rule of law → Антимонопольный комплаенс в российском праве
Текст был подготовлен для Telegram-канала rule of law.
Комплаенс как система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
Мы вынесли в заголовок новое понятие из поправок в закон «О защите конкуренции», которые недавно были приняты ГД в третьем чтении. По сути, в законодательстве появились требования к антимонопольному комплаенсу.
Что такое комплаенс?
Комплаенс — это деятельность по созданию в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков нарушения различных норм для целей обеспечения комплексной защиты организации от таких рисков. Виды комплаенса: антикоррупционный, антимонопольный, финансовый, налоговый, санкционный, cybersecurity and data protection. Риски, в свою очередь, бывают финансовыми, операционными и репутационными.
Комплаенс можно определить и как механизм контроля, ведь это формальная программа внутри организации, которая определяет, какие конкретные правила применимы, и эта же программа будет устанавливать рамки деятельности и стратегию, основная цель которых — убедиться, что организация придерживается тех правил, которые должны применяться и соблюдаться.
Антимонопольный комплаенс, в свою очередь, особо важен для компаний, работающих в сфере госзаказа, а также для компаний, которые потенциально могут занимать доминирующее положение на рынке.
Что изменится с принятием законопроекта?
В соответсвии с поправками, иницированными правительством, могут быть утверждены внутренние акты компании, содержащие требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры по снижению таких рисков, способы контроля системы комплаенса, порядок ознакомления работников с актами, а также указание на ответственное должностное лицо (compliance officer). Компании смогут отправить в ФАС внутренние акты или их проекты для оценки.
Что-то подобное есть в других странах?
Мировой лидер по внедрению практик комплаенса — США. Там основными антимонопольными законодательными актами являются Sherman Act 1890 года, Clayton Antitrust Act 1914 года и Закон о Федеральной торговой комиссии (FTC) 1914 года, однако они не регулируют вопросы комплаенса. В то же время суды, назначая уголовные наказания, в том числе за нарушения законодательства о защите конкуренции, пользуются Руководством США по вынесению приговоров. Согласно указанному документу, эффективная программа комплаенса при наличии признаков того, что она успешно внедрена и применяется в компании, должна учитываться судом при рассмотрении дела.
Что касается ЕС, то основной акт, содержащий нормы о защите конкуренции, — Договор о функционировании ЕС, в котором также нет норм о комплаенсе. Однако на уровне и Евросоюза в целом, и отдельных стран-участниц, антимонопольными органами опубликованы документы рекомендательного характера, в которых разъясняется, каким признакам должна соответствовать эффективная программа комплаенса.
Заключение
Таким образом, вопросам антимонопольного комплаенса в развитых правопорядках посвящены в основном подзаконные акты рекомендательного характера. В России данный вид комплаенса планируется закрепить на уровне ФЗ, но, несмотря на это, он останется добровольным, просто хозяйствующий субъект не признают нарушителем антимонопольного законодательства, пока он ведет себя в соответствии с внутренним актом об антимонопольном комплаенсе.
Комплаенс как система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
Мы вынесли в заголовок новое понятие из поправок в закон «О защите конкуренции», которые недавно были приняты ГД в третьем чтении. По сути, в законодательстве появились требования к антимонопольному комплаенсу.
Что такое комплаенс?
Комплаенс — это деятельность по созданию в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков нарушения различных норм для целей обеспечения комплексной защиты организации от таких рисков. Виды комплаенса: антикоррупционный, антимонопольный, финансовый, налоговый, санкционный, cybersecurity and data protection. Риски, в свою очередь, бывают финансовыми, операционными и репутационными.
Комплаенс можно определить и как механизм контроля, ведь это формальная программа внутри организации, которая определяет, какие конкретные правила применимы, и эта же программа будет устанавливать рамки деятельности и стратегию, основная цель которых — убедиться, что организация придерживается тех правил, которые должны применяться и соблюдаться.
Антимонопольный комплаенс, в свою очередь, особо важен для компаний, работающих в сфере госзаказа, а также для компаний, которые потенциально могут занимать доминирующее положение на рынке.
Что изменится с принятием законопроекта?
В соответсвии с поправками, иницированными правительством, могут быть утверждены внутренние акты компании, содержащие требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры по снижению таких рисков, способы контроля системы комплаенса, порядок ознакомления работников с актами, а также указание на ответственное должностное лицо (compliance officer). Компании смогут отправить в ФАС внутренние акты или их проекты для оценки.
Что-то подобное есть в других странах?
Мировой лидер по внедрению практик комплаенса — США. Там основными антимонопольными законодательными актами являются Sherman Act 1890 года, Clayton Antitrust Act 1914 года и Закон о Федеральной торговой комиссии (FTC) 1914 года, однако они не регулируют вопросы комплаенса. В то же время суды, назначая уголовные наказания, в том числе за нарушения законодательства о защите конкуренции, пользуются Руководством США по вынесению приговоров. Согласно указанному документу, эффективная программа комплаенса при наличии признаков того, что она успешно внедрена и применяется в компании, должна учитываться судом при рассмотрении дела.
Что касается ЕС, то основной акт, содержащий нормы о защите конкуренции, — Договор о функционировании ЕС, в котором также нет норм о комплаенсе. Однако на уровне и Евросоюза в целом, и отдельных стран-участниц, антимонопольными органами опубликованы документы рекомендательного характера, в которых разъясняется, каким признакам должна соответствовать эффективная программа комплаенса.
Заключение
Таким образом, вопросам антимонопольного комплаенса в развитых правопорядках посвящены в основном подзаконные акты рекомендательного характера. В России данный вид комплаенса планируется закрепить на уровне ФЗ, но, несмотря на это, он останется добровольным, просто хозяйствующий субъект не признают нарушителем антимонопольного законодательства, пока он ведет себя в соответствии с внутренним актом об антимонопольном комплаенсе.
Нет комментариев