Сергей Зуйков → Использование произведения изобразительного искусства на упаковке товара
Практически каждый из нас задавался вопросом о возможности использования известных произведений изобразительного искусства на упаковке товара. Очевидно, что объект авторского права охраняется в течение определенного срока, установленного законодательством.
В соответствии со статьей 7 Бернской конвенции «(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
(6) Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами.»
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – «ГК РФ») установлен срок действия исключительного права на произведение в 70 лет.
В настоящей статье предлагается рассмотреть ситуацию, при которой хозяйствующий субъект намерен использовать на упаковках продукции фрагменты произведений изобразительного искусства, срок действия исключительного права на которые истек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1227 ГК РФ «Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.»
В соответствии с пунктом 1 статьи 1282 ГК РФ «После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, (пункт 2 статья 1282 ГК РФ).
В силу абзацев 2 и 3 статьи 53 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1 (далее – «Основы законодательства о культуре») «Предприятия, предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.»
В соответствии со статьей 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (далее – «Закон о музеях»)«Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций (абзац 2 названного Закона).
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев (абзац 3 названного Закона).»
В соответствии с Законом о музеях Музейный фонд представляет собой совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением определенных ограничений.
Включение музейных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры после проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Гражданский оборот составляющих музейный фонд объектов допускается только с соблюдением ограничений, установленных Законом о музеях. В соответствии с пунктом 2 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 (далее – «Положение») в состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении ни находятся; а также приобретаемые после вступления в силу Закона о музеях государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от формы приобретения.
Пунктом 3 вышеназванного Положения установлено, что в федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) до принятия Закона о музеях независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР) и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 4 указанного Положения установлено, что от имени Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
Отсутствие установленного порядка заключения договоров на предоставление третьим лицам прав на использование в коммерческих целях воспроизведений объектов из состава Музейного фонда Российской Федерации не исключает реализации установленного действующим законодательством правомочия музея и не может являться основанием для произвольного использования воспроизведений этих объектов.и не может исключать действие статьи 36 Закона о Музейном фонде РФ, то есть каким-либо образом ограничивать право музея.
С учетом приведенных норм права можно сделать вывод о том, что для целей коммерческого использования произведения, находящегося в Музейном фонде Российской Федерации, необходимо получить разрешение
Несмотря на то, что музей не является обладателем исключительного права на произведение, воспроизведение картины может быть признано нарушением права музея как владельца картины, включенной в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящейся на хранении в музее.
Статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ. Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абзац 3 статьи 12 ГК РФ).
Данный способ защиты предполагает необходимость доказать законность положения, которое истец желает восстановить, а также то обстоятельство, что прежнее (существовавшее ранее) положение кем-то нарушено и (или) продолжает нарушаться.
При таких обстоятельствах исходя из буквального толкования одного из перечисленных в статье 12 ГК РФ способов защиты прав, а именно пресечение действий, нарушающих право, пресечение действий по использованию изображения картины следует признать, что под реализацией этого способа защиты имеется в виду прекращение нарушения, носящего длящийся характер и имеющего место на момент вынесения судебного акта.
Учитывая функции, цели и предмет деятельности музея, который в силу возложенных на него обязанностей должен обеспечивать учет, хранение, сохранность музейных предметов и музейных коллекций), полагаем, что музей, будучи наделенным правом заключать с третьими лицами гражданско-правовые договоры на использование в коммерческих целях воспроизведений из состава Музейного фонда Российской Федерации, одновременно с этим наделен частно-публичным правомочием по обращению в суд с иском о запрещении такого использования, если оно происходит без согласия музея.
На музей, в коллекции которого находится соответствующий объект Музейного фонда Российской Федерации, законодателем возложена регулятивная функция, целью которой является создание условий, направленных на исключение возможности произвольного использования в коммерческих целях воспроизведений объектов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, лицами, которые таким использованием могут наносить ущерб Музейному фонду Российской Федерации посредством формирования негативных ассоциаций с произведениями искусства.
В случае инициирования спора суд может признать, что требование музея направлено на пресечение действий ответчика по использованию воспроизведения картины в предпринимательской деятельности без согласия музея, нарушающих права музея, предусмотренные статьей 36 Закона о музеях и статьей 53 Основ законодательства о культуре.
Использование способов защиты гражданских прав, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту права (статьи 12, 14 ГК РФ), отвечает существу нарушенного нематериального права и характеру последствий этого нарушения.
Таким образом, к данным правоотношениям не применяются нормы ГК РФ, в частности, статья 1252 ГК РФ, а применяются нормы, регулирующие особый порядок использования воспроизведений музейных предметов. Данная позиция нашла подтверждение в судебной практике (постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.03.2015 по делу № А63-18468/2012, постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2018 по делу № А40-256706/2016).
В соответствии со статьей 37 Закона о музеях «Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
В соответствии со статьей 7.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.»
