возникнуть в случае регистрации тождественных наименований БАДов. В соответствии с законодательством РФ, регистрация отдельных видов продукции, в том числе БАДов, входит в круг полномочий Роспотребнадзора.[3] БАДы, которые впервые вводятся в производство или впервые ввозятся на территорию России нужно зарегистрировать под используемым наименованием в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию. Впоследствии такое название может стать товарным знаком, что позволит, как усилить используемое обозначение, в случае, когда оно будет принадлежать изготовителю БАД, так и ослабить и нанести урон истинному производителю, если исключительные права на средство индивидуализации получит другое лицо, не производящее эту добавку и не регистрировавшее ее в Реестре. Во время проверки обозначения на предмет охраноспособности специалисты Роспатента с помощью общедоступной системы поиска зарегистрированных БАДов, проверяют наличие тождественных названий, содержащихся в Реестре.[4] Это позволяет максимально сократить случаи злонамеренной регистрации тождественных обозначений, однако, как показывает судебная практика, такие обозначения все же иногда получают правовую охрану и действуют до момента признания их недействительными.
Как известно, регистрация тождественных обозначений возможна, когда они заявлены для использования в разных классах МКТУ и не используются в отношении однородных товаров. К сожалению, недобросовестные конкуренты подают заявления на регистрацию тождественных товарных знаков в отношении других классов МКТУ и в случае получения правовой охраны начинают активно использовать обозначение для распространения поддельных БАДов или других товаров с таким обозначением, рассчитывая на правовую неосведомленность законного правообладателя товарного знака. Например, помимо 05 класса МКТУ, в котором указаны биологически активные добавки, в перечне 30 класса МКТУ содержится указание на «добавки вспомогательные, предназначенные для улучшения вкусовых качеств пищевых продуктов», а также в этот класс входит такой продукт, как чай. Так, лицо может зарегистрировать товарный знак, полностью повторяющий наименование БАД и начать распространение чаев с таким названием, а потребители будут ошибочно полагать, что он по своим свойствам и составу сходен с известной БАД.
В завершение рассматриваемой темы можно сделать следующий вывод: товарный знак, регистрируемый в отношении БАД, как и любой другой товарный знак может состоять из различных элементов (словесных, визуальных и т. Д.) и должен соответствовать условиям охраноспособности. При этом отличительными чертами средств индивидуализации, используемых в отношении БАДов должны быть: максимально низкий риск введения в заблуждение потребителей относительно природы происхождения БАД, его свойств и характера воздействия на организм человека, а также не тождественность обозначениям, используемым в отношении лекарственных средств и названиям БАД зарегистрированным в официальном реестре Роспотребнадзора.
[1]Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе»;
[3]Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
[4] См. подробнее: fp.crc.ru/gosregfr/?oper=s&type=max&text_prodnm=%E1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8+%E0%EA%F2%E8%E2%ED%E0%FF+%E4%EE%E1%E0%E2%EA%E0&text_ff_firm=&text_firmget=&text_firmmade=&text_usearea=&text_gighark=&text_n_state=&text_n_org=&text_n_otdel=&text_n_okp=&text_n_type=%D3&text_n_currnumb=&text_n_char=&text_n_year=&text_serialnumb=
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/01/20/bady-chto-eto-takoe-s-tochki-zreniya-registracii-t/
Нет комментариев