Сергей Зуйков → Соотношение товарного знака, фирменного наименования и коммерческого обозначения при подготовке договора коммерческой концессии
В одной из статей мы обсуждали проблему возможности подготовки договора коммерческой концессии, либо лицензионного договора, когда у клиента есть успешный бизнес, а также желание его развивать, и предоставлять право использования другим компаниям своей наработанной бизнес — модели, но нет товарного знака. В такой ситуации при обсуждении и построении правильной договорной модели, возникает необходимость использования в предмете договора иных средств индивидуализации.
Однако, в ходе обсуждения, становится понятно, что зачастую, имеет место полное непонимание и границы между различными средствами индивидуализации стираются.
Таким образом, полагаем, что необходимо внести некоторое разъяснение.
Так, если клиент не имеет товарного знака, либо заявка еще только подана и до получения правовой охраны далеко, однако бизнес процветает, и даже имеет разветвленную сеть, то возможно говорить об использовании в предмете договора коммерческого обозначения.
Коммерческое обозначение – это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий.
Согласно ст. 1538 ГК РФ:
«1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.»
Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.
Коммерческое обозначение не включается в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, их специальная регистрация не требуется.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента его фактического использования, а прекращается, если владелец не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года.
Как же можно подтвердить свое право на коммерческое обозначение?
Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.
Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную различительную способность выделять предприятие (магазин, аптеку, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в рамках определенной территории.
Часто коммерческое обозначение путают с фирменным наименованием, тем не менее, это разные средства индивидуализации.
Фирменное наименование – это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь.
Любое фирменное наименование включает две части – организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Ст. 1541 ГК РФ определяет соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак:
«1. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
2. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.»
Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг.
Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте и, исключительное право возникает после внесения товарного знака в государственный реестр товарных знаков.
Исключительное право прекращается по истечении срока регистрации, либо в случае досрочного прекращения правовой охраны.
Какое же средство индивидуализации имеет более сильную степень защиты?
Можно с уверенность сказать, что таким средством является товарный знак.
Существует огромное количество как похожих коммерческих обозначений, так и фирменных наименований, тогда как товарный знак является уникальным для товаров или услуг определенного вида. Однако, его регистрация необходима и должна соответствовать более жестким требованиям.
Между тем, очень распространены случаи, когда по лицензионному договору предоставляется право только в отношении коммерческого обозначения.
В соответствии со статьей 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, необходимо четко понимать, что коммерческое обозначение призвано служить средством индивидуализации именно предприятия – магазина, ресторана, кафе, но не определенных товаров или услуг, производимых (оказываемых) правообладателем.
То, что касается договоров коммерческой концессии, то, согласно п. 1. ст. 1027 ГК РФ:
«1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).»
Т.е. коммерческое обозначение предоставляется по договору коммерческой концессии в совокупности с товарным знаком, но не само по себе.
Таким образом, можно резюмировать, что каждое из перечисленных средств индивидуализации имеет свои особенности, основания возникновения, срок действия, варианты использования и т.д.
Безусловно, товарный знак имеет максимальную степень защиты, однако в некоторых случаях, существует необходимость использования в договоре иных объектов. Поэтому, для возможности правильного построения договорной схемы, необходимо формирование четкого понимания и разграничения различных средств индивидуализации.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/03/06/sootnoshenie-tovarnogo-znaka-firmennogo-naimenovan/
Однако, в ходе обсуждения, становится понятно, что зачастую, имеет место полное непонимание и границы между различными средствами индивидуализации стираются.
Таким образом, полагаем, что необходимо внести некоторое разъяснение.
Так, если клиент не имеет товарного знака, либо заявка еще только подана и до получения правовой охраны далеко, однако бизнес процветает, и даже имеет разветвленную сеть, то возможно говорить об использовании в предмете договора коммерческого обозначения.
Коммерческое обозначение – это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий.
Согласно ст. 1538 ГК РФ:
«1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.»
Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.
Коммерческое обозначение не включается в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, их специальная регистрация не требуется.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента его фактического использования, а прекращается, если владелец не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года.
Как же можно подтвердить свое право на коммерческое обозначение?
Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.
Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную различительную способность выделять предприятие (магазин, аптеку, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в рамках определенной территории.
Часто коммерческое обозначение путают с фирменным наименованием, тем не менее, это разные средства индивидуализации.
Фирменное наименование – это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь.
Любое фирменное наименование включает две части – организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Ст. 1541 ГК РФ определяет соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак:
«1. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
2. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.»
Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг.
Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте и, исключительное право возникает после внесения товарного знака в государственный реестр товарных знаков.
Исключительное право прекращается по истечении срока регистрации, либо в случае досрочного прекращения правовой охраны.
Какое же средство индивидуализации имеет более сильную степень защиты?
Можно с уверенность сказать, что таким средством является товарный знак.
Существует огромное количество как похожих коммерческих обозначений, так и фирменных наименований, тогда как товарный знак является уникальным для товаров или услуг определенного вида. Однако, его регистрация необходима и должна соответствовать более жестким требованиям.
Между тем, очень распространены случаи, когда по лицензионному договору предоставляется право только в отношении коммерческого обозначения.
В соответствии со статьей 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, необходимо четко понимать, что коммерческое обозначение призвано служить средством индивидуализации именно предприятия – магазина, ресторана, кафе, но не определенных товаров или услуг, производимых (оказываемых) правообладателем.
То, что касается договоров коммерческой концессии, то, согласно п. 1. ст. 1027 ГК РФ:
«1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).»
Т.е. коммерческое обозначение предоставляется по договору коммерческой концессии в совокупности с товарным знаком, но не само по себе.
Таким образом, можно резюмировать, что каждое из перечисленных средств индивидуализации имеет свои особенности, основания возникновения, срок действия, варианты использования и т.д.
Безусловно, товарный знак имеет максимальную степень защиты, однако в некоторых случаях, существует необходимость использования в договоре иных объектов. Поэтому, для возможности правильного построения договорной схемы, необходимо формирование четкого понимания и разграничения различных средств индивидуализации.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/03/06/sootnoshenie-tovarnogo-znaka-firmennogo-naimenovan/
Нет комментариев