Картина, находящаяся на хранении в музее, может быть отнесена к объектам культурного наследия. Если будет установлено, что использование объекта культурного наследия без разрешения является нарушением требований законодательства, то за такое нарушение предусмотрена административная ответственность.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/01/24/ispolzovanie-proizvedeniya-izobrazitelnogo-iskusst/
В соответствии со статьей 7 Бернской конвенции «(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
(6) Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами.»
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – «ГК РФ») установлен срок действия исключительного права на произведение в 70 лет.
В настоящей статье предлагается рассмотреть ситуацию, при которой хозяйствующий субъект намерен использовать на упаковках продукции фрагменты произведений изобразительного искусства, срок действия исключительного права на которые истек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1227 ГК РФ «Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.»
В соответствии с пунктом 1 статьи 1282 ГК РФ «После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, (пункт 2 статья 1282 ГК РФ).
В силу абзацев 2 и 3 статьи 53 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1 (далее – «Основы законодательства о культуре») «Предприятия, предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.»
В соответствии со статьей 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (далее – «Закон о музеях»)«Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций (абзац 2 названного Закона).
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев (абзац 3 названного Закона).»
В соответствии с Законом о музеях Музейный фонд представляет собой совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением определенных ограничений.
Включение музейных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры после проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Гражданский оборот составляющих музейный фонд объектов допускается только с соблюдением ограничений, установленных Законом о музеях. В соответствии с пунктом 2 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 (далее – «Положение») в состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении ни находятся; а также приобретаемые после вступления в силу Закона о музеях государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от формы приобретения.
Пунктом 3 вышеназванного Положения установлено, что в федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) до принятия Закона о музеях независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР) и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 4 указанного Положения установлено, что от имени Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
Отсутствие установленного порядка заключения договоров на предоставление третьим лицам прав на использование в коммерческих целях воспроизведений объектов из состава Музейного фонда Российской Федерации не исключает реализации установленного действующим законодательством правомочия музея и не может являться основанием для произвольного использования воспроизведений этих объектов.и не может исключать действие статьи 36 Закона о Музейном фонде РФ, то есть каким-либо образом ограничивать право музея.
С учетом приведенных норм права можно сделать вывод о том, что для целей коммерческого использования произведения, находящегося в Музейном фонде Российской Федерации, необходимо получить разрешение
Несмотря на то, что музей не является обладателем исключительного права на произведение, воспроизведение картины может быть признано нарушением права музея как владельца картины, включенной в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящейся на хранении в музее.
Статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ. Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абзац 3 статьи 12 ГК РФ).
Данный способ защиты предполагает необходимость доказать законность положения, которое истец желает восстановить, а также то обстоятельство, что прежнее (существовавшее ранее) положение кем-то нарушено и (или) продолжает нарушаться.
При таких обстоятельствах исходя из буквального толкования одного из перечисленных в статье 12 ГК РФ способов защиты прав, а именно пресечение действий, нарушающих право, пресечение действий по использованию изображения картины следует признать, что под реализацией этого способа защиты имеется в виду прекращение нарушения, носящего длящийся характер и имеющего место на момент вынесения судебного акта.
Учитывая функции, цели и предмет деятельности музея, который в силу возложенных на него обязанностей должен обеспечивать учет, хранение, сохранность музейных предметов и музейных коллекций), полагаем, что музей, будучи наделенным правом заключать с третьими лицами гражданско-правовые договоры на использование в коммерческих целях воспроизведений из состава Музейного фонда Российской Федерации, одновременно с этим наделен частно-публичным правомочием по обращению в суд с иском о запрещении такого использования, если оно происходит без согласия музея.
На музей, в коллекции которого находится соответствующий объект Музейного фонда Российской Федерации, законодателем возложена регулятивная функция, целью которой является создание условий, направленных на исключение возможности произвольного использования в коммерческих целях воспроизведений объектов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, лицами, которые таким использованием могут наносить ущерб Музейному фонду Российской Федерации посредством формирования негативных ассоциаций с произведениями искусства.
В случае инициирования спора суд может признать, что требование музея направлено на пресечение действий ответчика по использованию воспроизведения картины в предпринимательской деятельности без согласия музея, нарушающих права музея, предусмотренные статьей 36 Закона о музеях и статьей 53 Основ законодательства о культуре.
Использование способов защиты гражданских прав, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту права (статьи 12, 14 ГК РФ), отвечает существу нарушенного нематериального права и характеру последствий этого нарушения.
Таким образом, к данным правоотношениям не применяются нормы ГК РФ, в частности, статья 1252 ГК РФ, а применяются нормы, регулирующие особый порядок использования воспроизведений музейных предметов. Данная позиция нашла подтверждение в судебной практике (постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.03.2015 по делу № А63-18468/2012, постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2018 по делу № А40-256706/2016).
В соответствии со статьей 37 Закона о музеях «Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
В соответствии со статьей 7.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.»
Картина, находящаяся на хранении в музее, может быть отнесена к объектам культурного наследия. Если будет установлено, что использование объекта культурного наследия без разрешения является нарушением требований законодательства, то за такое нарушение предусмотрена административная ответственность.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/01/24/ispolzovanie-proizvedeniya-izobrazitelnogo-iskusst/
Нет комментариев