Сергей Зуйков →  Что такое патентная аналитика и для чего она нужна?

В наши дни технологии развиваются стремительными темпами и, чтобы не изобретать колесо заново, ученые и разработчики технических решений используют весь накопленный опыт работы в той или иной области, затем анализируют, устраняют возможные недостатки уже имеющихся решений и впоследствии создаютновые технические решенияи новые группы технологий. Так, например, интеллектуальные роботы, квантовые компьютеры, нейротехнологии и бионические органы еще вчера были чем-то заоблачным, а сегодня эти группы технологий определяют состояние развития экономики. Однакополучить объективные данные о текущем состоянии и определить перспективные направления развития экономики в условиях стремительного развития технологий является сложной задачей.

Основным источником, благодаря которому можно проанализировать развитие технологических направлений, оценить конкурентоспособность технологий, определить стратегии вывода продукции на локальный на глобальные рынки, найти технологических и бизнес-партнеров, является патентная информация, которая включает в себя сведения о выданных патентах, поданных заявках, областях приоритетов, стратегиях охраны и других аспектах патентной защиты перспективных технологий и инновационной продукции.В последние годы патентную информацию стали шире использовать экономисты, исследователи в области социальных наук, руководители, бизнесмены и, конечно же, профессионалы. Таким образом, использование патентной информации охватило многие тактические и стратегические виды деятельности, а ее объем стал настолько широк, что обработатьи оценить общую картину состояния соответствующей отрасли крайне сложно и для этого потребуется уйма времени. В связи с этим создается большоечисло аналитических продуктов и сервисов по обработке патентной информации посредством патентной аналитики.В патентных ведомствах ведущих стран формируются специальные направления по бизнес-использованию патентной документации, создаются поисковые сервисы по патентной аналитике.

В целом, патентная аналитика – это важнейший инструмент для продвижения инновационного бизнеса. Ее использование необходимо для инновационной экономики, так как оно позволяет выявить перспективные направления развития различных секторов экономики, повысить качество программ инновационного развития, проанализировать работу конкурентов и понять наличие или отсутствие технологического преимущества перед другими компаниями, а так же позволяет отбросить малоэффективные решения и указать на более действенные технологии, удовлетворяющие потребности компании, повысить эффективность НИОКР и сократить время на их разработку.

Так, например, ФИПС предлагает следующие инструменты патентной аналитики:

— патентные ландшафты;

— патентная технологическая разведка;

— R&D антураж;

— исследование портфелей патентов.

Из вышеперечисленных патентных инструментовотраслевой патентный ландшафт включает в себя комплексное исследование современных технологий, продуктов и услуг на основе патентной и непатентной информации: тренды, стратегии, география, технический анализ, компании, авторы, патентные споры, а именно, он позволяет определить приоритеты научно-технологического развития, конкурентоспособность российских технологий и потенциал импортозамещения, сформировать комплексную научно-технологическую программу, стратегии и планы развития рынков национальной технологической инициативы, инновационных территориальных кластеров. Патентная технологическая разведка включает в себя углубленное профилирование отраслевых компаний, технологий, продуктов и услуг в области технологического приоритета компании (организации), а именно, она позволяет выбрать технологические направления для инвестирования, провести конкурентный анализ и выбрать стратегии патентования. R&D антураж включает в себя оценку перспективности НИОКР, предлагаемых к включению в состав программы исследований и разработок, а именно, он позволяет осуществитьприоритизацию НИОКР, разработать программы исследований и разработок организации (компании), оценить заявки на исследования иразработки для финансирования в рамках Федеральных и ведомственных целевых программ. Анализ портфеля патентов включает в себя сегментирование портфеля патентов по: технологическим сегментам с построением патентных ландшафтов по каждому сегменту; группам важности патентов с оценкой потенциала коммерциализации и выработкой рекомендаций по конкретным способам охраны, а именно, он позволяет оценить портфель патентов компании, усилить охрану в отношении ценных объектов интеллектуальной собственности, провести дополнительную инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности, признанных наименее ценными.

Из перечисленных инструментов и их функционала мы видим, что продукты патентной аналитики могут применяться в интересах и отраслевых органов исполнительной власти, и высокотехнологичных компаний, и научных и образовательных организаций. Таким образом, патентная аналитика – это совокупность методов, техник, инструментов и измерений, позволяющих исследовать направления научно-технологического развития, на основе патентной информации.

К примеру, компания Х планирует начать новый бизнес или разработать новую продукцию. Для этого компанииХ необходимо получить общую картину состояния соответствующей технической отрасли, а также со всей аккуратностью спрогнозировать рыночные потребности. С указанными выше задачами справится патентная аналитика. Она поможет установить эволюцию технологии, тенденцию технических изменений, цикл долговечности технологии, технологии конкурентов и решения, помогающие справиться с возможными проблемами анализируемой технологии. Получив результаты, компания Х сможет понять о своевременности разработки и сфокусировать внимание на проблемах разрабатываемой технологии в случае их наличия, что поможет создать совершенно новый продукт и избежать нарушения прав, а, следовательно, и сэкономит немалые денежные средства, необходимые для ведения судебных процессов или выплаты компенсации за ущерб. В результате, с использованием патентной аналитики на рынке появится новый продукт компании Х, наполненный новыми возможностями и, при этом, учитывающий достоинства и функциональность своих предшественников.

Таким образом, патентная аналитика поможет понять намерения конкурентов, определить технологические тренды, найти разработчиков, выявить патенты, которые нельзя нарушать, и многое другое, а ееэффективное использованиепоспособствует успеху любого предприятия как крупного, так и малого, что позволит открыть новые перспективы для бизнеса в плане стратегического или тактического использования патентной аналитики для детальной проработки своей деловой стратегии на внутренних и экспортных рынках.

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/02/11/chto-takoe-patentnaya-analitika-i-dlya-chego-ona-n/

Нет комментариев