Сергей Зуйков →  Как индивидуализировать товары с географическими названиями на потребительском рынке

Испокон веков Россия известна народными промыслами. Павловопосадские платки, тульские пряники, хохломская роспись — во многих регионах есть достижения, вызывающие гордость. Если рассматривать перечисленные объекты с бытовой точки зрения, сложно обнаружить их уникальность, ведь в современном мире любой вещи можно найти замену. Но традиционные товары имеют особые, отличительные черты, обусловленные неповторимым составом, наличием редких климатических условий в месте происхождения, самобытностью человеческого труда в результате которого они создаются. Например, коломенская пастила изготавливается по традиционному рецепту, которые известен с начала XVIII века. А хохломская роспись как вид народного творчества возникла в XVII веке и по сей день является одним из широко известных русских промыслов. Покупатели сознательно приобретают такие товары, оценивая и выбирая их не по видовому признаку (пастила, платки, посуда и т. п.), а из-за их особых, уникальных в своем роде показателей (рецептура, способ производства и т. д.). Эти свойства обусловлены именно территорией происхождения товара, то есть потребитель желает купить продукт, полученный и изготовленный в месте зарождения традиций его производства.

Указанное выше обстоятельство объясняет важность упоминания географического места создания продукции: производителю необходимо обозначение, указывающее на регион происхождения, а потребителю такая информация поможет выделить желаемый товар среди прочих однородных, но, чаще всего, других по качественным показателям. Закономерно возникает вопрос: каким образом изготовителю указать на товаре территорию происхождения, при этом не нарушая права других предпринимателей и не вынуждая покупателя искать эту информацию на оборотной стороне упаковки товара? Наилучшим решением обозначенной проблемы можно считать регистрацию средства индивидуализации. Целью создания и использования такого объекта интеллектуальной собственности как раз является выделение товаров.

Что выбрать: товарный знак, наименование места происхождения товара или географическое указание?

Самым популярным средством индивидуализации является товарный знак, что имеется ряд причин:

Монопольные и абсолютные права обладателя исключительных прав, который вправе предоставить в пользование обозначение по лицензионному договору или продать его на основании договора отчуждения.
Неограниченный период использования средства индивидуализации. Срок охраны товарного знака после регистрации составляет 10 лет. Однако, по желанию владелец обозначения имеет право продлевать охрану товарного знака на 10 лет любое количество раз.
Широкий перечень требований, которые могут быть предъявлены к правонарушителям. Гражданским Кодексом РФ предусмотрены различные способы восстановления нарушенных прав и их защиты, в том числе взыскание компенсации за понесенные владельцем товарного знака убытки.
Стоит отметить, что исключительный характер прав обладателей обуславливает и ряд изъятий из круга обозначений, которые могут быть зарегистрированы в виде товарных знаков. Так, в соответствии, с пп.3 п.1 ст.1483 ГК РФ, помимо прочего, не подлежат регистрации товарные знаки, состоящие только из элементов, описывающих место или способ производства, или сбыта товара. А также согласно п.4 ст.1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия…».

Указанные ограничения вызваны отчасти тем, что на территории может быть несколько производителей, и как только один из них зарегистрирует обозначение, состоящее исключительно из географического наименования, он получит право запретить другим лицам его использование. В этом случае можно говорить об ущемлении прав других участников торговли, что является неправомерным и недобропорядочным поведением. В дополнение к этому у потребителей может возникнуть ложное предположение о монопольном праве у производителя товара, что введет его в заблуждение.

Тем не менее законодатель все же допускает указание названий географических объектов, но в качестве неохраняемого и недоминирующего элемента в товарном знаке. А также в отдельных случаях, которые будут рассмотрены в следующих статьях, допустима регистрация в качестве товарных знаков географических понятий.

Другой объект интеллектуальной собственности, который применяется для выделения товаров на рынке — наименование места происхождения товара (далее — НМПТ). Если рассматривать средство индивидуализации с учетом специфики его использования, а в нашем случае особенность заключается в свойствах и территории производства продукции, то НМПТ можно считать наиболее удачным для обозначения таких товаров. Это средство индивидуализации создано именно для обозначения товаров народного промысла, чем обусловлен и особый режим обладания правами на НМПТ, правообладателями которого могут стать независимо друг от друга разные лица. Такое положение вещей несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия:

Плюсом является то обстоятельство, что все предприниматели, которые могут производить товар с особыми показателями, например, минеральную воду, имеют право получить свидетельство на НМПТ и использовать его независимо от воли других владельцев обозначения.
Отрицательным моментом можно считать тот факт, что, по сути, правообладатель является только пользователем обозначения и не может передать право пользования НМПТ или передать право в полном объеме по договору отчуждения.
Среди важных особенностей в режиме НМПТ следует выделить также то, что право пользования может быть оспорено другими производителями в том случае, если у изготовителя нет возможности в дальнейшем изготавливать товар со специфическими характеристиками. В случае с товарным знаком такое основание для оспаривания действия обозначения отсутствует.
А также в нынешнем году, 27 июля, вступают в силу поправки к ч.4 ГК РФ, которые предусматривают введение нового средства индивидуализации – географического указания (далее — ГУ). Этот объект интеллектуальной собственности во многом похож на НМПТ: целью регистрации обозначений является обособление товаров, отличительные свойства которых связаны с территорией. НМПТ и ГУ — средства индивидуализации, которые содержат прямую отсылку к месту производства или происхождения продукции. Оба наименования действуют до момента исчезновения возможности производить уникальный товар. Права владельцев свидетельств на указанные объекты интеллектуальной собственности длятся в течение 10 лет, с возможностью дальнейшего продления.

Наиболее существенные отличия между ГУ и НМПТ можно отметить в условиях предоставления правовой охраны сравниваемым обозначениям: в отношении географических указаний планируется применять упрощенные условия патентоспособности заявляемого объекта.

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/02/28/kak-individualizirovat-tovary-s-geograficheskimi-n/

Нет комментариев