Сергей Зуйков →  Подходы Роспатента в отношении регистрации товарных знаков для фармацевтических препаратов и БАДов

В соответствии с Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности к полномочиям Роспатента относятся функции по государственной регистрации товарных знаков, а также приему и экспертизе заявок на получение правовой охраны в отношении товарных знаков.[1]

Таким образом, в рамках Ведомства, помимо прочего, происходит:

Проведение формальной экспертизы, позволяющей подтвердить наличие необходимых документов и их соответствие предъявляемым требованиям.
Проверка обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака.
И если формальная экспертиза по сути представляет собой анализ «полноты» пакета поданных документов и их соответствие условиям, то экспертиза по существу — это трудоемкий процесс, во время которого специалисту предстоит выяснить степень уникальности обозначения и установить, соблюдены ли обязательные для регистрации требования.

В нормах ГК РФ содержатся общие условия патентоспособности товарного знака. Которые в целом сводятся к необходимости:

наличия различительной способности у обозначения;
отсутствия элементов, противоречащих общественным интересам и морально-этическим принципам;
отсутствия вероятности смешения с другими обозначениями и введения потребителей в заблуждение;
не посягательства на права обладателей других объектов интеллектуальной собственности.
Рассматривая поступившее заявление, специалист Роспатента, на стадии экспертизы обозначения, в первую очередь проверяет соответствие товарного знака вышеуказанным требованиям.

Современные рынки характеризуются большим разнообразием товаров, в подтверждение этому достаточно вспомнить то, что общепринятая Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), используемая для идентификации и разграничения обозначенных групп, содержит 45 классов, в каждом из которых присутствует впечатляющий по размерам перечень. По этой причине, эксперту после общей проверки товарного знака предстоит проверить обозначение на соответствие так называемым частным требованиям, которые могут предъявляться к средствам индивидуализации, используемым в отношении определенных товаров. Как правило, сведения и разъяснения об особенностях такой проверки подробно раскрываются в подзаконных актах, принимаемых Роспатентом. Создание такого рода документов направлено на создание единообразной практики проведения экспертизы. В них описываются обстоятельства, заслуживающие отдельного внимания при анализе того или иного типа обозначений, указываются возможные варианты разрешения спорных ситуаций, а также содержится информация, упрощающая экспертизу товарного знака.

Особенности проверки обозначений, заявленных на регистрацию в отношении фармацевтических препаратов и БАДов

Как и все другие товарные знаки, обозначения, которые заявлены для индивидуализации лекарственных средств и биологически активных добавок сначала проверяются на соответствие общим требованиям, указанным в нормах ГК РФ.

В дополнение к выше обозначенному, с учетом специфичности сферы применения можно выделить следующие моменты, требующие отдельного внимания эксперта:

Особенности экспертизы товарных знаков, указанных для обозначения лекарственных средств.
В связи с тем, что прием фармацевтических препаратов может оказывать влияние на организм человека очень важно удостовериться в отсутствии даже гипотетической возможности введения потребителя в заблуждение относительно свойств и состава товара, а также его производителя. Во всем мире в отношении фармацевтических препаратов применяется ряд унифицированных названий, именуемых Международные непатентованные наименования (МНН). Россия, в соответствии с нормами международных соглашений поддерживает использование таких обозначений и принимает меры по предотвращению смешения товарных знаков и МНН. Таким образом, эксперт в дополнение к прочим обстоятельствам проверяет обозначение на наличие или отсутствие сходства словесного элемента с зарегистрированными МНН путем сравнительного анализа товарного знака с наименованиями, имеющимися в открытых базах утвержденных МНН.[2]
Кроме того, стоит выделить наличие общепринятого символа, используемого в фармацевтической области. А именно, в положениях Руководства, разработанного Роспатентом, указано, что изображение чаши со змеей – общепринятый символ, применяющийся в медицинской сфере.[3] Учитывая это обстоятельство, указанный элемент может быть включен в товарный знак в качестве неохраняемого и при условии его не доминирующего положения в обозначении. Другими общепринятыми обозначениями, используемыми в области фармацевтики, считаются: изображение красного креста, которое является эмблемой Международного Движения Красного Креста, и может использоваться с разрешения уполномоченного органа, а также визуальный элемент в виде зеленого креста, обычно используемый для обозначения аптек.
Условия проверки обозначений, заявленных в отношении БАД.
Согласно нормам действующего законодательства, биологически активные добавки не являются лекарственными средствами по причине отличия результата, который возможен от приема указанных препаратов и разницы в их составе и характере происхождения. Однако, несмотря на указанное, опасность введения потребителя в заблуждение не менее значима. Поэтому при проверке обозначения, специалист Ведомства также выясняет, не сходно ли заявленное для БАД обозначение с уже зарегистрированными МНН. В подтверждение можно привести ссылку из Приказа Роспатента «Об использовании базы данных международных непатентованных наименований (МНН)»: «База данных ВОЗ, содержащая сведения о МНН, рекомендована для использования в качестве дополнительного источника информации в рамках проведения экспертизы обозначений, заявленных на государственную регистрацию в качестве товарных знаков в отношении товаров 05 класса МКТУ…».[4] Это свидетельствует о возможности проведения сравнительного анализа товарных знаков, заявленных для любого из обозначенных в 05 классе МКТУ товаров с имеющимися МНН. Стоит отметить, что указанное положение оправданно и обоснованно: введение потребителя в заблуждение относительно наличия в составе БАД лекарственного вещества (чего на самом деле быть не может) способно принять самые неблагоприятные для обывателя последствия.
В качестве другого момента, также заслуживающего внимание эксперта, следует указать проверку на отсутствие сходства между заявленным товарным знаком и обозначениями, зарегистрированными в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, который ведется Роспотребнадзором.[5] Согласно нормам отечественного законодательства впервые введенные в производство БАДы, а также те, что впервые ввозятся на территорию РФ необходимо зарегистрировать в указанном выше Реестре под используемым названием. Впоследствии специалист Ведомства проверяет словесный элемент товарного знака, используя общедоступную базу и, в случае наличия, зарегистрированного в отношении другого лица, тождественного наименования, принимает решение о невозможности регистрации товарного знака для БАД в целях предотвращения обмана потребителей.
Особенности проверки сходства обозначений, регистрируемых для БАД и фармацевтических препаратов.
На основании имеющейся судебной и правоприменительной практики, можно заявить, что БАД и лекарственные средства являются однородными товарами. В подтверждение этому можно привести Информационное письмо Роспатента от 5 ноября 2008 г. № 10/37 — 646/23 в котором указано, что БАД и лекарственные средства могут совпадать по выпускаемым формам (сиропы, таблетки, капсулы и т. д.), а также имеют единый рынок сбыта и общий круг потребителей, в связи с чем эти товары следует считать однородными. По этой причине при проверке обозначений эксперт также сравнивает заявленное обозначение и имеющиеся товарные знаки в области лекарственных средств и БАДов на предмет сходства.
В завершение следует отметить, что особенности обозначаемых товаров (БАДы и лекарственные средства), обуславливают дополнительные условия проверки товарных знаков, которые направлены на минимизацию риска введения потребителя в заблуждение относительно характеристик, свойств товара, его производителя, а также последствий использования этих категорий товаров.

[1] Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218

[2] Приказ Роспатента от 4 апреля 2008 г. № 45 «Об использовании базы данных международных непатентованных наименований (МНН)» // URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=426180&dst=100001#07390664425730405;

[3] См. подробнее: Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденное приказом Роспатента от 24.07.2018 №128.

[4] Приказ Роспатента от 4 апреля 2008 г. № 45 «Об использовании базы данных международных непатентованных наименований (МНН)» // URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=426180&dst=100001#07390664425730405;

[5] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/02/14/podhody-rospatenta-v-otnoshenii-registracii-tovarn/

Нет комментариев